Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:53, контрольная работа
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Специальность: Экономика
Группа: Пермь
Контрольная работа
по предмету:
ПОЛИТОЛОГИЯ
2013
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
Ответ: Функции политологии объективны и конкретны. Как любая другая наука, политология выполняет в первую очередь познавательную функцию. Изучение политологии дает определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях.
Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, тем самым способствует тому, чтобы члены общества — руководители и рядовые граждане — осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, подлежащих решению, понимали перспективные задачи, которые зачастую закрываются элементарными нуждами.
Изучение политической теории — основа для преодоления стереотипов массового сознания, так называемого здравого смысла. Опора лишь на здравый смысл далеко не всегда помогает разобраться в сложном переплетении политических событий и занять объективно верную позицию.
Научное знание — объективная потребность живой общественной практики. Политическая наука — одна из отраслей знания, в которой нуждаются руководители и подчиненные, элита и массы. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для разработки прогнозов в политике. Отсюда прогностическая функция политологии. Центральная задача политической науки — обоснование политического действия, его средств и методов, в чем заключается ее нормативно-инструментальная функция.
Можно было бы выделить экспертную функцию политического знания. Эта функция является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.
Политология выполняет также и идеологическую функцию. В том смысле, что входит в структуру политического сознания общества как ее основополагающий теоретический элемент, выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, тем самым, пусть косвенно, а не непосредственно, является интегрирующим фактором в обществе, т. е. сплачивает общество в единое целое. Здесь важно учитывать подлинно научную систему взглядов, а не те или иные ее апологетические суррогаты.
Политология в качестве теории политики выступает научной основой для других частных областей политического знания. Прежде всего прикладных исследований политической жизни. В таком случае она образует теоретический уровень познавательного процесса и служит базой для эмпирического уровня познания.
Кроме названных, можно выделить воспитательную, методологическую, аксеологическую и другие. Ясно, что рассмотренные в единстве, они дают представление о политологии.
Политология тесно взаимодействует со многими общественными, гуманитарными науками (экономической теорией, социологией, философией, правом, этикой и др.). Ее роль в российской жизни возрастает, поскольку растет потребность в основательном изучении теории политики, ее осуществления на практике многими субъектами.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
Ответ: Различают два вида политических прогнозов:
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
Ответ: Научное знание о политике первоначально складывалось в русле философской мысли. Именно философы заложили краеугольные камни в наши сегодняшние представления о политическом мире, что позволяет рассматривать их учения как один из важнейших теоретических источников современной политологии. Особенно значительное влияние на современную политическую науку оказала западная традиция философской политической мысли. В своем развитии она прошла несколько этапов.
Первый этап — античная политическая мысль. Она начала складываться в Древней Греции. Для нее был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому.
Второй этап — политическая мысль Средневековья. Главным отличием этого этапа является сильное влияние христианства на политическую мысль.
Третий этап - политические теории Возрождения и Нового времени (XV— XVIII вв.) отличались от учений Средневековья прежде всего светским характером. Мыслителей этого времени волновали прежде всего проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод.
Выдающиеся мыслители Нового времени предложили концепции происхождения государства, основывающиеся на вере в человеческий разум, в способность человека рационально создавать систему государственной власти. Их работы способствовали росту научного интереса к политике, заложили предпосылки для рассмотрения политической сферы как особой формы жизнедеятельности людей. В этот период в политических учениях были сформулированы, обоснованы современные политические ценности: демократия, политические и гражданские права, правовое государство, гражданское общество и многие другие.
В конце XIX — начале XX в. на развитие политической мысли оказывают сильное воздействие социологические теории. Значение социологии для современной политической науки заключается прежде всего в разработке особого методологического инструментария, который должен был «приземлить» знание о политике, сделать его более конкретным, доступным для практических выводов. Именно социологи поставили вопрос о необходимости освобождения науки от ценностных суждений, идеологической предвзятости (М. Вебер), о допустимости изучения социальной реальности методами естественных наук (О. Конт, Э. Дюркгейм), о важности верификации, эмпирической доказательности теоретических гипотез.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
Ответ: Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.
Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания; менталитета, ценностных ориентации и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т. п.) - важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. п.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
Ответ: Для объяснения политической власти важно понимать различие между эффективностью власти и ее легитимностью. Эффективность власти опирается на инструментальные ценности, тогда как легитимность основывается на политических ценностях и абсолютных моральных принципах. Эффективность власти еще ничего не говорит о ее легитимности. Легитимность политической власти, ее институтов — базовый элемент их закрепления и функционирования в обществе. Понятие легитимности означает признание обществом, массами обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. В широком смысле — соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям. Легитимность власти — это социально-психологическое явление. Она существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. Однако не следует думать, что подобные убеждения разделяют все граждане той или иной страны. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его решений. Однако легитимность власти предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества.
Легитимность может быть выражена в добровольном принятии большинством, скажем, конкретной формы правления, власти того или иного класса, гегемонии определенной партии и т. д. В таком случае легитимность возникает из однородности доминирующих в обществе установок, нравов, традиций, признание единых общих интересов и ценностей. Но чаще всего легитимность — предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом.
В политической истории сформировались и в науке описаны различные типы легитимности власти:
легальный тип легитимности: власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности — общее понимание норм, установленных законом.
Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: