Политическая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Содержание работы

Введение

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)

1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.

1.2. Вторая Республика

1.3. Вторая империя.

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.

2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

2.2. Политическая система Франции

2.3. Конституция Франции 1958 г.

2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.

2.5. Референдум

2.6. Правовое положение личности

2.7. Центральные органы государственной власти

2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая система Франции.docx

— 81.18 Кб (Скачать файл)

 

Террор еще продолжал  свирепствовать, когда Учредительное  собрание возобновило обсуждение новой  конституции.

 

I. Конституция 1848 года  объявляла Францию республикой,  девизом которой служили будто  бы “семья, труд, собственность и  общественный порядок”.

 

Это была, разумеется, буржуазная республика, да еще такая, которая  отразила на себе все только что  пережитые страхи перед победой  “анархизма, социализма и коммунизма”.

 

Из текста конституции  вытекало, что под “правом на труд” понимается не более чем  “равенство в отношениях между рабочим  и хозяином” и организация  “общественных работ, предназначенных  доставлять занятия безработным”. Впрочем, уже по ходу прений было ясно, что ни Собрание, ни те, кто последует  за ним, не намерены держаться “права на труд” ни в каком виде. Даже те, кто его защищал, согласились  главным образом на “обещания, которые  были сделаны в феврале”, или  взывали к “состраданию”, как  это прозвучало в речи главы временного правительства Ламартина. И действительно, все, что было написано в конституции о “труде”, осталось пустой фразой.

 

II. Конституция оставила  неприкосновенными всю старую  организацию управления, муниципалитеты, суд и армию. Кое-какие изменения,  внесенные ею, касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий.

 

Ш. Самым существенным из новшеств было узаконение всеобщего  мужского избирательного права, провозглашенного февральской революцией 1848 года. Отменить его Учредительное собрание не решалось. Но зато был введен ограничительный  пункт — шесть месяцев оседлости.

 

В 1850 году ценз оседлости  был увеличен до трех лет, и это  — наряду с нарочито сложной процедурой его установления — выбросило  из избирательного корпуса три миллиона граждан, главным образом бедняков (поденщиков, батраков, сезонных рабочих).

 

IV. Учредительное собрание  позаботилось начинить конституцию  1848 года мнимодемократической фразеологией. И каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая или сводившая на нет.

 

Вот соответствующие примеры:

 

“Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства” (гл.2 ст. 9). Или:

 

“Граждане имеют право  объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати ...” Но вторая часть статьи гласила: “Пользование этими правами не знает  иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности”.

 

“Каждый параграф конституции, — справедливо писал Маркс  в “Восемнадцатом брюмера”, — содержит в самом себе... свою собственную  верхнюю и нижнюю палату: свободу  — в общей фразе, упразднение  свободы — в оговорке”[4].

 

V. Руководствуясь доктриной  “разделения властей”, конституция  поручает издание законов Национальному  собранию, исполнительную власть  — президенту республики.

 

Национальное собрание решено было сделать однопалатным. Большинство  конституционалистов принадлежало к буржуазным республиканцам, и они  опасались создавать верхнюю  палату, обычно промонархическую.

 

Для выборов президента республики был определен тот нее порядок, что и для выборов Национального  собрания: всеобщее голосование —  плебисцит.

 

Решение это стоило многих прений. Осторожные предлагали, чтобы  “министра-президента” избирало и  смещало Национальное собрание. Это  предложение было отвергнуто. Оно  противоречило разделению властей, которое конституция объявляла  “первым условием свободного правительства”.

 

Прямые выборы (при тайной подаче бюллетеней) создавали президенту тот же авторитет “народного избранника”, что и самому Национальному собранию. У республики оказывалось “две головы”, и президент мог в любое  время противопоставить себя Национальному  собранию.

 

Грызня между законодательной  и исполнительной властями была неизбежна, и ее предвидели. “Игра конституционных сил”, — так назвал эту систему смещенный и озлобленный Гизо.

 

В руках президента оказывались  все средства исполнительной власти: он раздавал должности, в том числе  офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись  вооруженные силы (включая Национальную гвардию).

 

Наделив президента республики всеми атрибутами королевской власти (вплоть до права помилования), Собрание, несмотря на успокоительные речи, терзалось  страхом за будущее.

 

Время от времени депутаты обращали свои взоры на Луи Наполеона, племянника великого Бонапарта. Пять департаментов  голосовало за него, отдав 300 тысяч голосов. Из всех депутатов Собрания он был  самым вероятным претендентом на пост президента.

 

Было постановлено (§ 68 конституции), что всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена; судьям Верховного суда поручалось в  этом случае “немедленно собраться” для суда над президентом.

 

Не прошло и четырех  лет, как конституция 1848 года была навеки похоронена. То, что от нее осталось в качестве изобретения, проложившего себе дорогу по всему континенту, —  эта осадное положение (ст. 106), периодически применяемое в каждом из следующих  друг за другом кризисов в ходе французской  истории.

 

1.3. Вторая империя.

