Лоббизм, его возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Лоббизм — это специфическая политическая деятельность частных и общественных организаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиться от законодательной и исполнительной власти одобрения или отклонения тех или иных законопроектов или административных актов. Средства и методы лоббистской деятельности: выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; предоставление результатов исследований; организация кампании «давления с мест» (массовые потоки писем, телеграмм и пр.); финансирование избирательной кампании кандидатов; проведение пропагандистских кампаний; распространение а избирательном округе законодателя результатов его голосований; прямой подкуп и т. д.

Содержание работы

Терминология и основополагающие принципы…………………………..…3
Формы (технологии) лоббизма………………………………………………..5
Регламентация лоббизма в западных странах………………………………..6
• Соединенные Штаты Америки……………………………………………...6
• Канада………………………………………………………………………..12
• Великобритания……………………………………………………………..16
• Германия……………………………………………………………………..21
• Франция……………………………………………………………………...24
Группы интересов в России……………………………………………………26
• "Секторизация" российского стиля политики……………………………..26
• Закрытость переговоров между правительством и группами интересов..27
• Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов.........28
• Законопроект «о лоббизме»………………………………………………...29
• Взаимоотношения государства и бизнеса в России.……………….......….30
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………………..…….35

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Лоббизм в России  при принятии и инициализации  законопроектов

 

Но известно, что хороший, эффективный  закон должен отвечать по меньшей мере двум условиям. Первое - соответствие этого закона общественным нуждам и согласие с ним тех сил, интересы которых он затрагивает и от которых в решающей степени зависит его реализация.

Второе - высокопрофессиональная проработка закона, призванная обеспечить безупречные  правовую и политическую базы.

Для соблюдения обоих этих условий  необходимо, чтобы в подготовке и  обсуждении законопроектов участвовали  не только опытные и высококвалифицированные  профессионалы, но и полномочные  представители заинтересованных общественных сил и групп. Имеется в виду прежде всего участие на неформальном, "лоббистском" уровне, чреватом сговором, давлением, использованием "подпитки" и т.п. методов, а узаконенное и введенное в рамки соответствующих институтов и структур.

К чему ведет игнорирование данного  требования, можно видеть на примере  нынешних российских реалий. Как все  мы знаем, основное взаимодействие государственных  и общественных структур и их персонала  в процессе подготовки и обсуждения законопроектов происходит в обеих  ветвях власти на межличностной основе, что не просто ведет к гипертрофированной роли лоббизма, но и способствует тому, что он становится полукриминальным.

Как правило, мы связываем эту его  особенность с известной склонностью  наших политиков и чиновников к подкупу, взяточничеству и т.д. Однако, дело здесь не только и даже не столько в нашей российской "вороватости", сколько в институциональном несовершенстве политической системы как таковой.

Последняя благодаря преобладанию межличностных связей открывает лоббистам исключительно широкое поле деятельности, причем фактически без каких-либо правил игры. Лоббизм существует у нас, за крайне редким исключением, при полном отсутствии гласности и "прозрачности" (само это слово - не что иное, как общественная реакция на закрытость, келейность взаимодействия) и потому не поддается никакому контролю. Даже в случае принятия закона о лоббизме (а разговоры об этом идут уже более пяти лет) положение не изменится, поскольку все имеющиеся проекты подобного закона оставляют без изменения институциональную основу лоббизма, а точнее, практически полное отсутствие оной.

Здесь бы было полезно вспомнить  систему функционального представительства  на Западе, причем не только на федеральном  уровне власти, потому что концепт  лоббизма, означающий давление (неформальное и институционализированное) организованных интересов на властные органы и на отдельных официальных лиц, подразумевает принципиальную, базовую раздельность частно-корпоративных интересов и публичной власти. В субъектах же РФ дело обстоит куда проще: политическая власть и экономическое могущество здесь сосредоточены в одних руках. Наглядное тому подтверждение - личное присутствие в законодательных собраниях руководителей крупнейших монополий как регионального, так и общероссийского масштаба; в свою очередь, в правлениях этих корпораций представлены руководители органов власти.

 

2.4 Законопроект «о лоббизме»

 

Хотя Лепехин В. А., руководитель рабочей группы по разработке федерального закона «О регулировании лоббисткой деятельности в федеральных органах государственной власти» и утверждает: «Предметом правового регулирования, согласно содержанию законопроекта, является прежде всего порядок создания лоббистких структур, их регистрация и отчетность перед органами власти. Соответственно, под «лоббистами» понимаются физические и юридические лица, зарегистрированные в качестве таковых. То есть закон распространяется не на лоббистов вообще, а только на тех из них, кто в установленном порядке получил лицензию на право занятия лоббисткой деятельностью. Депутатам, должностным лицам государства, госслужащим не разрешено выступать в качестве официальных лоббистов. Конечно, запретить депутату защищать интересы тех или иных партий, социальных групп или объединений граждан никто не вправе - каждый депутат просто обязан лоббировать интересы своих избирателей, однако выступать в качестве лоббиста (по смыслу настоящего закона), то есть вступать в деловые, коммерческие отношения с государством, подменяя функцию законодателя функцией коммерсанта (или его представителя), - это все равно, что пускать в открытую распродажу государственную казну. Законом также предусматривается периодическая отчетность лоббистов перед властями о своих клиентах и целях лоббирования, размерах получаемого дохода. В случае нарушения закона лоббист может быть на определенный срок лишен лицензии.

Законом предусмотрены также права  лоббистов, например, доступа к «профильной» информации, к участию в работе правительства или парламента, для  чего, правда, необходимо будет получить разрешение на аккредитацию при одной  из «ветвей» власти».

