Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:55, контрольная работа
Представления К. Маркса о власти и государстве.
Представления М. Вебера о власти и государстве.
Послание президента
Одним из основных государственно-политических документов, издаваемых главой государства и носящих стратегический характер, являются его послания Федеральному Собранию (ежегодные и бюджетные). Особенностью российского законодательства является то, что оно формируется на основе норм Конституции РФ с учетом ежегодных посланий Президента РФ, в которых глава государства задает парламенту приоритеты законодательной деятельности. Следует заметить, что в большинстве стран "послания главы государства к парламенту - это своеобразная программа законодательной деятельности парламента на текущий период", а, например, в США ежегодные послания Президента рассматриваются как изложение политической программы правительственной деятельности на предстоящий период.
Начиная с 1994 г. Президент обращался к парламенту с посланиями. излагая оценки положения в стране в различных сферах государственной и общественной жизни, видением основных направлений внутренней и внешней политики государства. Анализ структуры посланий разных лет показывает, что в них нет единообразия: послания Б.Н. Ельцина не были четко структурированы, в посланиях В.В. Путина прослеживается единая линия государственно-правовой стратегии в постановке и достижении целей по укреплению и развитию Российского государства, а также решению задач, поставленных в предыдущих документах.
Конституция РФ не определяет статус
ежегодного президентского послания и
не наделяет его обязательной силой,
а лишь упоминает его как основание
для совместного заседания
Традиционно основную нагрузку по реализации
посланий несет Правительство РФ.
Взаимодействие законодательного и
высшего исполнительного органа
власти в выработке мер по реализации
этого стратегического
Более оперативный и системный характер носили поручения после оглашения Послания Президента в 2006 г. (были обозначены на следующий день после оглашения). Показательно, что поручения исходили уже не от главы государства, а от Председателя членам Правительства. Следует заметить, что контроль за исполнением Правительством всех положений Послания осуществляет Главное контрольное управление Администрации Президента.
Следовательно, ежегодное послание Президента Федеральному Собранию служит не только стратегическим документом, определяющим план законотворческой деятельности российского парламента, но и источником для разработки плана работы на год и ближайшую перспективу Правительства РФ и его реализации всей системой исполнительной власти.
Помимо ежегодных посланий, Президент
РФ с той же периодичностью направляет
парламенту бюджетные послания, в
которых говорится об основных направлениях
бюджетной политики, которая должна
быть призвана способствовать эффективному
решению важнейших социально-
Конституция РФ не упоминает бюджетное послание, однако согласно ст. 170, 184 Бюджетного кодекса в нем определяется бюджетная политика государства на очередной финансовый год, оно является основой составления бюджета, наряду с иными показателями. Как правило, такие послания делаются за полгода до введения в действие нового бюджета, однако в Бюджетном послании на 2006 г. Президент впервые установил ориентиры не только на год, но и на трехлетнюю перспективу: "В 2006 - 2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение инфляции".
Следовательно, в механизме взаимодействия
Президента РФ и Федерального Собрания
послания играют связующую роль между
главой государства, устанавливающим
цели и задачи государственной политики,
и парламентом, реализующим их в
законотворческой деятельности. Начиная
с 2005 г. перед очередным ежегодным
посланием Президент приглашает
в Кремль руководителей фракций
и палат парламента для обсуждения
основных направлений внутренней и
внешней политики с целью выявления
предложений парламентариев и включения
их в послание; в 2006 г. такие встречи
проводились не только с парламентариями,
но и с представителями бизнес-
Интегрирующий характер ежегодного послания проявляется также в том, что на его оглашение приглашаются представители высших властных структур. Так, при обращении Президента с Посланием в 2006 г. помимо парламентариев присутствовали члены Правительства, председатели высших судов РФ, Генеральный прокурор РФ, председатели ЦИК РФ и Счетной палаты РФ, члены Государственного совета, главы основных конфессий.
Таким образом, изучение сложившейся практики показывает, что Послание Президента РФ, с которым он ежегодно выступает перед Федеральным Собранием, является государственно-политическим документом, определяющим стратегию развития страны, основные направления внутренней и внешней политики государства, программу деятельности органов государственной власти всех уровней, в том числе в области прав человека . Послание должно содержать три основных момента: установление стратегических целей на долгосрочную перспективу, подведение итогов выполнения предыдущего послания и с учетом этого - определение тактических задач на следующий год.
2.Структура и значение ежегодных посланий
Также в Конституции Российской Федерации установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (Ст.84 п. «е»). Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.
По сложившейся практике и с
учётом положений Ст.100 Конституции
заслушивание Посланий Президента –
одно из немногих случаев, когда палаты
Федерального Собрания могут собраться
совместно. Хотя Послания не являются
нормативным решением, обязательным
для исполнения конституционно самостоятельными
органами государственной власти, они
служат не только целям ориентации
законодательной деятельности парламента.
Несмотря на то, что Послания Президента
адресуются Федеральному Собранию, основная
тяжесть и ответственность за
их выполнение ложится на федеральное
Правительство. Такое положение
обусловлено тем
Президент (Ст.80), реализуются в основном через деятельность Правительства и подведомственных ему органов управления.
Темпы и структуры ежегодных
Посланий определяются Президентом
исходя из актуальности задач текущего
периода, политической ситуации в государстве
и стратегического видения
Как правило, в первой части ежегодного
Послания Президента содержится оценка
положения дел в стране. Согласно
Ст.5 Закона «О государственном
На законодательном уровне определены
ряд специальных требований и
установок, которые должны содержаться
в первом Послании Президента после
вступления его в должность в
результате всенародных выборов. В
него должен включаться специальный
раздел, посвящённый концепции
Обратим внимание, что речь идёт о прогнозе на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трёх до пяти лет с ежегодной корректировкой, что в известной мере связано с периодичностью выборов Президента (раз в 4года).
В специальном разделе ежегодного
Послания Президента характеризуется
состояние экономики страны, формируются
и обосновываются стратегические цели
и приоритеты социально-экономической
политики, направления реализации указанных
целей, важнейшие задачи, подлежащие
решению их на федеральном уровне,
приходятся важнейшие целевые
Таким образом, в области законодательной, Президент Российской Федерации не только отвечает и решает «судьбу» Государственной Думы (назначает выборы распускает в случаях и порядке, предусмотренных в Конституции РФ), но и наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного «вето» в отношении Федеральных законов, издает нормативно-правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с Посланиями о положении в стране.
3.Послания Президента РФ Федеральному Собранию
3.1 Ежегодные послания Федеральному собранию 1994-2008 годов, их содержание
Темы ежегодных посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране: в 1994 г. — “Об укреплении Российского государства”; в 1995 г. —“О действенности государственной власти в России”; в 1996 г. — “Россия, за которую мы в ответе”; в 1997г. — “Порядок во власти — порядок в стране”; в 1998г. — “Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)”; в 1999 г. — “Россия на рубеже эпох” и так далее.
Остановимся более подробно на содержании Посланий Президента РФ Федеральному собранию последних лет.
Так В 2005 г. особенностью документа
явились выстроенная система
целеполагания, преемственность посланий
и последовавшие за оглашением действия
по его реализации; произошло оформление
Послания Президента как документа
обязательной силы: Государственная
Дума сформировала рабочую группу по
реализации положений Послания, а
Совет Федерации подготовил и
осуществил специальную Программу
действий по его реализации. В настоящее
время Программа как
Послание Президента 2006 г., по мнению политиков, стало самым сильным из всех предыдущих. Сам Президент отметил следующее: "Послание, адресованное стране посвящено одной-двум основным темам, которые можно обозначить в качестве приоритетных примерно на 10 лет". Важным моментом в его содержании стало определение реальных путей решения существующих проблем: так, для выхода из сложной демографической ситуации, по мнению Президента, необходимо достичь повышения уровня жизни населения путем реализации приоритетных национальных проектов, запущенных осенью 2005 г.
В 2007 году исходя из необходимости обеспечить взаимодействие и согласованное функционирование федеральных органов государственной власти при реализации Послания Президента подписан Указа Президента РФ « О первоочередных мерах по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти- порядок в стране» N 1045от 19.09.97).
Исходя из определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (далее именуется - Послание Президента Российской Федерации) приоритетов во внутренней и внешней политике государства предложить Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности включить в указанный перечень следующие законопроекты:
о порядке принятия федеральных
конституционных законов и
Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации;
о судебных приставах;
о мировых судьях;
об исполнительном производстве;
о борьбе с коррупцией;
об ответственности за легализацию преступных доходов;