Лекции по "Теория политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:36, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Предмет политологии.
Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения методы различных наук, на которых она базируется. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всесторонней познать ее предмет.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 

      Внутренняя  интегрирующая функция социальной  системы также способна помочь  в сохранении консенсуса в  общественных отношениях. 
     Например, посредством развития правовых институтов, усиления роли религиозных отношений, укрепления и сохранения обычаев в обществе возможно обеспечить взаимопонимание и порядок в общественной жизни. 

 

     Формирование политической науки во Франции, как считает П. Фавр, заняло примерно полвека между двумя символическими датами: 1871 г., когда Э. Бутли основал "Свободную школу политических наук", и 1913 г., когда была опубликована книга А. Зигфрида "Политическая карта западной Франции при Третьей республике".

     Между этими  датами было опубликовано множество  работ, составивших основы французской политической науки. Это прежде всего "История политической науки в ее связи с моралью" П. Жане (1851 г.), "Принципы политической науки" Э. де Парье (1870 г.), "Элементы политической науки" Э. Шеврьера (1871 г.), "Философия политической науки" Э. Акола (1877 г.). За ними последовали ставшие классическими труды А. Эрсана, А. Мишле: "Идея государства" (1896 г.), "Политическая доктрина демократии" (1901 г.) и др. 

 

      В политической  истории герменевтика главным  образом ассоциируется прежде  всего с "кембриджской школой", к которой относились такие писатели, как Квентин Скиннер и Джон Данн. Для ученых-герменевтиков наибольший интерес в творчестве, скажем, Джона Локка (Locke) представляет не последовательный набор предписаний, когда нам предлагается подчиняться правительству, а вопрос, какое значение имеет текст, когда он привносится в социальный контекст, и мы начинаем понимать, что имел в виду автор под собственностью и под "слугами".

     В какой-то  мере к герменевтике можно  относиться просто как к дисциплине, имеющей иную природу, иные акценты, чем толкования, отвечающие на вопрос: "Безотносительно к содержанию, что может данный текст поведать нам сейчас?" Однако некоторые практикующие герменевтики терпеливо сносят обвинения в отказе от любой возможности стойкой или разложимой аргументации и в том, что рассматривают такого рода значение, которое вытекает из конкретных контекстов и внутренних их интересов, как единственную форму значения.

 
        Чикагская  школа политических наук - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом. 
     Отличительной чертой этой школы явилось разнообразие междисциплинарных связей с другими чикагскими школами: социологии, философии, антропологии, экономики. 
Блестящим представителем Чикагской школы, учеником Ч.Мерриама был Гарольд Лассуэл (1902-1979). В своих трудах "Техника пропаганды в мировой войне (1927), "Психопатология и политика"(1930), "Анализ политического поведения"(1947), "Будущее политической науки"(1963) и др. Лассуэл много внимания уделяет методологическим вопросам исследования политики.

     Большое  место среди них занимает разработка  теории политического психоанализа. Лассуэл использует методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды. 
 

     

     По мнению  ученого психологический механизм  той или иной личности является  важнейшим фактором, определяющим  отношение индивида к политике. При анализе политических действий и политического процесса главным является вопрос о власти и вытекающее из нее распределение ценностей. В своей работе "Политика: кто получает что, когда и как"(1936) американский политолог ставит следующие задачи, которые должна решать политическая наука:

1) определить цели и объекты политического процесса;

2) выявит основные тенденции в распределении ценностей;

3) наметить вероятные изменения в будущем;

 4) выбрать способы действий, ведущие к максимальному достижению ценностей. 
 
    Исследования политики, представленные Чикагской школой сохраняют свою актуальность в решении проблем "микроструктуры" (психологический мир личности и малых групп) и составляют "золотой фонд" мировой политической науки. 
 
    Становление французской школы политологии происходило на фоне всемирного противостояния французской и британской колониальных империй и борьбы за лидерство и геополитическое пространство между Францией и Германией на европейском континенте. Но в отличие от британских и американских коллег французские политологи не были строгими приверженцами морских стратегий и тяготели к стратегиям континентальным. Учитывая процессы, происходившие во французском обществе в конце XIX — начале XX в., французские политологи уделяли много внимания исследованию государства и его институтов, нарождавшихся политических партий, расширению участия граждан в избирательном процессе и вообще в политической жизни.

