Лоббизм, его возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Лоббизм — это специфическая политическая деятельность частных и общественных организаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиться от законодательной и исполнительной власти одобрения или отклонения тех или иных законопроектов или административных актов. Средства и методы лоббистской деятельности: выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; предоставление результатов исследований; организация кампании «давления с мест» (массовые потоки писем, телеграмм и пр.); финансирование избирательной кампании кандидатов; проведение пропагандистских кампаний; распространение а избирательном округе законодателя результатов его голосований; прямой подкуп и т. д.

Содержание работы

Терминология и основополагающие принципы…………………………..…3
Формы (технологии) лоббизма………………………………………………..5
Регламентация лоббизма в западных странах………………………………..6
• Соединенные Штаты Америки……………………………………………...6
• Канада………………………………………………………………………..12
• Великобритания……………………………………………………………..16
• Германия……………………………………………………………………..21
• Франция……………………………………………………………………...24
Группы интересов в России……………………………………………………26
• "Секторизация" российского стиля политики……………………………..26
• Закрытость переговоров между правительством и группами интересов..27
• Лоббизм в России при принятии и инициализации законопроектов.........28
• Законопроект «о лоббизме»………………………………………………...29
• Взаимоотношения государства и бизнеса в России.……………….......….30
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………………..…….35

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 73.13 Кб (Скачать файл)

Бумажное  заполнение (Paper Filing) требуемых форм отсылается через почту Соединенных штатов, службу Federal Express (FedEx) или UPS. Отчеты, доставленные в Офис по общественным записям (the Office of Public Records), на которых будет стоять почтовый штемпель с датой не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные, считаются пришедшими вовремя. Для ручной доставки документов можно использовать только правительственных курьеров со специальным удостоверением личности, разрешенным Федеральным Правительством (Federal Government). При электронном заполнении (Electronic Filing) требуемых форм лоббисту присваивается регистрационный номер и пароль, после чего он может заполнить форму с помощью специальной программы.

Кто является лоббистом по Lobbying Disclosure Act. Лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев.

На какие  ветви власти распространяется Lobbying Disclosure Act. Действие закона распространяется на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти.

Сегодня в США выходят несколько информационных бюллетеней, посвященных вопросам лоббизма. Самыми авторитетными из них являются сборник «Вашингтонские представители» и «О’Двайерс Вашингтон рипорт».

Справочник  «Вашингтонские представители» выходит  ежегодно, содержит около 1000 страниц  текста и стоит порядка 100 долларов. В справочнике содержатся данные о годовой деятельности лоббистов, будь то юридические консультанты, сотрудники различных учреждений со штаб квартирой по связям с органами государственной власти в Вашингтоне. В опубликованном в 1993 году ежегодном сборнике было официально зарегистрировано 15 тысяч лоббистов.

Бюллетень «О’Двайерс Вашингтон рипорт» издается с 1992 года сначала ежемесячно, а затем — из-за большого количества информации — два раза в месяц. Стоимость подписки на год составляет 95 долларов. Бюллетень в основном предназначен для лоббистов, представляющих иностранных компании и государства в США и содержит данные о различных контактах иностранных лоббистов, их цели и гонорары за предоставленные услуги.

Все недостатки, связанные с лоббизмом американским политикам, юристам и политологам  хорошо известны. Но лоббистов принято  сравнивать с комаром, вьющимся над  быком (Конгрессом) и заставляющим его  энергично пахать, или с дыханием, которое необходимо организму независимо от того, чистое оно или нет. Никому и в голову не придет запретить  лоббизм или поставить лоббистов  в чрезвычайно жесткие рамки, что объясняется тем положительным  потенциалом, который свойствен  лоббизму.

В дополнение к опубликованным законам, применяемым  к лоббистам и лоббистской  деятельности в Конгрессе США, существуют парламентские правила как в  Палате представителей, так и в  Сенате, которые, однако, не применяются  вопреки этим федеральным законам  или же прямо применимы к частным  лицам, лоббирующим Конгресс, и которые  могут серьезно повлиять на деятельность и поведение таких лоббистов. Эти правила устанавливают этические директивы и правила поведения для депутатов и служащих Конгресса. Кроме того, имеются этические директивы и профессиональные нормы для лоббистов, установленные добровольными организациями профессиональных лоббистов.

21 января 2009 года новоизбранный президент  США Барак Обама ужесточил правила для лоббистов. Он запретил администрации Белого Дома принимать от них подарки: «Для лоббистов будут введены самые жесткие ограничения за всю историю президентских администраций США. Подарки от лоббистов сотрудникам администрации будут также запрещены».

Канада

 

Закон о  регулировании лоббистской деятельности (Lobbyists Registration Act) был принят сравнительно недавно — в 1988 году. Закон LRA не распространяется на следующих лиц, действующих строго в рамках своих компетенций: члены законодательных или исполнительных органов власти провинций; члены дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств; члены представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии;

Лоббизмом согласно закону LRA не считается:

    1. Любое устное или письменное обращение к парламенту, совершенное в ходе процедур, письменные стенограммы которых доступны общественности;
    2. Любое устное или письменное обращение к госслужащему со стороны физического лица с целью применения или интерпретации любого Акта парламента в интересах этого физического лица или компании, которую он представляет;
    3. Любое устное или письменное обращение к госслужащему, совершенное в ответ на письменный запрос со стороны госслужащего с просьбой дать совет или комментарий касательно разработки законов, заключение контракта для удовлетворения потребностей государства.

Классификация лоббистов, согласно LRA:

    1. лоббисты-консультанты (Consultant Lobbyists);
    2. корпоративные «встроенные лоббисты» (in-house lobbyists (corporate));
    3. «встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)).

