Общетеоретические проблемы конституционного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 12:18, реферат

Описание работы

Как известно, система права играет важную роль в вопросах правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации, и включает в себя нормы, институты, отрасли и подотрасли права и.т.д. Ведущую роль среди всех выделяемых современной наукой отраслей российского права занимает - Конституционное (Государственное) право Российской Федерации, сущностью которой является установление основы, правовой базы для всех остальных отраслей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 97.52 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим содержание конституционно – правовой ответственности. Как показывает анализ правовой литературы, все правоведы выделяют в юридической ответственности  такой признак, как – негативные последствия, которые наступают  для субъекта правовых отношений в результате государственного принуждения.  Как известно, такие последствия закреплены в законе. Такими мерами в рамках конституционной ответственности чаще всего являются отмена либо аннулирование статуса, досрочное прекращение полномочий.  В отечественной юридической науке не всегда четко проводиться различие видов конституционной ответственности, что приводит к непродуктивным дискуссиям, например по вопросам оснований, мер и последствий наступления ретроспективной конституционной ответственности45. Именно поэтому, некоторые ученые, выделяют 2 вида ретроспективной ответственности: восстановительно- компенсационную и репрессивно- карательную. Предполагается, что без выделения данных видов ответственности, ряд таких вопросов, как – всегда ли основанием конституционной ответственности является конституционное нарушение, с таким обязательным элементом, как вина правонарушителя? Являются ли  мерами конституционное ответственности выражение недоверия правительству, досрочный роспуск парламента, отзыв депутата, отменна неконституционности правового акта?  Авторы выступающие по проблемам конституционно – правовой ответственности, имеют в виду в основном ответственность репрессивно- карательного (штрафного) характера. Однако правильные выводы относительного этого вида конституционной ответственности, не могут быть в полной мере применимы к конституционной ответственности восстановительно – компенсационного (защитного) характера46.

 Исходя из исследованного  материала, можно утверждать что - сущностью конституционно –  правовой ответственности является, то что, этот правовой институт  обеспечивает конституционный порядок  правовыми методами: обязыванием  субъектов соответствующих отношений  соблюдать принципы верховенства  и высшей юридической силы  конституции с помощью государственно- правового принуждения в случаях совершения конституционно- правовых проступков (неконституционное поведение).  Позитивная конституционно – правовая ответственность стимулирует конституционное поведение, а негативная – помимо этого, пресекает и карает нарушителя, способствует восстановлению конституционного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Субъекты Конституционного  права в России.

Важным элементом нормативного содержания закрепляемых конституцией прав и свобод выступают их субъекты. Современное конституционное право, выделяет достаточно широкий круг субъектов, которые имеют свою специфику. Субъектами любых, в том числе конституционно – правовых, отношений являются те лица, объединения, органы, территориальные образования, которые могут быть участниками (сторонами) соответствующих общественных отношений, причем такая их возможность закрепляется нормами права47. В общем виде -  под субъектами конституционного права понимаются носители конституционных прав и обязанностей. Субъекты конституционно – правовых отношений характеризуются следующими признаками. Во – первых, многие субъекты выступают только в качестве субъекта конституционно- правовых отношений, и их поведение не регулируется нормами других отраслей права. Во – вторых, некоторые субъекты участвуют в конституционно – правовых отношениях на основе норм  Конституции и других отраслей. В - третьих, субъекты конституционно- правовых отношений выступают в качестве субъектов, осуществляющих публичную власть. Одни из них (органы государственной власти) непосредственно осуществляют власть от имени государства и через нее – публичную власть общества; другие (субъекты прямого, непосредственного, народовластия) реализуют публичную власть, которой обладает общество, минуя аппарат государственного властвования. В – четвертых, территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его суверенная власть. В – пятых, субъекты конституционного права и субъекты конституционно – правовых отношений близкие, взаимообусловленные, но не тождественные. Субъекты конституционно – правового отношения – это субъекты права, выступающие в конкретном правоотношении48.

 К субъектам конституционно  – правовых отношений можно  отнести: народ; нации; государства; органы  государственной власти; органы  местного самоуправления; должностные  лица; участники избирательных правоотношений; граждане; иностранные граждане  и лица без гражданства; религиозные  группы и организации.  Народ, нации, парламент, избиратели и т.д. – таких участников нет ни  в одних других правоотношениях.

С.А.Авакьян считает, что круг субъектов конституционно – правовых отношений не является чем – то раз и навсегда устанавливаемым. «Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно – правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти».49  Участниками конституционных правоотношений могут быть как лица, наделенные государственной властью (юридические лица), так и подчиненные этой власти лица (физические). Как пишет в одной из своих статей А.В. Должников – «С одной стороны, нужно отличать носителей, то есть тех лиц, которые управомочены пользоваться конституционными правами. С другой стороны, их контрсубъектами выступают адресаты, т.е. лица, на которых возложены обязанности по соблюдению конституционных прав»50.

Как видно, субъекты конституционного права подразделяются на три группы. Первая - физические лица (граждане Российской Федерации; иностранцы; лица с двойным гражданством; лица без гражданства; избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью). Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции, устанавливающими основные права и свободы (например, право избирать и быть избранными).

Вторая группа - государственные образования и общественные объединения (государство в целом (Российская Федерация); субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации).

Третья группа - негосударственные объединения, к которым относят: общности людей — народ Российской Федерации, население субъектов Федерации, административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические объединения и др.; группы граждан собрания избирателей, сходы граждан. 51

Рассматривая вопрос о субъектах конституционного права, хотелось бы уделить особое внимание третьей группе субъектов, так как именно эта категория, на данном этапе развития юридической науки является самой обсуждаемой, в частности множество дискуссий возникают по поводу такого субъекта как «народ».

 Участие народа в  конституционных отношениях играет  важную роль. Он присутствует  во всех политико – правовых  отношениях, и его роль проявляется  в отношениях общественного, базового  характера. Однако, «народ  имеет  конкретные формы проявления  своей воли  через институты  непосредственной демократии, и  более того, как показывает политическая  практика, народ может выходить  за формальные правовые рамки  в ситуациях кризиса политической  власти и брать на себя решения  реальных конституционных проблем»52.

Определяя многонациональный народ Российской Федерации и население субъектов Российской Федерации как субъекты народовластия, В.В. Комарова рассматривает их в рамках конституционно – правового поля. По ее мнению, «объем правомочий многонационального народа, осуществляемый им непосредственно путем вступления в конституционно- правовые отношения, исчерпывающим образом определен Конституцией и может рассматриваться в рамках проведения референдума и выборов».53 Так, же, В.О. Лучин и М.В. Баглай  выделяют народ, нации, народности в качестве субъектов конституционных правоотношений – «народ выступает субъектом конституционных правоотношений, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия конституции». 54 При этом автор подчеркивает небольшое количество таких правоотношений в силу абстрактности рассматриваемого понятия.

Существуют различные подходы к содержанию понятия «народ». В тексте действующей конституции Российской Федерации говориться, как о «многонациональном народе» (преамбула, статья 3), так и «народы проживающие на территории Российской Федерации» (часть 3 статьи 5, статья 9 и 68). В статье 69 действующей Конституции закреплено такое понятие как «коренные малочисленные народы». В  Конституции Российской Федерации закрепленно, что многонациональный народ, участвует в правоотношениях возникающих по поводу: 1) принятия конституции 2) проведения всенародных выборов 3) проведение всенародного референдума.

В своей статье С.С. Зенин  отмечает - «Анализируя понятие "многонациональный народ Российской Федерации", важно отметить, что его содержание может быть выражено в ряде аксиом, представляющих существенное значение для теории конституционного права. Во-первых, данная категория представляет собой совокупность элементов - национальностей. Во-вторых, каждая из составляющих должна иметь некую связь с Российской Федерацией. И в-третьих, их количество не должно быть менее двух, иначе не будет соблюдено условие наличия их множества.

Такая категория, как "национальность", широко применяется в тексте Конституции РФ. В ее нормах закрепляется, что государство независимо от национальности гарантирует равенство прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 19), каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, запрещается принуждение к ее определению и указанию (ч. 1 ст. 26). Кроме того, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие национальную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда национального превосходства (ч. 2 ст. 29). К ведению Российской Федерации отнесены регулирование и защита прав национальных меньшинств (п. "в" ст. 71), а также установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития (п. "е" ст. 71) и т.д. Такое широкое применение категории "национальность" в тексте нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой, может являться основанием для рассмотрения данного понятия в рамках конституционно-правового поля. Однако в правовых источниках определение данного понятия или хотя бы его содержание не находит своего закрепления. Думается, что этот вопрос может быть предметом самостоятельного исследования в сфере как конституционного права, так и иных гуманитарных наук»55. Также рассматривая в своей работе, такие категории, как «коренные малочисленные народы» и «народы проживающие на территории Российской Федерации», приходит к выводу, что  такой субъект как народ в конституционно- правовых отношениях, не должен рассматриваться как целостный субъект. С таким выводом по моему мнению нельзя не согласиться, так как действительно, для правильного определения конституционно – правового статуса народа, необходимо учесть многоаспектность и комплексность данной категории. 