 

2.5 Взаимоотношения государства  и бизнеса в России

 

Поскольку в России, как и во всем мире, наиболее могущественные группы интересов находятся в сфере бизнеса имеет смысл рассмотреть взаимоотношения государства с бизнесом в России. Они обрели свою историю и закономерности. «Романтический» период неформального тесного сотрудничества 1990-1991 г.г. уступил место переориентации на стратегию сдерживания в 1992-1194 г.г. Частичное ослабление последней с 1995 года постепенно перевело взаимоотношения в фазу «сращивания» - распространение института «уполномоченных банков», акционирование ОРТ в 1994 г., залоговые аукционы начиная с 1995 г. и т. д. Высшей ступенью этого «сращивания» после президентских выборов 1996 г. стал приход ведущих представителей бизнес-элиты на командные позиции в структуре исполнительной власти, вслед за чем заново была восстановлена дистанция под лозунгом «разрыва связей с капиталом» с лета-осени 1997 года.

Таки образом просматривается  определенная «циклическая модель», в  которую вписываются взаимоотношения  государства с бизнесом в России. Их исходной формой стал патронаж.

Можно выделить три основных вектора  трансформации патронажно-клиентарных взаимоотношений. В первом случае клиентела власти превращается в группу давления. Исходная патронажная форма взаимодействия преобразуется в конфликтную - участники автономны, оказывают друг на друга взаимное давление, ведут торг, заключают соглашения по конкретным вопросам. Демократическая политическая среда делает патронаж неустойчивым: сохраняя свою организацию и политический статус, клиентела в любое время может выйти из-под контроля власти.

Во втором случае бывшая клиентела  становится частью олигархической системы  власти. Патронажная схема уступает место олигархической, стороны вступают в своего рода «симбиотические» взаимоотношения, практически исчезает их иерархическое  построение, а фигуры патрона и  клиента теряют свою определенность. Примером могла служить «семерка»  ведущих финансовых структур (так  называемая «семибанкирщина»), каждый из членов которой в ход своего развития в той или иной степени был объектом патронажа.

В третьем случае олигархическая форма  преобразуется в конфликтную. Главной причиной трансформации членов олигархии в группы давления выступает воздействие демократической среды, постоянно испытывающее на прочность недемократические по генезису формы взаимоотношений и предоставляющее проигравшей стороне легальные возможности добиться изменения положения в свою пользу. Сокращение дистанции, отделявшей ранее экономическую элиту от политической, становится дополнительным фактором, побуждающим бизнес, при необходимости, идти на конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России на протяжении постперестроечного периода сделаны попытки опробовать множество вариантов социальной стабилизации, применявшихся на Западе; в их числе: создание широкого союза  социально-политических сил; внедрение  элементов неолиберальной модели (стимулирование конкуренции на рынке труда и капиталов и приватизации, попытки демонополизации и тому подобное); заключение рамочных соглашений (генеральное тарифное соглашение); учреждение институтов социального партнерства (Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений создана в соответствии с указом Президента РФ от 24.01.92); образование ряда формализованных структур представительства интересов (Совет по предпринимательству и др.).

Эти меры в основном имитируют западные акции аналогичного характера, в  то время как российская экономическая  ситуация (формирование рыночной экономики  на базе госмонополизма и попыток массированной приватизации), складывающаяся в ходе экономических преобразований корпоративно-олигархическая система власти и управления, социальная стратификация при отсутствии четкой кристаллизации интересов социальных групп (в первую очередь основных партнеров - бизнеса и профсоюзов) не позволяют эффективно использовать механизмы согласования интересов общефедерального уровня в качестве стабилизации общества.

Подписание широкомасштабных соглашений между профсоюзами, работодателями и правительством (Генеральное соглашение на 1996-1997 гг.) не подкреплено механизмом проведения в жизнь достигнутых  договоренностей. Работа Трехсторонней  комиссии позволяет сопоставить  мнения сторон и в некоторой степени  способствует оформлению интересов  партнеров, однако практическое содержание договоренностей - сточки зрения конкретных результатов и возможностей влияния на формирование правительственных программ - на ситуацию воздействуют минимально.

Таким образом функционирующие на макроуровне институты согласования социальных интересов в России не оказывают существенного влияния на процессы общественной стабилизации и служат в основном лишь площадкой для сопоставления мнений. Вместе с тем функционирование социал-партнерских структур более перспективно с точки зрения достижения реальных результатов на среднем уровне - региона (иногда отрасли), причем консенсус здесь может иметь и «отрицательный» заряд (против правительства, против направленности реформ). Однако в условиях масштабной трансформации общества и при отсутствии общественной ориентации на консенсусные отношения процесс согласования интересов идет по преимуществу на неформальной основе, вне рамок институтов согласования интересов и часто без учета интересов широких социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

        1. Зяблюк Н. Г. США: лоббизм и политика. М.. 1976;
        2. Политические институты США: история и современность. М.. 1983;
        3. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.
        4. Перегудов С.П., Организованные интересы и российское государство, Полис, 1994, №5.
        5. Перегудов С.П., Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России, Полис, 1993, №4.
        6. Перегудов С.П., Организованные интересы и российское государство, Полис, 1994, №5.
        7. Перегудов С.П., Национальная специфика или дурная аномалия?, http://ng.glasnet.ru/ideas/1999-10-21/anomalia.html, 1999.
        8. Коноплин Ю.С., О современном стиле российской политики, Национальная электронная библиотека, 1998.
        9. Семененко И.С., Перспективы социального партнерства в России и опыт Запада, Полис, 1998, №4.
        10. Зудин А.Ю, Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность отношений и возможности их институционализации, Полис, 1998, №4.
        11. Лепехин В.А., Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования

1 Толковый политический словарь, 2005 г.  http://politike.ru/dictionary/825/word/lobizm

 


Информация о работе Лоббизм, его возникновение и развитие