Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?

Файлы: 1 файл

Контр.раб.Политология.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)
  1. лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу;
  2. имеют устойчивую служебную иерархию;
  3. имеют твердо определенную компетенцию;
  4. работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
  5. работают в соответствии со специальной квалификацией;
  6. вознаграждаются постоянными денежными окладами;
  7. рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
  8. предвидят свою карьеру;
  9. работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест;

       10)          подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов;

идеологическая легитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности — идеологические ценности. Идеологическая легитимность достигается активной обработкой сознания масс, внушением им определенных представлений, стереотипов. Для этой цели широко используются различные институты воспитания и образования. На современном этапе решающая роль в обеспечении идеологической легитимности принадлежит средствам массовой информации и коммуникации: телевидению, радио, печати;

традиционная легитимность: власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, укорененным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Источник легитимности — традиционное сознание.

Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени в ряде стран Ближнего Востока: Саудовской Аравии, Омане, Иордании, Кувейте и ряде некоторых других, хотя он заметно трансформировался;

структурная легитимность: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности — специфические политические структуры;

харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Источник легитимации — личный авторитет правителя.

Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Бонапарт (Наполеон), В.И. Ленин, И.В. Сталин, Гитлер, де Голль, Мао Дзе-Дун, Ким Ир Сен и др. Харизматический способ легитимизации власти часто используется в периоды революционных перемен, коренной ломки общественных отношений, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величина самой личности вождя, авторитетом которого освещаются институты власти, что способствует их признанию и принятию населением.

Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности. Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.

Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти — историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина II, пытались поставить на службу господствующей власти идеи французских просветителей, а прусский монарх — философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений в отношении государства и управления он видел источник повиновения и согласия. Без такого всеобщего убеждения ни одно общество не может процветать, скажем больше, — существовать, ибо без идей, которых придерживаются все, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы определенные идеи овладели умами всех его граждан и сплотили их. Любая власть стремится быть легитимной.

Для поддержания легитимности власти используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка.

 

 

ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.

Ответ: Политический режим представляет собой совокупность форм, методов, приемов осуществления политической власти, характер взаимоотношений политических институтов и организаций.

Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком. Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства.

В современном мире политические режимы не однотипны. Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества.

Принято выделять основные типы режимов как демократи - ческий, авторитарный, тоталитарный. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя.

Можно выделить общие принципы демократического режима:

1. Признание народа источником  власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается  в том, что именно народу принадлежит  учредительная, конституционная власть  в государстве, что он выбирает  своих представителей и может  периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

2. Участие граждан в формировании  органов власти, принятии политических  решений и осуществлении контроля  за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и  должны находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается невозможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

3. Приоритет прав и свобод  человека и гражданина над  правами государства. Органы государственной  власти призваны защищать права  и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

4. Граждане обладают большим  объемом прав и свобод, которые  не только провозглашаются, но  и юридически закреплены за  ними. В демократических государствах  действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».

5. Политическое равенство всех  граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет  право быть избранным в органы  власти и принимать участие  в выборах в избирательном  процессе, если для этого нет  ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

6. Свободное волеизъявление воли  народа на выборах, выборность  органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа  рассматривается как ключевое  условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

7. Верховенство закона во всех  сферах жизни общества. Демократическое  государство — это правовое  государство. Правовое государство  в интересах гарантирования прав  отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

8. Четкое разделение властей  на законодательную, исполнительную  и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия  отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

9. Сформировались и свободно, без  вмешательства государства действуют  институты и организации гражданского  общества, развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов  удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

10. Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого  спектра социальных интересов  при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Партии, проигравшие на выборах, получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

11. Политический плюрализм дополняется  идеологическим плюрализмом. В обществе  отсутствует какая-то одна официальная  идеология. Многие идейные течения  противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

12. Свобода слова, обеспечивающая  возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей  идеологии. Существуют альтернативные  и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

13. Полиция, спецслужбы и армия  — важные части государственного  аппарата — выполняют функции  обеспечения внутренней и внешней  безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

14. Власть в государстве в  большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.

Экономической основой демократического режима является многообразие форм собственности, рынок, конкуренция, экономически свободный человек. Демократический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни, институты демократии, гарантированные политические и гражданские права, независимые средства массовой информации, разделение властей и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»