Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:55, контрольная работа
Представления К. Маркса о власти и государстве.
Представления М. Вебера о власти и государстве.
В чистом виде указанные типы власти встречаются крайне редко.
1.6. Исторические типы распределения
власти между социальными и профессиональными
группами.
1.6.1. XIX век: 1) аристократия (власть привилегированной
знати), 2) плутократия (власть богатства),
3) бюрократия (власть чиновников), 4) демократия
(власть широких народных масс), 5) теократия
(власть религии), 6) автократия (власть
личности).
Плутократия (от греч. plutos - богатство и
kratos - сила, власть) - государственный строй,
при котором власть формально и фактически
принадлежит богатой верхушке общества;
отсюда - плутократы.
Теократия (от греч. theos - бог и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
Папа - высший руководитель Римско-католической церкви - является одновременно и главой государства Ватикан. Исламская революция в Иране в конце 70-х гг. XX в. продемонстрировала переход фактической власти в государстве к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни.
1.6.2. XX век: 1) плутократия, 2) бюрократия,
3) демократия, 4) автократия, 5) партократия
(власть партийных структур), теократия.
1.6.3. XXI век: 1) райтократия (власть средств
массовой информации), 2) технократия (власть
технических специалистов).
В современном обществе существуют
социальные и профессиональные группы,
которые в силу своего особого положения
являются своеобразными центрами притяжения
власти. С течением времени соотношение
между этими центрами власти меняется.
Очень актуальным для последних десятилетий
является превращение мафии в своеобразный
центр притяжения власти.
1.7. Власть в XXI веке.
1.7.1. «Мягкая сила» - новый исторический
тип власти, основанный не на прямом насилии
или экономическом порабощении, а на убеждении
и информационном манипулировании.
Манипулирование (франц. manipulation – махинация)
– 1) скрытое действие, цель которого принудить
кого-либо к действиям (бездействию) вопреки
его собственным интересам; 2) действия,
которые преследуют цели, расходящиеся
с официально провозглашенными целями.
«Мягкая сила» превращается в основное
орудие власти в информационную эпоху,
когда прежние методы господства теряют
свою эффективность и возникает потребность
в скрытом и ненавязчивом подчинении людей
чужим интересам.
Материальную основу «мягкой власти»
образует триумвират «1) создатели смыслов
– 2) неправительственные организации
– 3) средства массовой информации».
Создатели смыслов – творческий слой информационного общества, «креативный класс», формирующий стереотипы поведения, схемы восприятия и действия средств массовой информации и через них влияющий на мировоззрение и поведение широких слоёв граждан.
Реальная власть всё чаще уходит
в тень, к разнообразным неправительственным
группам влияния, часто международным
или просто иностранным. Официальное же
правительство лишь оформляет и проводит
в жизнь разработанную этих кругах политику.
Жёсткая власть, опирающаяся на насилие,
уступила место «мягкой силе», основанной
на убеждении людей, идеологической работе,
тонким манипулировании общественным
сознанием.
1.7.2. Теневая власть – не имеет
публичного характера, скрытое правление,
при котором государственные органы тайно
передают свои полномочия определённым
лицам или группам, не имеющим прав для
её осуществления; власть семьи, партии,
секты, семейного клана, касты, секретной
службы, мафии, дружеского кружка.
1.7.3. Нетократия (net сеть и cratio
править) – форма социальной организации
информационного общества, сообщество
сетей, реальных или виртуальных, тесно
связанных между собой и обладающими равными
социальными правами.
ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ
В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.
Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.
Можно говорить, что государственная власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.
Признаки, отличающие
государственную власть:
• официальный характер, регламентируемый
конституцией, законами;
• структурированность аппарата власти,
т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих
институтов власти;
• общеобязательный характер ее решений;
• наличие права на легитимное принуждение
и использование спецслужб в целях осуществления
законных функций власти;
• возможность отменять постановления
и решения негосударственных политических
организаций;
• обладание рядом исключительных прав,
например, законного изъятия части доходов
граждан и организаций посредством налогообложения.
Государственная власть обладает верховенством.
Это означает, что:
а) все другие властные силы в обществе
действуют в рамках законов, принимаемых
и контролируемых государственной властью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое
пространство на территории страны.
Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
С понятием «государственная власть»
непосредственно связаны
Институт власти означает комплекс учреждений,
организаций; созданный не естественно-природным
образом, а специально сформированный
людьми для удовлетворения общих (публичных)
потребностей, интересов на основе официальных
политических (публичных) правовых решений,
нормативных актов и имеющий возможность
оказывать властно-управляющее воздействие
на общество, отдельные социальные группы,
отношения и процессы.
Итак, публичная власть, отделившаяся
от общества, получает выражение в комплексе
специально учреждаемых государственных
органов.
Государственный орган (от
греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное
в установленном порядке (официальном,
юридическом) образование, выполняющее
от имени государства какую-либо одну
или несколько его функций в соответствии
со своим специальным общественным предназначением,
обладающее организационным единством,
собственной компетенцией (кругом вопросов,
которые составляют предмет его ведения),
полномочиями (совокупностью прав и обязанностей,
которые он должен реализовать и за пределы
которых не должен выходить в своей деятельности).
Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.
Итак, государственная власть —
это:
• право, возможность и способность государства
оказывать через государственные органы
и должностных лиц воздействие на судьбы,
отношения и деятельность людей с помощью
различных средств и методов;
• система соответствующих институтов
и государственных органов, принимающих
властные решения;
• лица, облеченные соответствующими
властными полномочиями.
УПРАВЛЕНИПЕ
Управление — это
Субъекты управления
Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами.
Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.
Важным моментом
является то, какие мотивы побуждают
субъекта управления к руководству,
какие цели он при этом преследует.
В том случае, когда цели управления
(желаемое состояние объекта или
желаемый результат его
1) субъект управления не должен иметь
возможности достижения своих целей за
счет управленческой деятельности в независимости
от достижения целей управления;
2) степень достижения субъектом управления
своих целей за счет управленческой деятельности
должна находиться в прямой зависимости
от степени достижения целей управления.
Полная привязка потребности субъекта
управления управлять к результатам функционирования
объекта управления наблюдается в том
случае, когда субъектом управления является
субъект собственности. Если субъектом
управления является не собственник, а
исполнитель, призванный реализовывать
функцию управления, потребность управлять
у субъекта управления объективно не связана
непосредственно со стремлением получения
наилучшего конечного результата. Более
того, эта потребность зачастую связана
со стремлением субъекта управления удовлетворять
свои исходные потребности, используя
управление, но не ориентируясь при этом
на конечные результаты, а в определенных
случаях и во вред конечным результатам.
Объекты управления
Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Необходимым является наличие у
субъекта управления рычагов воздействия
(мотивации) на ОУ, с помощью которых
можно побуждать его выполнять
управленческие команды (это условие
определяет принципиальную возможность
или невозможность субъекта управления
осуществлять управление). Для того
чтобы механизм мотивирования приводил
к достижению поставленных целей, необходимо
выполнять следующие
1) он должен обладать действенностью на
протяжении всего времени функционирования
ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения
потребностей объекта управления. Этого
можно добиться за счет комплексного использования
рычагов воздействия, периодического
чередования методов мотивирования ориентации,
стимулирующих воздействий на удовлетворение
стабильных долгосрочных потребностей;
2) механизм стимулирования должен увязывать
уровень стимулирования со степенью достижения
конечных целей.
В настоящее время в мировой практике
управления разработан и широко применяется
достаточно большой арсенал средств стимулирования,
отвечающих данным требованиям. Формирование
механизма мотивирования должно строиться
преимущественно на ситуационной основе.
Информационный подход к процессам управления
различными системами представляется
в виде системы с управлением, включающей
три подсистемы: управляющую систему (систему
управления), объект управления и систему
связи.
Согласно информационному подходу, управление
рассматривается прежде всего как процесс
преобразования информации: информация
об объекте управления воспринимается
управляющей системой, перерабатывается
в соответствии с той или иной целью управления
и в виде управляющих воздействий передается
на объект управления. Процессы получения
информации, ее хранения и передачи в этом
случае отождествляются с понятием связь.
Переработка воспринятой информации в
сигналы, направляющие деятельность в
объекте, отождествляется с понятием управление.
Если системы способны воспринимать и
использовать информацию о результатах
своего функционирования, то говорят,
что они обладают обратной связью. Обратная
связь создает возможность эффективного
управления в изменяющихся условиях функционирования
объекта управления даже в тех случаях,
когда возмущающие воздействия не могут
быть измерены или когда их влияние заранее
не известно.
Системы с управлением, или целенаправленные,
называются кибернетическими. К ним относятся
технические, биологические, организационные,
социальные, экономические системы