Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Представления К. Маркса о власти и государстве.
Представления М. Вебера о власти и государстве.

Файлы: 1 файл

зачет по управлению.docx

— 80.87 Кб (Скачать файл)

 Представления К. Маркса  о власти и государстве

Марксизм  возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.

Специфика марксистского подхода  к изучению государства и власти – анализ явлений политической и  правовой жизни в первую очередь  как органических составных частей (моментов) классовой общественно исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе. Свои итоговые суждения относительно состояния современного им западноевропейского общества создатели марксизма изложили в «Манифесте Коммунистической партии» – программе Союза коммунистов.

К каким выводам пришли они? Капитализм, победивший в этом обществе, достиг, по их мнению, пика, предела своего развития и более не может справиться с  теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в  лоне буржуазных отношений. Последние  стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального  прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть (гигантские производительные силы, вышедшие изпод  ее контроля), но также породила людей, которые направят это оружие против нее, – современных рабочих, пролетариев. Сама она более не способна оставаться господствующим классом. Капитализм как  тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Классовая борьба пролетариев  против буржуазии приближается к  развязке. Пролетарская революция у  порога: «Призрак бродит по Европе –  призрак коммунизма». Рабочий класс  в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить  все, что до сих пор охраняло и  обеспечивало ее. Ближайшая практическая цель пролетариев, консолидирующихся  в самостоятельный класс,– ниспровержение господства буржуазии, завоевание политической власти.

Такой суммарной оценки буржуазного  строя, состояния западноевропейского  общества середины и второй половины XIX в. Маркс и Энгельс в принципе держались на протяжении всего своего дальнейшего творчества. Разумеется, в эту оценку время от времени  вносились определенные коррективы, дополнения и т.п. Однако два момента  оставались в ней неколебимыми. Во-первых, убеждение, что наконец-то создана  превосходящая все остальные  учения действительная наука об обществе и получено истинное знание капитализма как такового в его главных чертах, капитализма в целом как общественно-экономической формации. Во-вторых, мысль о том, что капитализм, наличествовавший тогда в передовых буржуазных странах, в основном готов для социалистической революции и стоит почти накануне ее совершения.

 

Представления М. Вебера о  власти и государстве

Согласно  классическому определению Макса  Вебера, государство представляет собой  системы отношений господства/подчинения, опирающихся на легитимное насилие [9, с.55]. Государство монополизирует легитимное насилие. Условием эффективности  и авторитета государства является способность государственной власти реально обеспечить безопасность, свободу  и достоинство граждан, проявляя необходимую политическую волю. Наличие  такой воли составляет основу для  единства нации и патриотизма  граждан.

Один из старейших вопросов политической теории может быть сформулирован  следующим образом: "Почему я принимаю власть правителя?" Разумеется, на этот вопрос имеется много прямых ответов, включая привычку, страх, лояльность и т. д. Для развитых демократий сюда следует добавить и определенную, выражаемую явно или неявно веру в  справедливость выборного процесса и законность его результатов. Ожидающая  послушания власть должна руководствоваться  законом. Тот же вопрос может быть перенесен с политического макроуровня  на микроуровень организации. При этом переходе действующими лицами становятся уже не монархи и подданные, не президенты и граждане, а капитал  и труд, руководители и работники. Именно в этом контексте могут  быть лучше всего поняты мысли  Вебера о власти и законности и  его идея "императивной координации". Вебер определял "императивную координацию" как "вероятность того, что определенные команды (или все команды), исходящие  от заданного источника, будут выполняться  данной группой индивидов". Он считал, что в любой организации:

Исполнителей может привязывать  к руководству привычка, привязанность, чисто материальный комплекс интересов  или же идеальные мотивы... Однако эти факторы, даже в их совокупности, не могут создать достаточно надежного  базиса для системы императивного  контроля. Помимо прочего, обычно существует и такой дополнительный элемент, как вера в законность [руководства].

Здесь Вебер вводит понятие, названное  им "тремя чистыми типами законной власти":

1. Рациональные основания - в  основе лежит вера в "законность" моделей или нормативных правил  и в права тех, кто пришел  к власти в их системе отдавать  приказы (законная власть).

2. Традиционалистские основания  - в основе лежит вера в незыблемость  традиции и законность статуса  власть предержащих (традиционная  власть).

3. Харизматические основания - в  основе лежит почтительное отношение  к необычайной праведности, героизму или образцовым качествам определенной личности, а также к нормативным решениям и распоряжениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть)

Основной вклад Вебера в изучение политических форм и режимов  может быть представлен по четырем  направлениям.

Во-первых, Вебер — автор теории легитимности власти, которая в силу своей универсальности позволяет, по словам В.Моммзена, осмыслить не только современное государство, но, no-существу, "все формы властных отношений" и обществе. Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы. Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы. Если нормы признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий.

Легитимность может быть трех типов — рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов — рационально разработанных правил человеческого общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера. социально-экономическое развитие в интересах общества в целом.

Вторым важнейшим достижением Вебера была разработка типов политического лидерства, возникающего к условиях стабильных и нестабильных обществ. Основываясь на своей концепции легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них был присущ собственный стиль поведения, использования средств управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои.

