Лоббизм, его возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Лоббизм — это специфическая политическая деятельность частных и общественных организаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиться от законодательной и исполнительной власти одобрения или отклонения тех или иных законопроектов или административных актов. Средства и методы лоббистской деятельности: выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; предоставление результатов исследований; организация кампании «давления с мест» (массовые потоки писем, телеграмм и пр.); финансирование избирательной кампании кандидатов; проведение пропагандистских кампаний; распространение а избирательном округе законодателя результатов его голосований; прямой подкуп и т. д.

Содержание работы

Терминология и основополагающие принципы…………………………..…3
Формы (технологии) лоббизма………………………………………………..5
Регламентация лоббизма в западных странах………………………………..6
• Соединенные Штаты Америки……………………………………………...6
• Канада………………………………………………………………………..12
• Великобритания……………………………………………………………..16
• Германия……………………………………………………………………..21
• Франция……………………………………………………………………...24
Группы интересов в России……………………………………………………26
• "Секторизация" российского стиля политики……………………………..26
• Закрытость переговоров между правительством и группами интересов..27
• Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов.........28
• Законопроект «о лоббизме»………………………………………………...29
• Взаимоотношения государства и бизнеса в России.……………….......….30
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………………..…….35

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Институт  государственного  управления и права

Кафедра  истории и политологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

 

 

по дисциплине:  Политология

 

тема: Лоббизм, его возникновение и развитие

 

 

 

Выполнила студентка

Заочной формы обучения

Специальности Менеджмент организации

Специализации Управление бизнесом в строительстве

5 курса группы УБС-6-07/2

№ студенческого билета 09-015                 ______________                 Белова Н.И.

                                                                                             (подпись)                        

 

 

 

Проверил преподаватель

_________________________________              __________________                ______________________

(ученая степень, звание)                                            (подпись)                               (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Содержание

 

 

Терминология  и основополагающие принципы…………………………..…3

Формы (технологии) лоббизма………………………………………………..5

Регламентация лоббизма в западных странах………………………………..6

    • Соединенные Штаты Америки……………………………………………...6
    • Канада………………………………………………………………………..12
    • Великобритания……………………………………………………………..16
    • Германия……………………………………………………………………..21
    • Франция……………………………………………………………………...24

Группы интересов в России……………………………………………………26

    • "Секторизация" российского стиля политики……………………………..26
    • Закрытость переговоров между правительством и группами интересов..27
    • Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов.........28
    • Законопроект «о лоббизме»………………………………………………...29
    • Взаимоотношения государства и бизнеса в России.……………….......….30

Заключение…………………………………………………………………….…33

Список литературы………………………………………………………..…….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминология и основополагающие принципы

 

 

Лоббизм В XVI веке из средневековой латыни в англ. язык пришло слово «лобби» (англ, lobby — кулуары). Первоначально оно применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII а. так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где «они могли по случаю встретиться с другими лицами, которые не допускались на пленарные заседания». В современном (политическом) значении понятие «лобби» впервые появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса США X созыва. С середины XIX века термины «лобби» и «лоббизм» относятся к числу самых употребительных в амер. политическом лексиконе. Лоббистов многие политологи США характеризуют как «третью палату Конгресса», «четвертую ветвь правительства» и т. д.1

Лоббизм — это специфическая политическая деятельность  частных и общественных организаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиться от законодательной и исполнительной власти одобрения или отклонения тех или иных законопроектов или административных актов. Средства и методы лоббистской деятельности: выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; предоставление результатов исследований; организация кампании «давления с мест» (массовые потоки писем, телеграмм и пр.); финансирование избирательной кампании кандидатов; проведение пропагандистских кампаний; распространение а избирательном округе законодателя результатов его голосований; прямой подкуп и т. д. Принято различать «прямой» лоббизм (непосредственное воздействие на законодателей посредством личных встреч) и «непрямой» лоббизм, не требующий личных контактов. Особо выделяется «правительственный» лоббизм (лоббизм исполнительных органов власти). Основным источником лоббистских кадров являются бывшие чиновники законодательных и исполнительных учреждений. К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью («паблик рилейшнз» ). Существование лоббизма обеспечивается и охраняется первой поправкой к Конституции США, гарантирующей право обращаться к правительству с петициями «об удовлетворении жалоб». В 1946 г. в США был принят «Федеральный закон о регулировании лоббизма». Лоббизм — мощный механизм воздействия на органы государственной власти, «неформальный» институт политической системы.

 

 

В современном  демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных  специалистов, способных собрать  необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения  в пользу той группы, интересы которой  они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

Формы (технологии) лоббизма

 

  • через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);
  • использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб. кампаний);
  • использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);
  • использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регламентация лоббизма в западных странах

 

Международный опыт регулирования лоббистской  деятельности: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция.

