Лекции по "Теория политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:36, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Предмет политологии.
Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Политология не только предлагает необходимую для образованного  человека сумму знаний, но и помогает утверждать в обществе начала гуманизма - идеи демократии, правового государства, гражданского общества.

 

Вопрос №2.

Тема 6: Политическая власть: характерные черты и особенности.

 

Власть — это возможность  и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе

 

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует  свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым  она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Власть возникает в  отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам  политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные  группы и слои). Они влияют на  власть опосредованно. В периоды  радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения.

- государство;

- политические партии  и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе.

- групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов,  референдумов;

- толпа (охлос). Толпа  может брать власть в свои  руки в условиях кризиса, отсутствия  какой-либо организованной политической  силы.

 

Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными ресурсами принуждения.

 

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций  ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Методы властвования - это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их  повиновения.

Властная деятельность  осуществляется  двумя  основными  способами: принуждения и убеждения.  Их содержание и соотношение в различных структурах власти различны. Но в любом случае всякая власть предполагает принуждение.

Принуждение -  это специфическое свойство любой власти.  Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, путем использования силы или угрозы и лишения его возможности выбора между  подчинением или неподчинением.  Принуждение может быть физическим и психическим. Формами физического принуждения являются штрафы, исключение из организации,  лишение свободы,  террор,  репрессии и так далее. Оно возможно в рамках социальных норм,  регулирующих  деятельность власти и подчиненных

Самым распространенным  видом психического принуждения является общественное мнение.  Оно регулирует поведение людей и социальных институтов,  формулирует  и  проводит в жизнь определенные нормы общественных отношений.

Убеждение как  способ властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подвластных. Это влияние,  сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения - это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти.

6.7 По каким основаниям можно классифицировать виды власти? Приведите примеры таких классификаций.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.

Существуют и другие подходы к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— тоталитарную;

— авторитарную;

— либеральную;

— демократическую.

 

 

К особенностям политической власти относятся следующие:  
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;  
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;  
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;  
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;  
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

 

Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в  рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

Одним из ключевых понятий в политологии является «политическое господство». Его нельзя рассматривать как доминирование, угнетение, подавление и т. д. Политическое господство — это структурирование отношений власти в обществе, когда создаются условия (система институтов) для того, чтобы одни имели возможность издавать указы и распоряжения, а другие — их исполнять.

Власть и господство тесно связаны между собой. Однако не всякая власть означает господство. Можно захватить власть, провозгласить  суверенитет власти на определенной территории в той или иной стране, но если там не будут созданы соответствующие структуры власти, а значительная часть населения не будет подчиняться этой «провозглашенной» власти, то политического господства там не возникнет.

Господство предполагает, что власть принимает институциональные формы, создается устойчивая система политического управления, при которой одни управляют, а другие подчиняются.

Понятие «господство» предполагает центр и периферию, которые активно взаимодействуют  и имеют соответствующие коммуникации, связи и отношения. Если центр не удовлетворяет политическим, экономическим, социальным «запросам» периферии и для нее становятся более предпочтительными другие связи и отношения, то отношения господства и подчинения между центром и периферией начинают ослабевать. Власть — это не только сила и воля властвующего, но и осознание зависимости и готовность подчиняться подвластного. Когда власть прибегает к насилию — это верный признак того, что структурированная система господства и подчинения нарушена.

6.11 Какой смысл вкладывается в понятие "легитимность" власти? Какие формы "легитимации" власти Вы знаете?

Положение, при котором  люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право  приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной  и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Информация о работе Лекции по "Теория политологии"