Лекции по "Теория политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:36, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Предмет политологии.
Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Харизматический тип  власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только 'ценностным - с позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

 
Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. 
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения. 
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в "третьем мире". В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства пост коммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

 
Неспособность правящих режимов таких  государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения  к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

 
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой  стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Бихевиористские, концепции власти, подобно реляционистским, исходят  из трактовки власти как отношения  между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются  и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики сознании, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная цель политического действия.

Одну из типичных бихевиористских  трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть самоценна, что позволяет наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также  рассмотрение политических отношений  как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

 

Структурно-функционалистские  интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование чело­века, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3.

Тема 11: Политическое лидерство.

 

     Политический лидер— ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране 
   Формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;  
— неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. 

    Одним из  обобщающих критериев типологии  политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. 
 
    Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров. 
 
    Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений. 
 
    Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае - большая редкость. “Архитипичным” революционным политическим лидером Такер называет Карла Маркса. 
 
    Другая система дифференциация политических лидеров основана на определении корней лидерства, того основания, которое позволило тот или иной личности стать политическим лидером. Т.е. речь идет о том, на чем основана легитимность, или законность, власти. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства. 
 
    Первый тип - традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Следует отметить, что носитель такого рода политической власти может и не стать политическим лидером. Более того, исторический материал свидетельствует, что ради тех, кто получает политическую власть “раз и навсегда”, политических лидеров сравнительно немного:

  • традиционное;
  • харизматическое;
  • рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти. 
     

 

 

 

     

 

 

      Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит «авторитет вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт. По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер. 
 
     Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, существует благодаря личным качествам харизматического лидера. Данный тип власти характеризуется абсолютной легитимностью. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Харизматическое лидерство по Веберу возникает в критических ситуациях, прежде всего в периоды революций. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или, чаще, в бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы». Так же Вебер считал, что признание лидерства харизматическим далеко не безусловно: лидер должен доказывать свою харизму, и лучшим доказательством является успех его лидерства, достижение поставленных целей. Напротив, если он долгое время терпит неудачи, это его качество отвергается, и его авторитет падает. Нет сомнения, что харизмой в глазах миллионных народных масс, поверивших в социалистические идеи, обладал В.И. Ленин. Формулируют следующую закономерность или, по меньшей мере, тенденцию: чем менее развита политическая система, тем большую роль в ней играет харизматическое лидерство. 
 
     Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Лидер-чиновник выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной и целесообразной с точки зрения поддержания целостности социальной системы. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл «господство в силу легальности, в силу веры, в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами».

 

 

  Тоталитарный  политический режим - общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида  политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство.

     Они эффективны  в период войн. Однако такие  системы слабо приспособлены  к развитию общества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеет исторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутренних ресурсов тоталитарное государство истощает себя. 
     Авторитарный политический режим – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения 
 любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен.

    Как правило,  условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов прийти к власти.

    В то же  время социально авторитаризм  имеет хорошие шансы для выживания.  В распаде социально-экономических  связей и кроется главная причина возникновения авторитарных режимов. 
    Демократический политический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства 
не смотря на все достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о её недостатках.

     Платон, например, говорил, что демократия - самая  коррумпированная форма правления  после тирании. Гёте писал: "Ничего так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет"  

 

 

 

   

     Очевидно, что демократии  в чистом виде не бывает, однако  она остаётся самой лучшей  известной формой правления. 
     Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.  
    Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.

Информация о работе Лекции по "Теория политологии"