Соединенные Штаты Америки

 

В Соединенных  Штатах лоббизм осуществляется в  соответствии с принятой в 1789 году первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. В 1876 году был принят закон, согласно которому все, осуществляющие лоббистскую  деятельность, обязаны были заявить  о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента — палате представителей (the House), у клерка нижней палаты парламента (the clerk of the House).

Долгое  время под лоббизмом в США  понималось лоббирование, прежде всего, определенных внешнеполитических интересов, и именно этот смысл был вложен в закон 1938 года о регистрации  иностранных агентов (ФАРА), обязывающий  их регистрироваться и отчитываться в своей деятельности. Нормы закона применяются, если одна из сторон действует  от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного субъекта или другого так называемого  иностранного принципала, который занимается лоббистской деятельностью или  является частью представительства  этого иностранного клиента. Интересным является тот факт, что данный закон  был принят в качестве меры по предотвращению нацистской и коммунистической пропаганды в США. Только в 1966 году в него были внесены поправки, сместившие акцент с пропагандистской на политическую и экономическую деятельность.

В 1946 году в США приняли специальный  закон о регулировании лоббизма, в котором было установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. Рассмотрим ключевые нормы данного закона.

Кто является лоббистом. В § 266 закона сказано, что его действие распространяется на любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: а) принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта; 
б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».

На какие  ветви власти распространяется закон. Закон распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в  Конгрессе США.

Порядок регистрации лоббистов. В § 267 закона подробным образом описана процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты. Согласно закону лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма, сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств; подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале; лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименование каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно согласно договору о найме должно препятствовать либо оказывать поддержку.

Правовые  ограничения лоббизма. В § 269 закона указаны правовые ограничения лоббизма. Взятки и откровенный подкуп, например, членов Палаты представителей иСената запрещены. Меры ответственности были установлены следующие: штраф до 5000 долларов, либо тюремное заключение на срок не более 12 месяцев, или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры — лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.

Мощное  наступление на лоббизм было предпринято  в 70-е годы прошлого века. Именно в  это время были приняты нормы, косвенно регулирующие деятельность лоббистов, хотя потребность в новом законе для многих уже тогда была очевидной. В 1971 году вступил в силу Закон  о федеральных избирательных  кампаниях, гарантировавший государственное  финансирование кандидатов в президенты от двух основных партий. Закон нацелен  на ограничение влияния групп  давлений, желающих провести своего президента к власти. Известно, что за каждым из первых лиц стоят, как правило, определенные силы влияние: за Эйзенхауэром — военное лобби, за Джонсоном — нефтяники Техаса, за Рейганом — «калифорнийская группа», за Джорджем Бушем младший — компания «Халибертон» и т. д.

В 1974 году была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц  и Комитетов Политического Действия, через которые шли деньги лоббистов. По замыслу поправки Комитеты политического  действия должны были аккумулировать средства граждан, групп, объединений  и ввести в сбор средств на выборы в конгресс некоторое единообразие. Но действие поправки не привело к  желаемым результатам, так как на практике крупная корпорация просто имеет не один Комитет политического  действия, а столько, сколько потребуется, что бы «рассовать» нужную сумму.

В 1979 году была создана профессиональная ассоциация лоббистов — Американская лига лоббистов. Организация издает ежемесячный бюллетень, занимается пропагандой особой роли профессии лоббиста, подчеркивая ее значимость и важность в объективном принятии государственных решений.

В 1995 году Президент США Билл Клинтон подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. Его действие распространилось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти, было введено много новых терминов, а также перечислены 19 видов действий, не подпадающих под понятие «лоббизм». Штрафы за нарушение закона увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозит. В новом законе появилось положение о том, что все иностранные лоббисты, представляющие коммерческие интересы, регистрируются наравне с их американскими коллегами, а иностранными агентами, подпадающими под действие ФАРА, считаются теперь только агенты влияния иностранного государства в целом (работники посольств, межгосударственных организаций и т. д.). Произошло это в связи с глобализацией бизнеса в мире, в результате чего усилилась степень влияния иностранного лобби в США. Необходимость принятия нового закона также объяснялась тем, что только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов и т. п.

Порядок регистрации и отчетности в Lobbying Disclosure Act. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны зарегистрироваться у секретаря (Secretary) Офиса Сената по общественным записям (Senate Office of Public Records), который доводит всю информацию о лоббисте до общественной инспекции (public inspection). Существует две формы для регистрации: LD-1, форма для тех, кто регистрируется впервые, и форма LD-2, для тех, кто уже был зарегистрирован ранее.

Каждые  полгода (не позднее 14 августа и 14 февраля  или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники  или выходные) лоббисты и лоббистские  фирмы обязаны послать детальный  отчет о своей деятельности (согласно запросам в указанных формах) в  Офис по общественным записям (the Office of Public Records). Допускается два варианта заполнения: бумажное заполнение (Paper Filing) и электронное заполнение (Electronic Filing), которое потом может быть отправлено по электронной почте.

Информация о работе Лоббизм, его возникновение и развитие