Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 00:58, контрольная работа
Задание 1
Охарактеризуйте политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. Соотнесите их учения, одновременно проецируя их на современные общественно-политические отношения.
Задание 2
В чём сущность немецкого национал-социализма? Приведите примеры его существования в исторической ретроспективе. Существовал ли аналогичный политический режим где-либо ещё?
С проникновением нацистских идей в германскую юриспруденцию она стала радикально меняться и быстро утрачивать черты профессионального научно-правового знания, приходить в упадок. Национал-социалистски ориентированные авторы яростно атаковали мировоззренческие устои традиционной европейской теории права: рациональное мышление, искусство аргументации, открытость критике, толерантность, отсутствие национальных барьеров и т.п.
Специфику национал-социалистического правопонимания можно определить через признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Заявление, что нет никакого индивидуального, принадлежащего личности «прирождённого права», а существует лишь народно-расовое, детерминируемое расой право. «Право есть то, что арийцы определяют как “право”». Измышление зависимости природы права от биологической материи особого рода (расы), от воли людей («арийцев»), скроенных из подобной материи, понадобилось для «научного» обоснования концепции «особого права», весьма версифицируемой среди нацистских правоведов. Помимо всего прочего, их рассуждения на эту тему, как никакие другие, чётко обнаруживают катастрофический (и страшный по своим прикладным последствиям) разрыв нацистской юриспруденции с основополагающими началами права, в частности, с таким исходным, как правовое равенство, равенство всех перед законом.
Провозглашённая нацистами максима – право есть продукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, «народной общности» – логически обосновывала тезис, весьма близкий ей по сути. Этот тезис гласил, что полноценными субъектами расово-народного права (а иного «третий рейх» не признавал) выступают лишь члены «народной общности», «народные товарищи». Отбрасывалось и предавалось забвению универсальное, всеобщее правовое равенство. Взамен него насаждалось особенное, «расовое» («народное») равенство, из-за которого за пределами правового общения оказывались значительные группы граждан государства 25.
Произошедшая политическая революция в течение нескольких ближайших месяцев разрушила принципы Ваймарской конституции и более чем на десятилетие (1933-1945 гг.) сформировала совершенно новый, небывалый в истории тоталитарный право-государственный уклад в рамках номинально сохранявшейся республики.
В период национал-социалистической диктатуры кардинально преобразовалась правовая система Германии. Преобразования выражались не только в потоке нового по своим правовым началам законодательства, но и в директивных предписаниях об изменении практики применения прежней системы кодексов. Эта практика поддерживалась новой системой отбора юридических кадров, реализация которой началась почти сразу же после политического оформления диктатуры. Такой подход не был неожиданным, а опирался на заранее декларированную идею слома всего старого права, которая заключалась в п. 19 Программы НСДАП: «Мы требуем немецкого народного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Тезисы о «римском» и «немецком» праве имели мало отношения к реальности, а были лишь подразумением права органического, выражающего общественное развитие, и идеального права, подчиненного новой политической идее «блага немецкого народа» 26.
Нацистские правоведы, взявшие на вооружение «фюрер-принцип», видели в вожде единоличного творца права. Исходя из этого, они придерживались следующей позиции: вопрос о том, что является правом либо противоположностью такового, зависит исключительно от ответа (решения) фюрера, ибо он, по сути дела, – единственный источник права германской нации. По их мнению, фюрер, вынося соответствующие решения относительно права, формулирует «народные законы жизни», которые не подчиняются каким-либо абстрактным правовым постулатам. «Всё, что полезно народу, есть право; всё, что ему вредит, – не право». В данном контексте отчётливо выражена ещё одна характерная черта нацистской трактовки права – прямая постановка его на службу политической конъюнктуре, государственной целесообразности.
Внедрив в общественное сознание (в том числе – в юридическую теорию) своё антинаучное, иррационалистическое правопонимание, национал-социалисты одновременно поставили крест и на правосудии как таковом. Прежде всего они лишили судебную власть подобающей ей самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль над деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Принцип «нет наказания без закона» был заменен постулатом «нет преступления без наказания». Что примечательно, это при том, что многие составы преступлений нарочито формулировались крайне расплывчато; таким образом открывался простор для произвола судей, в подавляющем своём большинстве раболепно служивших гитлеровскому режиму.
