Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа
Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).
Введение
Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)
1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.
1.2. Вторая Республика
1.3. Вторая империя.
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.
2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
2.2. Политическая система Франции
2.3. Конституция Франции 1958 г.
2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.
2.5. Референдум
2.6. Правовое положение личности
2.7. Центральные органы государственной власти
2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы, еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.
Основной закон установил
республиканскую Форму
Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.
Таким образом, особенностью
действующей Конституции
Главная черта Конституции
1958 г. - концентрация политической власти
в руках исполнительных органов.
Французская центральная
Процесс концентрации политической
власти в руках исполнительных органов
привел к изменению статуса
Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории.
Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Первый абзац статьи 91
Конституции предоставил
В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки, пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы государства, а также принципиально иную систему государственной власти в стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.
2.2. Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.
Ныне действующая Конституция
Французской Республики в статье
4 провозглашает: "Политические партии
и группировки содействуют
Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.
Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством Финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.
В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.
Ее принципами являются: правление
народа, по воле народа и для народа.
Эти положения вошли в
Принцип национальной независимости,
территориальной целостности
Следующим элементом политической
системы Франции являются взаимоотношения
церкви и государства. Несмотря на сильные
католические традиции Франции, официальная
религия отсутствует. Граждане обладают
свободой вероисповедания. Это означает,
что любая религиозная
Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".
Следующий термин, раскрывающий
сущность политической системы - "социальная
республика". Одновременно статья 55
Конституции формулируют и
Когда перед Европой встал
вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось,
что наиболее приспособленной к
ней оказалась Конституция
2.3. Конституция Франции 1958 г.
Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.