Контрольная работа по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?

Файлы: 1 файл

Контр.раб.Политология.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм — это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

 

 

ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?

Ответ: Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм  жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - признак власти.

Виды лоббизма:

• в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос",  лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный;

• в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

• в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый;

• в зависимости от времени действия: "одноразовый" и постоянный;

• в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

• в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;

• в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования:

плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).

 

 

ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.

Ответ: Выборы в государственные органы являются одной из важнейших черт политической жизни современных демократий. Они предоставляют людям, идущим в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. С другой стороны, во время выборов происходит вовлечение простых граждан в активную политическую жизнь, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказать влияние на персональный состав высших государственных органов.

В каждой стране порядок проведения выборов и способ подсчета голосов регламентируются особыми правовыми нормами. Эти нормы формулируют основные требования к кандидатам в представительные органы и на выборные государственные должности; регулируют деятельность комиссий, осуществляющих проведение выборов. Они определяют статус избирателей и избирательных объединений; устанавливают процедуры предвыборной агитации и голосования; утверждают порядок определения и способы обжалования результатов голосования.

Совокупность этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать в рамках единого электорального порядка. Несмотря на то, что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанная.

Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. Каждое избирательное объединение или партия предлагают избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в соответствующем Органе власти будет осуществляться пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Отсюда и название избирательной системы — пропорциональная.

При пропорциональной системе возникает возможность  вхождения в представительные органы власти мелких избирательных блоков. Как показывает практика, это ведет к излишнему дроблению политических сил в парламенте, способному парализовать его работу. Чтобы предотвратить подобную дробность, вводится так называемый заградительный барьер, т.е. законодательно оговаривается минимальное число голосов, которое должно набрать избирательное объединение, чтобы быть представленным в парламенте страны. В нашей стране таким барьером являются пять процентов голосов. Все партии и объединения, не преодолевшие заградительный барьер, лишаются возможности провести своих кандидатов в парламент, а их мандаты передаются тем, кто преодолел этот барьер, пропорционально собранным ими голосам.

Избиратель при пропорциональной системе голосует не за отдельного кандидата, а за список выбранной им партии или избирательного объединения, который обычно превышает получаемое число мандатов. Кто из списка кандидатов, в конечном счете, войдет в парламент, решается либо на основе принципа очередности (мандат вручается стоящим на первых местах в списке), либо на основе принципа предпочтительности (избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке). Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента.

Мажоритарная (от франц. majorite — большинство) избирательная система. В ее основе лежит принцип большинства. Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Наиболее распространенными видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно получить голосов больше, чем любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50% голосов (минимум — 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Мажоритарная система является по сравнению с пропорциональной универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших должностных лиц государства, например президента. Главным недостатком мажоритарной системы является то, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы.

Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизировать те недостатки, которыми обладает каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может заключаться, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая — по мажоритарной. По такой системе проходят сегодня выборы в Государственную Думу в России.

 

 

ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?

Ответ: Управленческие отношения в политике многообразны. Можно выделить их следующие основные виды:

а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами — с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, учреждения и должностные лица. Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем предоставления соответствующим органам и учреждениям права принимать обязательные нормы в виде законов, решений правительства и т.д.;

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Особенностью этого вида отношений является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.). Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений называется политическим менеджментом.

 

ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?

Ответ: Мировой политический процесс — это все многообразие действий, предпринимаемых государствами на международной арене, совокупность отношений и взаимодействий, складывающихся между ними. Мировой политический процесс — это динамическая характеристика системы международных отношений, позволяющая увидеть, какие происходят изменения в геополитическом пространстве в конкретное историческое время.

  Современный мировой политический процесс отличается следующими особенностями.

Во-первых, изменение положения государств в геополитическом пространстве осуществляется в основном в мирных формах. Государства предпочитают не втягиваться в вооруженные конфликты за территории, решать спорные территориальные проблемы путем переговоров в рамках международного права. Борьба за влияние, за расширение своей ниши в геополитическом пространстве ведется по следующим направлениям: экономическому, информационному, культурному, политическому. Экономическая экспансия государств, обладающих большим потенциалом, осуществляется в виде финансовых инвестиций в экономику других стран, завоевания рынков сбыта, установления контроля над сырьевыми ресурсами других стран и т.д. Информационная экспансия осуществляется путем распространения информации, в которой заинтересовано государство, например, с целью изменения отношения к себе мировой общественности. Информационная экспансия может осуществляться, в том числе, путем установления контроля над мировыми телекоммуникационными каналами. Культурная экспансия заключается в распространении ценностей, образа жизни, стереотипов и мифов, свойственных определенному обществу. В результате культурной экспансии может происходить замещение национальных образцов культуры образцами культуры более сильного государства. Политическая экспансия — это применение средств политического давления, в том числе демонстрация угрозы применения силы, введение санкций. Не надо думать, что экспансия — это удел исключительно сильных государств. В связи с многомерностью геополитического пространства экспансия может осуществляться по какому-либо одному из направлений, параметров. Например, Китай прочно обосновался со своими товарами широкого потребления на рыках США. Распространение ислама из арабских государств осуществляется, в том числе, и через иммиграцию в европейские государства.

Во-вторых, мировой политический процесс развивается противоречиво. Экспансия государств с растущим потенциалом происходит не в вакууме, она вызывает ответную реакцию других государств, порождает столкновения и конфликтные ситуации. В современном мире идет постоянная конкурентная борьба за рынки товаров и капиталов, за влияние на другие государства. Неравенство потенциалов государств ведет к появлению государств-лидеров, своеобразных центров притяжения, вокруг которых происходит консолидация других стран.

В-третьих, несмотря на государственно-территориальный принцип организации современного мира, наметилась тенденция к его глобализации, т.е. происходит постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где, несмотря на национальные границы, распространяются идеи и свободно передвигаются люди. В основе глобализации лежит процесс интернационализации экономики, связанный с появлением транснациональных корпораций, международных банков. Он активно развивается благодаря качественным сдвигам в системе связи и транспорта. Интернационализация экономики поставила на повестку дня проблему функционирования мирового рынка на основе более четких правил, определенных договоренностей. Для решения этой проблемы создаются международные политические и экономические организации, разрабатываются нормы международного права и осуществляется контроль за их исполнением.

Интеграционные процессы проявляются в создании международных межгосударственных организаций. В настоящее время насчитывается более тысячи международных организаций. Самая крупная из них — Организация Объединенных Наций (ООН). В ООН входят ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития науки и культуры, ЮНЕП, в задачи которой входит разработка и осуществление мер по защите среды обитания, МАГАТЭ, решающее вопросы предотвращения распространения ядерного оружия и вопросы развития атомной энергии в мирных целях. Вопросами экономического сотрудничества и развития занимаются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Созданы региональные международные организации: Европейский союз (ЕС), Содружество независимых государств (СНГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АПЕК), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

По оценкам специалистов, процесс глобализации охватил примерно 60 государств, но на их долю приходится три четверти мирового валового продукта. Глобализация есть ответ мирового сообщества на ряд важных проблем современности: угроза экологической и техногенной катастрофы, опасность применения оружия массового поражения, международный терроризм. Решение перечисленных проблем требует участия всех государств, создания соответствующих международных организаций.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»