 

В декабре 1848 года президентом  Франции был избран Луи Наполеон. Из 7300 тыс. голосов ему досталось 5400 тыс.

 

Крестьянство Франции  голосовало за Луи Наполеона, связывая с этим именем возрождение былого величия страны, отмену налогов и  уничтожение республики. Рабочие  голосовали за Луи Наполеона, чтобы  не допустить к власти ненавистного им палача Кавеньяка, бывшего, как и Наполеон, одним из кандидатов  президенты. Крупная буржуазия приветствовала Наполеона как “переходную ступень к монархии”.

 

Лишенный прав переизбрания, президент республики должен был  ожидать истечения законного  четырехлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил  избежать этой участи любой ценой,

 

Опираясь на всякого рода сброд, организованный в общество “10 декабря” (день избрания Луи Наполеона), президент республики готовил ее ниспровержение. Все те, кто мог оказать ему сопротивление, отстранялись или перемещались. Все те, кто по своей беспринципности и продажности подходил для задуманного дела, приближались.

 

Особенные усилия были приложены  для привлечения я заговору армейских  частей. Парижский гарнизон был почти  полностью обновлен.

 

Специальный отряд, составленный из полицейских, получил приказ об аресте 78 человек, среди которых 16 были лидерами оппозиции в Национальном собрании. Оснований для ареста найти не могли и потому в приказах написали: “Участие в комплоте (заговоре) против безопасности государства”.

 

Утром 2 декабря 1851 года специальная  прокламация оповестила Париж, что  “именем французского народа” президент  республики распускает Национальное собрание.

 

Из текста другой прокламации  можно было заключить, что переворот  совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий  законопроекты; законодательный корпус и “уравновешивающий” сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента.

 

Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом, декретировалась  диктатура одного лица.

 

Начало новой диктатуры  было ознаменовано кровопролитием. Пехотные и кавалерийские части, прибегнув  к картечи, ружейному огню, сабельным  ударам, обрушились на мирные тол­пы парижан. Жертвами этого погрома, продиктованного подлыми чувствами, сделались около двух тысяч человек. Несколько баррикад, сооруженных в защиту поруганной республики, были взяты, их защитники расстреляны все до одного. У их трупов были расставлены столы с выпивкой и закуской, за которыми веселились офицеры и солдаты.

 

Дикие расправы над республиканцами  совершались по всей остальной Франции.

 

В январе 1852 года получила утверждение  новая конституция.

 

В центре всей системы правления  находился президент. Власть его  касалась как законодательства, так  и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его  именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное  положение. Он издавал декреты и  утверждал законы.

 

Единственное “ограничение”  власти президента конституция усматривала  в системе народных опросов —  плебисцитах.

 

Введение в государственную  систему постоянного (хотя и не часто  употреблявшегося) плебисцитного элемента создает иллюзию демократизма, но ни в малейшей степени не угрожает основам режима.

 

Соответственно подготовленный властями плебисцит всегда давал  тот результат, на который рассчитывало правительство.

 

При этом на плебисцит никогда  не выносились действительно острые, задевавшие интересы народа вопросы  правительственной политики.

 

В ноябре 1852 года Наполеон устраняет  противоречие между титулом и  властью. Сначала сенат, а затем  плебисцит провозглашают его  императором Франции под именем Наполеона Ш.

 

Реальная власть оказалась  в руках финансовой и промышленной буржуазии. Никогда прежде не создавалось  для нее столь благоприятных  условий.

 

Вторая империя так  же, как и первая, родилась в момент, когда напуганная демократическим  движением и демократическими реформами  буржуазия была настроена особенно контрреволюционно.

 

Примером этого может  служить декрет 1852 г., лишивший прессу гарантий независимости. Комический актер  Грассо был арестован за то, что сказал в одном из кафе, где его заставили ждать: “Здесь, как в Севастополе, ничего нельзя получить” (имелась в виду Крымская война)[5].

 

Вторая империя просуществовала  до 1870 года. Первые же сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства  и армии Франции. Наконец, под  Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под  его прямым давлением были декретированы  упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это  произошло 4 сентября 1870 года.

 

Власть оказалась в  руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших  себе название правительства “национальной  обороны”. Свои усилия новое правительство  Франции сосредоточило главным  образом на том, чтобы любой ценой  сговориться с Пруссией: боялись  революционной ситуации, которая  складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс. И, заметим, боялись не напрасно.

 

 

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ  И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.

 

2.1. Историческая справка  о развитии конституционного  процесса во Франции после  II мировой войны

 

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле  своей Конституции слова: "Французский  народ торжественно провозглашает  свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих  свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.

 

В послевоенное время в  конституционном развитии Франции  различаются два периода: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был вдохновлен общим  демократическим подъемом после  победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю  страны -мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

 

Во время дискуссии  в Национальном собрании Ш. де Голль  согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы  государства и главы правительства. Формальным условием создания новой  конституции было требование к правительству  проводить консультации с Конституционным  советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

 

В основу документа легли  конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

 

Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы  посвящены Президенту Республики и  отношениям между Парламентом и  Правительством.

Информация о работе Политическая система Франции