Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:36, курс лекций
Тема 1: Предмет политологии.
Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.
Интеграционный характер
политологии обуславливает
При изучении политической сферы очень
важен социологический подход. Он предполагает
выяснение социальной обусловленности
явлений, влияние на политическую систему
экономических отношений, социальной
структуры, идеологии, культуры. Антропологический
и психоаналитический подходы учитывают
непременное влияние биологического фактора
на политику (инстинктивные, подсознательные
психологические процессы и их мотивации,
как личностные, так и коллективные).
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровной родственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.
Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении достоинства и прав человека.
Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на ранете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.
Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.
Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями.
В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.
В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшат жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела которым занималось ранее лишь преимущественно гражданскою общество — область приватных, частных взаимоотношений людей — гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики.
Вопрос № 5.
Тема 18: Современная политическая теория: основные направления исследования.
Основными
направлениями
– изучение основ американского
управления и политики – общенациональных
политических институтов, избирательных
технологий, политического лидерства,
политического поведения на федеральном
и региональном уровне и др.;
– сравнительная политика, связанная
с исследованием политических проблем
во многих странах. Особое значение здесь
придавалось советологии (кремленологии);
– международные отношения и мировая
политика. Исследуются проблемы войны
и мира, международных общественных движений,
контроль за вооружением и разоружением,
работы международных организаций;
– политическая философия и политическая
наука.
Разрабатывается
широкий круг проблем – от истории политической мысли до ее
современных философских интерпретаций;
– разработка содержания и методов прикладной
политологии, исследующей практические
аспекты функционирования политики в
конкретных сферах общественной жизни
от уровня личности, социальной группы
до производственной, деловой, финансовой,
культурной, социально-бытовой и др. сфер
жизни.
Ведущими
политологами в США в настоящее время
являются Р.Даль, Д.Истон, С.Хантингтон,
Т.Стронг, З.Бжезинский, С.Коэм, Ф.Гринстайн,
Л.Фрчдман, Р.Такер, Ч.Элиот, У.Бинтон, Ф.Хайек.
Настало
время найти принципиально
Не будет преувеличением, если мы скажем, что именно благодаря активной борьбе бихевиористов за признание поведения как основного и единственного предмета в зарубежной психологии утвердилась парадигма объективности. Не забывая о том, что идею объективной психологии выдвинул И. М. Сеченов за 40 лет до бихевиоризма, следует все же отметить, что бихевиоризмом был осуществлен в истории психологии поворот, положивший начало объективной психологии как науки, имеющей в своем распоряжении и объективный предмет, и объективный метод исследования этого предмета.
Именно с него парадигма объективности стала определять все то, чем жила тогда психология, начиная от фактов, на которых она была основана, и кончая ее концептуальным строем, выражающим ее суть.
В мировой политической
науке выделяется три основных подхода к
определению характера и содержания политического
процесса в зависимости от характера политических
факторов, а также временной единицы измерения.
Сторонники первого, институционального
подхода связывают рассматриваемое явление
с трансформацией институтов власти -
основных субъектов политического процесса.
Средовые условия,
например, социальная инфраструктура,
при этом учитываются лишь
частично или даже косвенно, поскольку
рассматриваются как имеющие
второстепенное значение. Временные
границы невелики. Они в лучшем
случае охватывают отдельные исторические события.
Представители второго, бихевиорального
подхода, в качестве субъектов политики
рассматривают отдельных индивидов или
группы людей. Поэтому политический процесс
предстает в виде “результирующего вектора”
поведения, политических воль и интересов
этих субъектов. Однако в рамках этого
подхода не находят достаточно полного
отражения масштабные, структурные аспекты
политического процесса. Временные единицы
измерения здесь также невелики. Они позволяют
изучать политический процесс в основном
в рамках повседневности.
Третий, структурно-функциональный
подход акцентирует внимание не столько
на непосредственно наблюдаемой стороне
политического процесса, сколько на внутренних
структурно-функциональных особенностях
политической системы и среды, обуславливающих
тот или иной способ и характер действия
и взаимодействия между факторами. Единицами
анализа при этом выступают не столько
индивиды и группы, сколько большие структуры
политической системы (и сама система
в целом), а также их функционально-ролевая
структура.
Основное внимание
уделяется анализу
Функциональный
подход требует изучения зависимостей
между политическими явлениями, обнаруживающихся
в опыте, например, взаимосвязей уровня
экономического развития и политического
строя, степени урбанизации населения
и его политической активности, избирательной
системы и количества партий и т.п. Этот
метод предполагает абстрагирование от
этической оценки политики и ориентацию
лишь на факты и логику.
Одним из первых функциональный метод в политологии широко использовал
Н. Макиавелли, провозгласивший
отказ от религиозных догм
и этических ценностей при
изучении политики, необходимость
анализа реальной жизни во
всей ее противоречивости. Специфическим
развитием и качественным обогащением функционалистских установок
выступает бихевиористский подход, который
будет специально рассмотрен в следующем
параграфе.
К функционалистски, позитивистски
ориентированным методам примыкает структурно-функциональный
анализ. Он предполагает рассмотрение
политики как некоторой целостности, системы,
обладающей сложной структурой, каждый
элемент которой имеет определенное назначение
и выполняет специфические функции (роли),
направленные на удовлетворение соответствующих
потребностей системы.
Деятельность
элементов системы как бы
Американский социолог
Толкотт Парсонс (1902–1979), являясь
представителем структурного
«Понятие общества:
компоненты и их
Парсонс определял общество
как особый тип социальной системы, который
достигает самого высокого уровня самодостаточности
по сравнению с другими окружающими системами.
Самодостаточность –
это функция обеспечения контроля над
отношениями, возникающими в социальных
системах, и внутренними механизмами,
происходящими в самой социальной системе.
Парсонс определяет пять сред
социальных систем.
1. Высшая реальность.
2. Культурные системы.
3. Системы личности.
4. Системы поведенческих
организмов.
5. Системы физикоорганической
среды.
А также подсистемы, действующие
в открытой системе:
1) биологический организм;
2) усвоение норм и ценностей;
3) совокупность способов
поведения, ролей;
4) цели и идеалы общества.
В подсистемах, которые выделил
Парсонс, обеспечивается выполнение следующих
функций:
– адаптивной;
– личностной («целедостижение»);
– социальной («интеграция»);
– культурной («поддержание социального
стандарта»).
Если в системе или подсистеме
нарушается какая-либо функция, это вызывает
дестабилизацию и д езорганизацию всего
общества, порождает конфликты. Конфликт
в обществе – неестественное и аномальное
явление. Парсонс был убежден, что между
всеми элементами общества нужно стремиться
поддерживать бесконфликтные отношения,
равновесие и сотрудничество.
Парсонс
развил эту идею «социального порядка», в которой над конфликтом доминирует
достижение консенсуса в структуре отношений
и общества.
Таким образом, Парсонс отвергает конфликт
как способ развития общества, чем вызывает
в1950е гг . резкую критику научного сообщества,
тем не менее его взгляды остаются весомой
альтернативной позицией западной социологии.
Развитие
общества, по Парсонсу, возможно
благодаря стремлению к