Народ во всей своей многоаспектности, выступает самостоятельным субъектом конституционного права, обладающим как правами таки обязанностями. В Конституции Российской Федерации отсутствуют прямо закрепленные обязанности  «многонационального народа», «народов проживающих на территории Российской Федерации», и «коренные малочисленные народы». Как правило, обязанности данного субъекта вытекают из содержания определенных конституционных правовых норм (например, соблюдение норм конституции и федерального законодательства).  Так же необходимо указать, что элементом понятия «народы проживающие на территории Российской Федерации» являются «коренные малочисленные народы». Это приводит к тому, что права закрепленные за народами, проживающими на территории Российской Федерации, делегируются и коренным малочисленным народам. Народы проживающие на территории Российской Федерации являются элементом понятия «многонациональный народ»,  и делегирование полномочий  «многонационального народа» иным народам проживающим на территории Российской Федерации  - полностью исключается.

В научной среде как показал анализ современных работ посвященных проблемам конституционного права, так же ведутся дискуссии о соотношение таких субъектов как «народ» и «нация».  Одни ученные определяют данные понятия тождественными друг другу, другие разделяют их. Кто – то, например как, П.И. Симуш, который  предлагает ввести вовсе новую категорию и называет ее «всероссийская нация», определяя ее как «правовой союз народа»56, предлагает ввод новых понятий в данный вопрос.

  Рассматривая вопросы  о субъектах конституционного  права, нельзя было не обратить  внимания, на такие часто исследуемые  в научной среде, вопросы, как  проблемы таких субъектов,  как  народ.  Исследование данных категорий  показало, что существует необходимость  дальнейшей работы с такими  субъектами конституционно - правовых  отношений, как народ, нации, национальность  и государство. Работа над этими  вопросами будет способствовать  более качественному правовому  регулированию широкого круга  общественных отношений, входящих  в состав предмета Конституционного  права Российской Федерации.

 

3. Институты конституционного  права Российской Федерации

3.1. Обеспечение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в РФ

Институт прав и свобод человека и гражданина занимает центральную позицию  в конституционном праве  Российской Федерации. Проблема механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в современной юридической науке является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что практически любая сфера функционирования государства и общества, так или иначе связана с рассматриваемым в этом параграфе вопросом.

Конституционные права и свободы человека и гражданина, как известно, закреплены в Конституции Российской Федерации, во второй главе именуемой как  «Права и свободы человека и гражданина».  Закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, представляется очень важным, по причине того, что именно эти права образуют юридическую базу для всей системы права. Он обладают наивысшей юридической силой и требуют для себя повышенной защиты.  Как указывают многие конституционалисты,  степень защищенности прав и свобод человека и гражданина является ведущим критерием демократизма и гуманизма конституции.

Все политические, гражданские, социальные, экономические, культурные и иные права человека и гражданина, которые признаны  общепринятыми международными  правовыми актами закреплены во второй главе нашей конституции.  В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».  Важным представляется указать и на часть 1 статьи 55 Конституции: Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Общепризнанными правами и свободами человека и гражданина являются права, закрепленные в универсальных международных актах. Так, в статье 30 Всеобщей декларации прав человека, статье 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статье 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждается открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Ссылка на отсутствие в Конституции Российской Федерации того, или иного права, утвержденного законодательством или указанного в международных договорах, ратифицированных Государственной Думой, юридически недействительна57.

В ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации закреплено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина». «Под гарантиями понимаются средства, способы и условия обеспечения реализации прав и свобод»58. Статья 45 Конституции Российской Федерации подчеркивает – «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Обеспечение, реализация основных прав и свобод обеспечивается совокупностью экономических, социальных, политических,  и правовых гарантий59. Реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств60. Характер указанных гарантий зависит от вида гарантируемого права или свободы, а также от концепции, определяющей роль государства в экономической, политической, социальной и правовой сферах61. Указанные гарантии, часто  в правовой науке называют общими. К специальным же гарантиям обычно относят – юридические, институциональные, процессуальные и нравственные. Также, профессор С.А. Авакьян выделяет гарантии -  материальные ( наличие в государстве какого – то минимума, стандарта экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина); организационные ( это гарантии выражены в наличие системы органов и должностных лиц – государственных и местного самоуправления, -целью деятельности которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей); духовные гарантии; правовые гарантии.

Информация о работе Общетеоретические проблемы конституционного права России