Фашистские идеологи выдвигали тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно «наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа». Судьям предписывалось при принятии решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей – из принципиальной идеи о том, что правонарушитель должен быть удален из общества» 27. Сокрушение нацистами правосудия явилось закономерным итогом порочности их идеологии и политики.
Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остаётся наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Однако, она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях её распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления нацизма самых различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх.
Если рассматривать исторические аналоги немецкого национал-социализма, то следует отметить, что, осуществляя «окончательное решение» еврейского вопроса в оккупированных странах, а также подталкивая к этому зависимые страны, национал-социализм часто находил в них родственную идеологию и организации или обнаруживал единомышленников, становившихся его активными пособниками. Массовой была поддержка национал-социализма в Австрии, значительной – в Румынии, Венгрии, Словакии (Чехословакия), на Украине, в прибалтийских странах (Латвия, Литва, Эстония), частичной – во Франции, в Хорватии (Югославия), незначительной – в Норвегии, Бельгии и Нидерландах. Лишь в Дании сопротивление геноциду против евреев было общенациональным.
В 1920-30-х гг. в русской эмиграции существовали фашистские группы и партии, разделявшие идеологию и использовавшие символику германского национал-социализма (например, фашистская партия в штате Коннектикут, США, лидер А. Восняцкий, и Русская фашистская партия в Маньчжурии, Китай, с 1932 г. лидер К. Радзаевский) 28.
Вследствие полной политической и моральной дискредитации национал-социализма и разоблачения его беспрецедентных злодеяний, неонацистские партии и организации, возникшие в послевоенные годы в ряде стран, направили главные усилия на частичную символическую реабилитацию нацистской Германии и её лидеров (такую цель провозгласило Европейское социальное движение, или так называемый Мальмский интернационал, созданный в мае 1951 г. на конференции представителей неонацистских и неофашистских групп из Франции, Англии, Западной Германии, Австрии и других стран в городе Мальме, Швеция). Уже в конце 1940-х гг. появились первые публикации (П. Рассинье и М. Бардеша во Франции, Р. Говарда в Англии, М. Редера в Западной Германии и другие), ставившие под сомнение или прямо отрицавшие уничтожение нацистами европейского еврейства. Распространение во многих странах изданий Института пересмотра истории (город Торранс, Калифорния) и других аналогичных центров, перевод на ряд языков книги американского профессора электроники А. Батса «Мистификация XX века» (утверждающего, в частности, что Катастрофа европейского еврейства – это еврейская выдумка с целью вымогательства денег у ФРГ), а также резко умножившиеся с конца 1950-х гг. публикации такого рода во многих европейских странах, в США, Канаде, Австралии, Южной Африке и т.д., вызвали в 1960-е гг. поток писем в университеты, научные учреждения и газеты с запросами относительно достоверности факта уничтожения нацистами шести миллионов евреев 29.
В Советском Союзе десятилетиями замалчивалось или отрицалось, что главными жертвами нацистских лагерей смерти были евреи 30. Предпринимаются также настойчивые попытки оспорить правомочность Нюрнбергских процессов и их приговоров и найти «здоровый нравственный заряд» в национал-социализме. (М. Бардеш «Нюрнберг и земля обетованная», 1948, «Что такое фашизм?», 1961). С конца 1960-х гг. активизировались откровенно антисемитские, неонацистские партии и движения (Национал-социалистическая партия США, Национальный фронт в Англии, в определенной мере Национальный фронт Ж. М. ле Пена во Франции, родственные организации в Австрии, Испании, Италии, в нескольких скандинавских, латиноамериканских и других странах). Пользуясь финансовой и другой поддержкой арабских стран, эти неонацистские организации снова развернули широкую пропаганду «Протоколов сионских мудрецов» и других юдофобских фальшивок под флагом антисемитизма и всё чаще переходят к прямым погромно-террористическим актам (во Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах). Антисемитская пропаганда этого толка имела определённый успех в некоторых слоях населения, а иногда и в университетских кругах (например, в Англии) во время нефтяного кризиса после Войны Судного дня: в распространявшихся в США нацистских листовках содержался призыв сжигать евреев вместо нефти 31.
