Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?

Файлы: 1 файл

Контр.раб.Политология.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Органы публичной власти при этом режиме прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.

Демократический режим — это способ функционирования власти, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в государственных и общественных делах, наделение граждан широким кругом прав и свобод.

Авторитарный режим — это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа.

Этим лицом может быть королевская семья.  В этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. В качестве такого лица может выступать группа элитарной демократии или же лидер сильной политической партии.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют.

Можно выделить следующие характерные черты авторитарного политического режима:

1. Государственная власть поставлена  в рамки права и действует  на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества.

2. Политические права и свободы  граждан в значительной мере  ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «все, что не разрешено — запрещено».

3. Политическая власть сконцентрирована  в руках одного человека или  одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.

4. Отсутствует четкое разделение  властей. Значительная концентрация  исполнительной и зачастую и  законодательной власти  в руках  главы государства,  ограничение  роли парламента в контроле  за государственной политикой  и влияние исполнительной власти  на судебную власть.

5. Допускается политический плюрализм. Наряду с правящей партией  могут действовать и оппозиционные  партии. Однако государственная  власть стремится всячески сузить  возможности для действия оппозиции.

6. Формирование органов власти, а также циркуляция правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно.

7. В обществе доминирует государственная  идеология, но допускаются и другие  идейные течения, более или менее  лояльно относящиеся к правящей  элите, но занимающие ряд самостоятельных  позиций. Различные общественные  силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

8. Признается относительная автономия  от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной  сфер жизнедеятельности общества. Не очень развиты, но относительно  самостоятельно действуют институты и организации гражданского общества, в том числе профсоюзы, добровольные общества и другие организации по интересам. Нет строго организованного тотального контроля со стороны государства за экономической и социальной инфраструктурой.

9. Существует цензура над издательской  деятельностью и средствами массовой  информации. Однако при сохранении  лояльности к правящему режиму  разрешено критиковать некоторые  недостатки государственной политики  и политических деятелей.

10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. Преобладают силовые методы воздействия, однако без применения вооруженного насилия, постоянного террора, массовых репрессий.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы  на выполнение функций охраны правопорядка. Однако они находятся на страже правящего режима и могут быть использованы вместе с армией в качестве карательных органов для подавления общественных сил, выступающих против властей.

По мнению многих политологов, авторитарный режим — самая распространенная форма политической власти и отличается большим разнообразием.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относятся:

 полная зависимость политики  от позиции главы государства  или группы высших руководителей;

 отсутствие у граждан возможностей  предотвращения политических авантюр или произвола;

ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Каковы же наиболее характерные признаки тоталитарного режима? Назовем их:

1. Верховенство государства, носящее  тотальный характер.

Идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, раскрывая значение для данного режима тотального государства, писал: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, а еще в меньшей степени это обладает ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей придает смысл жизни всему народу, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, профсоюзы и классы)». Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить себе, огосударствить любые проявления жизни. Полностью лишены какой-либо независимости, самостоятельности предприятия, учебные заведения, средства массовой информации и т. д.

2. Сосредоточение всей полноты  государственной политической власти  в руках вождя партии, влекущее  фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь наделяется сверхъестественными качествами. Авторитет вождя основывается не на осознанном доверии, а имеет, скорее всего, мистический характер. Для масс характерны слепая вера в вождя, в выдвигаемые им идеи.

Вождя рассматривали как символ нации, мессию, который сплачивает весь народ и ведет его к верной цели. Вождь стоит во главе государства, выражает его волю, сила государства исходит от вождя.

Тоталитарный режим формально не препятствовал участию населения в политическом процессе. Однако это участие направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю, идеологии и политической партии (выборы как простое голосование и поддержку кандидата «блока коммунистов и беспартийных», массовые манифестации, демонстрации, парады и т. п.).

3. Монополия на власть единственной  массовой политической партии, сращивание  партийного и государственного  аппарата, в результате которого  происходят огосударствление правящей партии, утраты его многих специфических функций: выражения и представления социальных интересов, коммуникации, информации и т. д.

