Политическая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Содержание работы

Введение

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)

1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.

1.2. Вторая Республика

1.3. Вторая империя.

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.

2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

2.2. Политическая система Франции

2.3. Конституция Франции 1958 г.

2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.

2.5. Референдум

2.6. Правовое положение личности

2.7. Центральные органы государственной власти

2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Политическая система Франции.docx

— 81.18 Кб (Скачать файл)

 

Председатель Национального  собрания избирается на продолжительность  легистратуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

 

Открытие и закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.

 

Законы принимаются Парламентом (статья 34 Конституции). Любой законопроект или законодательное предложение  последовательно рассматриваются  в обеих палатах Парламента для  того, чтобы был принят идентичный текст.

 

Во французском Конституционном  праве существует различие между  законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные  предложения - членами Парламента.

 

Если в результате разногласий  между палатами законопроект или  законодательное предложение не было принято после двух чтений в  каждой палате или, если правительство  потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой из палат Премьер-министр имеет  право созвать заседание смешанной  паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия.

 

Текст, выработанный смешанной  комиссией, может быть представлен  Правительством на одобрение обеих  палат. Ни одна поправка к нему не может  быть принята без согласия правительства.

 

Парламент принимает проекты  финансовых законов. Если Национальное собрание не приняло решения по проекту  в первом чтении в течение сорока дней после его внесения, Правительство  передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение  в течение пятнадцатидневного срока.

 

Конституция очень подробно регламентирует все случаи отклонений законопроектов и законодательных  предложений, однако даже без подробного изложения в настоящем пособии  видно, что законодательная власть во Франции более ограничена, чем  исполнительная. И все же права  члена Парламента достаточно защищены Конституцией (статья 26).

 

Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности (иммунитетом). Это означает, что  ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или  за голосование при исполнении им своих функций.

 

Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.

 

Парламент сам вправе учреждать  комиссии по расследованию и контролю и особые комиссии (по снятию парламентской  неприкосновенности и т.д.).

 

Правовое положение членов Парламента существенно не отличается от избранных представителей других стран.

 

Они рассматриваются как  представители всей нации и выполняют  свои функции на основе представительного, а не императивного мандата, который  в соответствии со статьей 27 Конституции  является недействительным.

 

Для того, чтобы сделать окончательный вывод о полномочиях Парламента, достаточно ознакомиться с перечнем законодательных актов, которые им принимаются (эти законы перечислены в статье 34 конституции). Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению исполнительных органов власти.

 

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный  совет и Государственный совет.

 

Конституционность актов, исходящих  от государственных органов, рассматривается  различными органами: от парламента - Конституционным  советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

 

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает  жалобы, связанные с правильностью  избрания членов Парламента, вопросы  неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

 

Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов Президента (участвует в  подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный  совет рассматривает жалобы, участвует  при введении в стране чрезвычайного  положения (статья 16 Конституции) наблюдает  за проведением референдума и  объявляет его результаты,

 

Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия законодательных  и иных нормативных актов Конституции  страны, а также контроль за соответствием международных договоров Основному закону.

 

Кроме того, на Конституционный  совет возложены обязанности  по разрешению споров о распределении  компетенции между законодательной  и исполнительной властью.

 

Конституционный совет выносит  решения на основе статьи 41 Конституции, если во время обсуждения законопроекта  в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не входит в  область законодательства или противоречат 'полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного  законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей  палаты.

 

Государственный совет выступает  как высший орган административной юстиции и как консультативный  орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.

 

В соответствии со ст. 38 и  ст. 39 Конституции он дает предварительные  заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство  и министров по юридическим вопросам.

 

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и  прокуроров. Обеспечивает независимость  судебной власти.

 

2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Вся система местных органов  Франции строится в соответствии с административно-территориальным  делением. Они представлены коммунами) департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

 

Основной единицей административно-территориального деления Франции являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так называемых заморских  департаментов. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.

 

Самой крупной единицей в  административном делении Франции  является регион. Регионы имеются  и в заморских территориях. Образование  регионов вызывалось необходимостью преодоления  препятствий в экономическом  и социальном развитии вследствие существовавших узких административно-территориальных  единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали . способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов. В принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

 

Французское местное и  региональное управление строится на основе сочетания управления и самоуправления. Управление. осуществляют назначаемые чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар Республики представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.). Финансовый контроль осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов, фондов и ценностей".

 

В Париже государство представлено двумя должностными лицами - Комиссаром Республики и Префектом полиции. Париж одновременно представляет и  коммуну, и департамент, а его  органом является Совет Парижа.

 

 

2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

 

Судебная система Франции  регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".

 

Как уже указывалось выше, Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается  органическим законом". "Судьи  несменяемы".

 

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.

 

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием  и нейтральность судей, публичное  рассмотрение дела и возможность  двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом  предусмотрена также возможность  кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.

 

Судебная система Франции  многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды низших звеньев на три года). Трибунал малой инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

 

При рассмотрении уголовных  дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибунал большой инстанции  приходится один на департамент (в больших  департаментах их бывает несколько).

 

Эти трибуналы делятся  на палаты: по гражданским делам  и исправительный суд.

 

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит  из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной  палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних.

 

В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных  входят три члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда. Кроме судей в суде присяжных  присутствуют присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам  избирателей.

 

Во Франции действуют  судебные органы специального назначения: торговые суды, военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и  др.).

 

На вершине судебной системы  находится кассационный суд. Во Франции  отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с  заместителями находится при  апелляционном суде. Прокуратура  при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя  и заместителей. Все прокуроры  подчинены министру юстиции.

 

 

 

                                            Заключение

 

Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой  республики, можно констатировать постепенную  трансформацию политической системы  из авторитарного президентского правления, так сказать, президентской "монархии", в демократическую президентскую  республику с более сильным влиянием различных политических течений  на жизнь страны.

 

Также можно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституции  всех авторитарных начал, развитие политической системы привело к увеличению фактической роли парламента и оппозиционных президенту партий.

 

Можно предположить, что дальнейшее развитие политической системы будет  в большей степени связано  с развитием общеевропейских  политических тенденций и с созданием  общего европейского "Дома", одной  из составных частей которой будет  являться Франция со своей демократической  структурой.

 

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила  возвести на французский престол  старшего представителя “легитимной” (законной) династии — Людовика XVIII.

Информация о работе Политическая система Франции