Третье направление деятельности Вебера — анализ социальных оснований политической стабильности и нестабильности. Вебер строил свой анализ, принципиально противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено гипертрофирование роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал экономический интерес, то Вебер само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей.

четвертое направление исследований Вебера-политолога — анализ политического процесса как в своей основе элитарного и содержащего в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую, по мнению социолога, опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая экспертным знанием и получающая поэтому уникальную возможность концентрировать власть в своих руках. Здесь мысль Вебера развивается во многом схоже с направленностью размышлений его друга Р. Михельса. И поскольку в условиях любого политического устройства власть неизбежно концентрируется в руках узкого круга лиц, возникает вопрос, как избежать связанных с такой концентрацией опасностей. Как ограничить власть бюрократии и сохранить общественный строй демократическим, стабильным и развивающимся?

В поисках ответа на этот вопрос Вебер  формулирует концепцию плебисцитарного  вождистского типа демократии, задача которой состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить контроль за действиями административной бюрократии, не допустить  ее в политику, а во-вторых, обеспечить необходимый обществу конкурентный отбор политических лидеров. По мысли  Вебера, решение этих задач возможно лишь в случае противопоставления харизматической  власти лидера власти бюрократического аппарата, в случае его опоры в  своих действиях непосредственно  на народные массы, "через голову" бюрократии. Только такое соединение рационально-правовой власти, олицетворением которой является бюрократия, и власти харизматической личности, опирающейся  на иррациональную веру масс в ее экстраординарные качества, может, согласно Веберу, обеспечить необходимые обществу стабильность и процветание.

 

1.1. Власть – 1) это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо: 2) оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. 
    1.2. Возникновение власти. 
    1) Фридрих Ницше (1844 – 1900): Растения борются из-за власти, жизнь в любой её форме стремится к максимуму чувства власти. Единственной ценностью жизни является воля к власти, ибо это и есть сама жизнь. Мораль, утешающая неудачников, должна погибнуть – тогда погибнут и сами неудачники. 
    Вся история – борьба двух воль к власти – воли сильных («высших», «господ») и воли слабых (рабов, «стада»). 
    2) Психоанализ (Фрейд): стремление к власти есть проявление подавленных сексуальных влечений, либо трансформация психической энергии, либо средство компенсации физической и духовной неполноценности. 
    3) Марксизм: власть является средством обеспечить управление обществом в условиях нарастающего различия интересов и классовой борьбы; власть выражает волю господствующего класса. 
    4) Структурный функционализм: коллективное существование людей, их совместная деятельность невозможны без власти, которая распределяет функции и роли между людьми.   
    1.3. Элементы власти: 

    1) субъект; 

    2) объект; 

    3) основания и 4) ресурсы; 

    5) функции; 

    6) процесс, приводящий в движение все её элементы.  
    Объект власти – лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение.  
    Основания власти – база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.   
    Ресурсы власти – совокупность способов, средств и приёмов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть. 
    Виды ресурсов: 1) экономические; 2) силовые; 3) информационные; 4) демографические (люди, представляющие универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы, количество и качество населения); 5) социальные; 6) правовые.  
    Основными источниками власти в человеческом обществе всегда были 1) насилие, 2) капитал (богатство), 3) знания. В настоящее время решающим ресурсом власти становится знание.   
    Олвин Тоффлер. «Сдвиг власти» (1990): «… знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности, подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».  
    1.4. Виды власти (по объекту власти):  
    1) экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми); 

    2) социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп); 

    3) культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации); 

    4) политическая; 

    5) принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру). 
    1.5. Возможность влиять на всё общество в целом даёт политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях – их лидеры.  
    Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.  
    1.5.1. Признаки политической власти:  

    1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства; 

    2) публичность (действует на основе права от имени всего общества); 

    3) легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны); 

    4) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);  

    5) многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных). 
     1.5.2. Функции политической власти:  

    1) поддержание общественного порядка и стабильности; 

    2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов; 

    3) достижение общественного согласия (консенсуса); 

    4) принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; 

    5) управление делами общества.   

    1.5.3. Виды политической власти:  
    1. По предназначению, функциям: 1) законодательная, 2) исполнительная, 3) судебная. 
    2. По месту в структуре власти: 1) центральная, 2) региональная, 3) местная. 
    3. По основному субъекту: 1) монархическая, 2) республиканская, 3) олигархическая (???). 
    4. По отношению к государству: 1) государственная, 2) общественная.  
    Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением. 
    5. По источнику, ресурсам (Макс Вебер): 1) харизматическая, 2) традиционная, 3) легальная. 
    1.5.4. Макс Вебер о видах политической власти.    
    Политическая власть может основываться на 1) личных качествах, 2) традиции и обычаях, 3) формальном законе.   
    Легитимная (законная) власть опирается на 1) авторитет, 2) поддержку ею идеалов и ценностей, разделяемых гражданами, 3) согласие власти и населения по основополагающим политическим принципам.  
    Чем легитимность отличается от легальности? 
    Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, закреплённая в основном законе государства и обеспечивающая его выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимна, т.е. не приниматься народом. Т. о. юридическая законность (легальность) может быть присуща и нелегитимной власти. 
    Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Она проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или закона.  
    Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».  
    Традиционная власть держится на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (абсолютная монархия). 
    Легальная власть может называться разумно узаконенной, поскольку связана с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"