4. Максимальное сосредоточение  власти в одних руках — автократия, ликвидирует принцип разделения  властей.

Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в одних структурах, фактически отсутствует независимая судебная власть. Судебная власть сведена до роли служанки, обслуживающей интересы партийно-государственной машины.

5. Подрыв и разрушение институтов  и организаций гражданского общества, которые выражают и защищают интересы граждан, стоят между государством и индивидом. Это не исключает функционирования некоторых общественных организаций: профсоюзов, различного типа добровольных обществ, организаций местного самоуправления. Однако деятельность всех этих организаций находится под полным контролем со стороны правящей партии и регламентируется государством.

6. Господство в обществе одной  всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность  в справедливости данной системы  власти и правильности избранного  пути. Монополия одной партии  ведет, как правило, к существованию  в обществе моноидеологии, не допускающей культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причем монистическая идеология здесь приобретает ярко выраженный мессианский характер. При правом тоталитарном режиме мессианская идеология замешана на расизме, национализме, провозглашающих избранность собственной нации. В основе левого тоталитарного режима лежит мессианский марксизм, большевизм, провозглашающий первую страну социализма мессией, несущей освобождение и свободу всем народам.

Господствующая идеология рассматривается в качестве единственно возможного мировоззрения для всех членов общества. По сути дела, она превращается в особого рода государственную религию, замещая тем самым церковь с ее религиозным вероучением. Здесь внедряются собственные догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются священные книги и культивируются свои святые, свои обожествленные персоны (вождь, фюрер и т. п.). Поэтому не случайно многие подчеркивают, что тоталитарное господство можно рассматривать как своеобразную форму теократического правления. С этим связано и осуществление при тоталитарном режиме тотального политического контроля над умами людей, не допускающего с их стороны никакого инакомыслия и инакодействия. Щупальца идеологического, репрессивного аппарата проникают во все поры общества, устанавливается жесткий контроль над сознанием личности, ее мыслями, внутренним миром. Ставится задача: полностью подчинить человека партийно-государственной машине.

7. Централизованная система контроля  и управления экономикой. В левых тоталитарных режимах эта система базировалась на полном огосударствлении собственности. Партийно-государственные структуры правого тоталитаризма в этом смысле были более либеральны. Так сохранялась частная собственность, и это влекло за собой существование широкой сферы самостоятельности в экономической области, хотя не отменяло наличия жесткого контроля, мобилизации всех материальных, человеческих и интеллектуальных ресурсов на достижение целей государства и идеологии, существования широкой системы принудительного труда.

8. Полное бесправие человека. Политические  свободы и права зафиксированы  формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы  правящей элиты, представленные  как интересы государства. Имеют  серьезные ограничения не только в политических, но и иных правах, таких как свобода права занятия государственной должности, свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии и т.д.

9. Существует строгая цензура  над всеми средствами массовой  информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами.

10. Полиция и спецслужбы наряду  с функциями обеспечения правопорядка  выполняют функции карательных  органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. В необходимых случаях для этих целей используется и армия.

11. Подавление любой оппозиции  и инакомыслия посредством систематического  и массового террора, в основу  которого положено как физическое, так и духовное насилие. Постоянный массовый террор применяется, с одной стороны, как средство уничтожения своих политических оппонентов («врагов народа», «врагов нации»), а с другой — как эффективный способ управления массами. Процесс непрерывного насилия терроризирует все общество, вызывает страх и боязнь всех слоев населения.

12. Подавление личности, обезличивание  человека, превращение его в однотипный  винтик партийно-государственной  машины. Государство стремится к  полной трансформации человека  в соответствии с принятой в нем идеологией. При тоталитаризме ставится задача: сформировать определенный тип личности с особым психологическим складом, ментальностью, поведением. И эта задача решается посредством широкого осуществления стандартизации и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, коллективе, подавлении индивидуального, личностного начала в человеке, культивированием однообразия, одномерности, одноумия, единомыслия.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»