Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:53, контрольная работа
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
Ответ: Современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно.
Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей:
В институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т. д.) и им просто приходится наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.
С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества существует скорее авторитарная плюралистическая система:
1) авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре (президент и его администрация), поле деятельности представительных органов власти ограничено;
2) плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации. Низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество;
Политической системе России свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: президент - глава администрации президента - премьер-министр;
слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов.
Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием:
• замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политическое культуре общества. Новые институты часто не находили поддержки в обществе, поскольку в. нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения;
• отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т. д.). Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как "свобода". Последняя воспринималась как российское понятие "выйти на волю", то есть делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок.
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?
Ответ: Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце XIX - начале XX веков, что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905 - 1907 годов, во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить:
партии радикальной ориентации - они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России и составляли оппозицию правящему режиму;
проправительственные партии - вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян, типа "Русское собрание", "Монархическая партия". Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма;
партии либеральной ориентации - выражали интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции, и т.д. Среди партий следует выделить "Союз 17 октября" (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. Развитие партийной системы в 20 веке. После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов прошлого века. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.
В октябре 1990 года был принят Закон СССР "Об общественных объединениях", который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму "партийного бума": в 1993 году зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 году их уже насчитывалось около 3 тысяч. Однако возникшая в России многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико.
В 2001 году был принят Федеральный закон "О политических партиях", призванный унифицировать требования, предъявляемые к политическим партиям, и тем самым освободиться от множества мелких партий. Процесс правовой институционализации партий должен завершиться до парламентских выборов 2003 года.