Рассмотрим  каждый из видов более подробно. Лоббисты-консультанты определяются как  лица, которые за плату в интересах  любой организации или частного лица:

Во-первых, обращаются к госслужащему с целью:

а) разработки проекта закона;

б) введения, изменения или отмены любого законопроекта  или иного законодательного акта;

в) разработки любого регламента;

г) разработки или изменения государственной  политики или программы;

д) получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

Во-вторых, организуют встречу госслужащего и  третьего лица. Лоббисты-консультанты не позднее, чем через 10 дней после  начала любого из вышеописанных действий должен отправить в регистрирующий орган следующую информацию:

  1. свое имя и место работы;
  2. имя и юридический адрес работодателя;
  3. организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста;
  4. вид деятельности компании-работодателя;
  5. вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим;
  6. государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист;
  7. методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и т. п.)

Корпоративные «встроенные лоббисты» — это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, значительную часть (20 % и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилированной компании (если работодатель не физическое лицо) по вопросам:

  1. разработки проекта закона;
  2. введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;
  3. разработки любого регламента;
  4. разработки или изменения государственной политики или программы;
  5. получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

Корпоративный «встроенный лоббист» должен в течение  двух месяцев отправить в регистрирующий орган следующую информацию:

  1. свое имя и место работы;
  2. имя и юридический адрес работодателя;
  3. организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста;
  4. вид деятельности компании-работодателя;
  5. вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим;
  6. государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист;
  7. методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и пр.)

«Встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)) — это лица, которые являются сотрудниками организации, и любую часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах компании-работодателя по вопросам:

  1. разработки проекта закона;
  2. введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;
  3. разработки любого регламента;
  4. разработки или изменения государственной политики или программы;
  5. получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

Регистрацией  «встроенных лоббистов» от организации  занимается компания-работодатель, в  том случае, если общее количество времени, в течение которого все  работники организации заняты лоббистской  деятельностью, составляет не менее 20 процентов общего времени занятости  всех сотрудников. Если это условие  выполняется, компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган  информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской  деятельностью меньше 20 процентов).

Органом, регистрирующим лоббистов в Канаде, является Центральное бюро регистрации  Канады (Registrar General of Canada), которое каждый год публикует финальный (итоговый) отчёт.

За соблюдением  требований закона LRA следит специально назначаемый советник по этике (Ethics Counsellor). Советник по этике руководит работой по составлению «Кодекса поведения лоббиста» (LOBBYISTS' CODE OF CONDUCT). При нарушении лоббистом правил LRA или кодекса советник по этике организует расследование инцидента. По завершении расследования отчет, включающий сведения обо всех полученных лоббистом сумм, и совершенных им расходах, отправляется в Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada) и в каждую из палат парламента, которые на основе отчета выносят заключение.

Канадская система регулирования лоббистской  деятельности более либеральна, чем  американская, что вызывает множество  нареканий со стороны общественности. Чаще всего предметом критики  становится то, что в Канаде:

  1. лоббисты не обязаны раскрывать объем финансовых средств, потраченных на лоббистскую деятельность;
  2. отсутствуют ограничения на занятия бизнесом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности;
  3. непрозрачная система распределения государственных заказов;
  4. отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающих их раскрывать свои интересы, накладывающий ограничения на получение подарков и т. п.

Таким образом, несмотря на то, что за нарушение  правил регистрации и кодекса  лоббистов могут налагаться штрафы, реестр лоббистов в Канаде носит, скорее, информативный характер.

 

Великобритания

 

Великобритания  является страной с одним из самых  либеральных подходов к вопросам лоббизма. Недаром исследователь  Сэм Блэк, анализируя опыт работы консалтинговых фирм в области связей с общественностью в Великобритании, отмечает особую полезность лоббирования для ускорения или, наоборот, противодействия процессам принятия решений парламентом.

В Великобритании нет закона о лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих  с группами интересов (основной документ — Civil Service Code, на основе его каждый департамент принимает свой Management Code). Тем не менее, эти нормативные акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления.

Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих  и лоббистов занимается Комитет  по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданном в 1994 г. при премьер-министре Джоне Мейджоре.

В первом докладе Комитета утверждалось, что  лоббировать в парламенте и министерствах — неотъемлемое право каждого. С самого начала своей деятельности Комитет исходил из того, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых. Это решение объяснялось тем, что создание единого реестра лоббистов, помимо очевидных организационных сложностей, будет способствовать созданию имиджа «закрытой» власти, закупорке каналов вертикальной коммуникации в обществе (не важно — реальной или воображаемой).

Лоббисты  же, по мнению сотрудников Комитета, могут самостоятельно объединяться в сообщества, создавать «правила игры» и самостоятельно следить  за их исполнением. Так, в Великобритании созданы следующие профессиональные организации: The Association of Professional Political Consultants (APCC), The Public Relations Consultants Association (PRCA), The Institute of Public Relations (IPR). Явно намечается тенденция унификации внутренних правил этих ассоциаций. APCC и IPR ведут собственные списки лоббистов.

Говоря  о рынке профессиональных лоббистских  услуг в Великобритании, стоит  отметить его чрезвычайную развитость. Годовой объем этого рынка  оценивается в более чем 500 миллионов  фунтов стерлингов. Услугами самой  крупной лоббистской компании «Чайм коммьюникейшенз» пользуются не только крупные газетные и промышленные магнаты, иностранные представители (бывшее политическое руководство ЮАР и султан Брунея), но и Маргарет Тэтчер. Говоря о самой «Железной леди» стоит отметить, что, известны случаи, когда Маргарет Тэтчер представляла British Petroleum. «Если это делается официально, и с этого платятся налоги, то ничего дурного в том нет, напротив, одно хорошее», — утверждает британский депутат.

Информация о работе Лоббизм, его возникновение и развитие