Политическая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Содержание работы

Введение

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)

1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.

1.2. Вторая Республика

1.3. Вторая империя.

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.

2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

2.2. Политическая система Франции

2.3. Конституция Франции 1958 г.

2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.

2.5. Референдум

2.6. Правовое положение личности

2.7. Центральные органы государственной власти

2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая система Франции.docx

— 81.18 Кб (Скачать файл)

 

Как указывалось выше, референдумы  могут проводиться по территориальным  проблемам. Как и для любой  другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.

 

 

2.6. Правовое положение  личности

 

В Конституции Французской  Республики отсутствует специальный  раздел о правах и свободах. В  самом тексте Конституции права  и свободы содержатся только в  нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства  перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения демократических принципов. Кроме  того, статья 34 относит к сфере  закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53 наделяет народы, населяющие Францию  правом на самоопределение; статьи 64 и 66 закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан.

 

В целом, при определении  правового положения личности во Франции следует опираться на преамбулу Конституции, в которой  приверженность французского народа к  соблюдению прав человека формулируется  в точном соответствии с нормами  Декларации 1789 г., подтвержденной и  дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

 

Декларация 1789 г. провозгласила  естественные права человека и гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому  индивиду. В декларации расшифрован  принцип равенства: "Люди рождаются  равными и остаются равными в  правах" (ст.2). Декларация включает некоторые  общие правила, необходимые для  реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит  в возможности делать все, что  не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не запрещено законом. тому нельзя ставить препятствия. никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9): права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.

 

Конституция 1946 г. (в области  прав человека являющаяся неотъемлемой частью ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право убежища, свободу  мнений, право на получение образования. Так государству вменена организация  бесплатного светского образования. Здесь же гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные  права и свобода профсоюзной  деятельности, право на забастовку, которое, однако, осуществляется "в  рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении  условий труда и в управлении предприятием и т.д.

 

Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет  два аспекта: 1) это защита от посягательств  законодателя, 2) защита от посягательств  органов государства (чиновников), юридических  лиц, а также физических лиц,

 

Поскольку права и свободы  носят конституционный характер, то их защита относится к ведению  Конституционного совета. Что касается административных актов, могущих содержать  нормы, нарушающие конституционные  права и свободы, то высший орган  административной юстиции - Государственный  совет - рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.

 

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к  парламентскому посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а может лишь обратить внимание на таковые соответствующих  государственных органов.

 

Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция  ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также факультативный протокол к первому из них.

 

Франция - участник европейской  системы защиты прав человека. Она  ратифицировала в 1973 г. Европейскую  конвенцию по правам человека 1950 г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека.

 

В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись  защиты своих прав и свобод, может  обращаться в соответствующие органы Совета Европы.

 

 

2.7. Центральные органы  государственной власти

 

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет  исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством.

 

Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность  государства.

 

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и  международных договоров. Таким  образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность  за судьбу страны.

 

Показателями широких  полномочий Президента Франции могут  служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность  ее территории или выполнение ее международных  обязательств оказываются под серьезной  и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных  государственных властей прекращено, Президент Республики принимает  меры, которые диктуются этими  обстоятельствами, после официальной  консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с  Конституционным советом. Он информирует  об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституции  усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената).

 

Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум (об этом подробно указывалось в разделе о референдуме).

 

Роль Президента значительно  возрастает, когда на основании статьи 16 Конституции, он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами.

 

Из текста Конституции  не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля за деятельностью Президента, поскольку не контролируется сам момент введения чрезвычайного положения. В Конституции фигурируют ни к чему не обязывающие фразы, что глава государства лишь должен получить "официальную консультацию" у Премьер-министра, председателей парламентский палат и Конституционного совета. Полученные "мнения" этих лиц не обязательно исполнять.

 

В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью  формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров).

 

Президент - глава вооруженных  сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

 

Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. это право было предусмотрено декретом от 14 января 1964 г.

 

Президент заключает и  ратифицирует международные договоры (за исключением тех, которые требуют  обязательной ратификации парламентом). В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта  независимости судебной власти.

 

Являясь центральным органом  исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством (также элементом  центральной власти), Президент председательствует в Совете Министров, подписывает  декреты и ордонансы, принятые в  нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает  на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах,

 

Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента. Многие положения Конституций  и создавались под определенную "сильную личность". На практике Президенты иногда очень широко толкуют  положения Конституции, регламентирующие их полномочия. Достаточно осмыслить  статью 13 Конституции, чтобы сделать  вывод о неограниченных возможностях использовать ряд ее положений для  расширения роли и значения Президента.

 

Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного  аппарата, состоящего порой не из одной  сотни человек. В состав аппарата входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом  лично.

 

Центральным коллегиальным  органом Исполнительной власти во Франции  является Правительство. В состав Правительства  входят Премьер-министр и министры.

 

Конституция различает два  понятия:

 

Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет  министров - как собрание министров  под председательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр  может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях  и только на основании специальных  полномочий, предоставленных Президентом  по определенной повестке дня.

 

Деятельность Правительства  регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано  о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает  Правительству также высокий  авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его  распоряжении находятся администрация  и вооруженные силы".

 

В статье 21 Конституции говорится  о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью  Правительства. Он несет ответственность  за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением  статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15".

 

"В исключительных случаях  он может замещать Президента  Республики в качестве председателя  на заседаниях Совета Министров  по определенному поручению Президента  и с определенной повесткой  дня".

 

Из текста Конституции  можно сделать следующие выводы о роли Премьер-министра. Его полномочия как координатора работы министерств  достаточно широки. Премьер-министр  контролирует работу министров, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономические планы и  т.д.).

 

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении  Парламента. Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной  инициативы, лично участвует в  работе парламентских комиссий и  в палатах парламента. В любое  время Премьер-министр может выступить  в любой из палат Парламента.

 

В разделе Конституции "Об отношениях между Парламентом и  Правительством", в статье 34 ограничена законодательная компетенция Парламента. Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в части  отмены или изменения законов  и ордонансов, действовавших до издания  нынешней Конституции 1958 г. Фактически Премьер-министр выступает как  законодатель.

 

У Премьер-министра, также  как и у Президента, имеется  достаточно многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра, генерального секретариата планирования, генерального секретариата национальной обороны, юридической и технической  службы и др. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

 

Правительство назначается  следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр  подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

 

Полномочия Правительства  делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями,

 

Высшим законодательным  органом Франции является Парламент. Его компетенция закреплена в  разделе IV Конституции. Парламент состоит  из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в том, что  согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных  коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате".

 

Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.

 

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается  в первый рабочий день октября  и заканчивается в последний  день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания.

Информация о работе Политическая система Франции