    Именно во  Франции влияние философии и  социологии на становление политической  науки проявлялось сильнее всего. Среди мэтров французской политологии того времени выделим Эскира де Парье «Принципы политической науки» (1870), Эдмона Шевриера «Элементы политической науки» (1871), Эмиля Аколя «Философия политической науки» (1877). 
     

     В условиях перестройки политической, социальной и экономической структуры американского общества, связанной с великой депрессией и Новым курсом, движимые стремлением связать научность политологии с её способностью служить демократическим ценностям, американские политологи обратили внимание на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и иных политических институтов.

     В русле  этой тенденции зарождается бихевиоральное  направление политических исследований. Суть его - изучение поведения заинтересованных групп в политическом процессе. Наиболее видными представителями были Г. Мерриам и Г. Лассуэл. 
Бихевиоризм возник на волне резкой критики отвлечённых политических доктрин и стремления расширить и обогатить поле научных исследований исторической реальности. Бихевиористская методология противостояла марксистской, отдающей предпочтение глобальному и классовому подходам. 
     Методологическим стал принцип эмпирического редукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма, которая строится на признании предметной областью научного анализа эмпирически достоверных фактов политического поведения индивидов.

 

 

 

 

 

     Согласно  данному принципу научный смысл  имеют только те положения,  которые эмпирически подтверждаются. Всё остальное: абстрактные теории, понятия о сущности политики, власти и т.д. - не имеют научной ценности и выходят за пределы научного исследования. Главными инструментами исследования признаются интервью и статистические методы. 
     Бихевиорализм вызвал интерес тем, что, отвергая отвлечённые рассуждения о политике и власти, ориентировался на получение конкретного знания о политическом поведении людей. Причём знания, по словам его последователей, нейтрального, поскольку политическая сторона поведения человека рассматривалось как естественное свойство людей, независимое от социально-классовых интересов.

     Например, политическая власть трактовалась  в духе Ницше: в виде присущего  человеческой природе признака, даже его инстинкта. 
     Бихевиористская методология ложилась на благодатную почву критики авторитарных и тоталитарных режимов, основывающихся на концепциях надличностного государственного или партийного интереса, на догме полного подчинения личности государстве, системе. 
    Бихевиоризм перекочевал в Европу. 

     Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: 
  1. адаптация - рассматривает отношение между системой и средой.

    Система должна  обладать свойством приспосабливаться  к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы. 
 
  2. целедостижение – выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения. 
 
  3. интеграция – подразумевает координацию всех частей государственной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. 
 
  4. удержание образца – создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей. 
 

    Дюверже Морис (1917) - французский социолог и политолог, специалист в области политической социологии. 
  

     Мировая  известность пришла к Дюверже  после выхода книги "Политические  партии" (1951). В ней рассматривались  структурно-организационные основы  партий, особенности их становления и развития как институционализированных общностей, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем.

    

   Дюверже были  сформулированы "три социологических  законам взаимосвязи избирательных и партийных систем.

 

 

     Их содержание  сводится к следующим положениям:

 1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой;

2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу;

3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы. 
 
   Дюверже неоднократно консультировал правительства некоторых стран по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Награжден орденами Франции, Мексики и Греции. 
 
   Основные работы Дюверже: "Политические партии" (1951), "Идея политики. Применение власти в обществе" (1966), "Янус. Два лика Запада" (1972), "Социология политики: элементы политической науки" (1973).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ледяев В.Г. 'Власть: концептуальный анализ. 2001.' : М.: 'Российская политическая энциклопедия' (РОССПЭН), 2001.

 

2. Гаджиев К.С. Политология: Учеб. для вузов. -М.:Логос,2008..

 

3. Курс политологии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lekziya.ru

 

4. Экономико-правовая библиотека - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vuzlib.net.

 

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2000.

 

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.

 

7. Политология: Учебное пособие для технических вузов (под ред. Василика М.А.) Изд. 4-е, перераб.

 

8.Основы политологии: Учебное пособие 2-е издание, исправл.,доп./Т.А.Кулак, В.Н.Костерев.- СПб.:Петербургский государственный университет путей и сообщения, 2011.




Информация о работе Лекции по "Теория политологии"