Неонацизм (др.-греч. νέος – новый, нацизм) – общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды либо объявляющих себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Неонацизм заимствует элементы нацистской доктрины, в том числе шовинизм, расизм, ксенофобию, гомофобию и антисемитизм. Отрицание Холокоста является его характерной чертой, так же как, например, использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. Это связано с подъёмом белого национализма и движений НС-скинхедов во многих странах мира. В некоторых европейских и латиноамериканских странах приняты законы, запрещающие публичное высказывание пронацистских, расистских, антисемитских и антигомосексуальных взглядов. Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом. В странах, где в период Второй мировой войны существовали национал-социалистические и фашистские движения (например НСДАП в Германии, Усташи в Хорватии, Скрещенные стрелы в Венгрии и др.), современные неонацистские организации считают себя их преемниками. Приговором Нюрнбергского трибунала, заложенным в основу Устава ООН и законодательства многих современных государств, распространение национал-социалистической идеологии и символики (в том числе, свастики) признано противозаконным.
В Советском Союзе отдельные антисемитские выступления нацистского характера (использование свастики, сетования на неполный успех гитлеровского «окончательного решения» еврейского вопроса и т.д.) отмечались ещё в конце 1950-х – начале 1960-х гг., в частности в Ленинграде. В 1970-80-х гг. такие настроения и взгляды едва ли не сознательно провоцировались многочисленными и якобы направленными лишь против сионизма публикациями (авторы В. Бегун, Л. Корнеев, Е. Евсеев и другие), в которых обильно и дословно цитировались (без упоминания источников) расово-антисемитские пассажи из «Майн кампф» А. Гитлера, газеты «Штюрмер» и других нацистских изданий. В условиях проводимой советским руководством со второй половины 1980-х гг. политики гласности и демократизации открыто и почти беспрепятственно афишируют вдохновляемую традиционным русским черносотенным антисемитизмом приверженность к идеологии и практике национал-социализма (символика, демонстрации и манифестации в день рождения А. Гитлера, ряд антиеврейских акций погромного характера) группы молодёжи в Москве, Ленинграде и других городах; общество «Память» и аналогичные ему объединения (например, «Отечество» в Свердловске) на массовых митингах, охраняемых милицией, и в публикациях настойчиво внушали многочисленным слушателям и читателям откровенно нацистский тезис о еврейско-масонском заговоре как главной причине экономических, социальных, экологических кризисов в стране, уничтожения памятников русской национальной истории и культуры. Немногим отличался от этого по идейной направленности ряд публикаций в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва» 32.
В России пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики признаётся одной из форм экстремистской деятельности (согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»), влекущей ответственность в соответствии со ст. 20.3 КоАП РФ. Существует множество небольших неонацистских групп в Соединённых Штатах Америки. В качестве раннего примера такой идеологической тенденции можно привести образование в 1924 году Свободного Общества Тевтонии 33.
Подытоживая, можно отметить то, что политические достижения неонацизма были незначительны: после весьма скромных успехов на местных выборах в 1960-70-х гг. Национал-демократической партии ФРГ, Национальных фронтов в Англии и Франции и подобных им организаций в некоторых других странах, большинство их почти сошло с политической сцены. Однако неонацистская идеология (однопартийная система, авторитарная власть, культ сильной личности, идеал дисциплины и порядка, а также шовинизм и, наряду с антисемитизмом, воинствующий антикоммунизм) имеет достаточно глубокие социально-психологические корни в определённых слоях населения разных стран, и в условиях новых острых экономических, социальных и других потрясений неонацизм может стать реальной опасностью для человечества 34.
Задание 3
Продемонстрируйте генезис развития политических и правовых взглядов в Древнем Риме и Византии. С чем связаны изменения правовых и политических доктрин данных государств?
ОТВЕТ 3:
Для античности, как, впрочем, и для других периодов истории, характерной является та особенность, что наиболее важные в теоретическом отношении политические идеи появляются в период кризиса и ломки традиционной государственности или как попытка её «критического преодоления» (ниспровержения) или в форме реставрации приходящих в упадок ценностей и норм. Политическая философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации полисных форм.
Эти же черты свойственны в период кризиса Римской республики политической философии Цицерона (106–43 гг. до н.э.) – наиболее выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов. Политическое учение Цицерона основывается на двух идеях:
а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции;
б) закон – ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью. Развивая идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении «О Законах» отмечал, что «по истине существует только одно право, которое связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает единый закон» 35.
Информация о работе Контрольная работа по «История правовых и политических учений»