Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:09, курсовая работа
Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).
Введение
Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)
1.1. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.
1.2. Вторая Республика
1.3. Вторая империя.
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.
2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны
2.2. Политическая система Франции
2.3. Конституция Франции 1958 г.
2.4. Избирательное право и избирательная система Франции.
2.5. Референдум
2.6. Правовое положение личности
2.7. Центральные органы государственной власти
2.8. РЕГИОНАЛЬНОЕ И мЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
2.9. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям.
Этот термин был включен
в Конституцию Франции в 1946 г.
В период победы над Германией
он имел особое значение и, как мы помним,
наиболее гуманные и демократические
изменения в конституционной
политике страны приходились именно
на этот период. Для учредителей
Конституции Четвертой
Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система - "национальный суверенитет - как источник государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".
Каждому демократическому государству
свойственна в первую очередь
приверженность к взаимодействию с
нормами международного права. В
отличие от других государств, конституционно
закрепивших приоритет
В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).
Раздел IV посвящен Парламенту
страны, деятельности его палат, взаимоотношениям
Парламента и Правительства. Продолжение
изложения взаимоотношений
В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).
В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.
Раздел VIII Конституции "О
судебной власти", дополняют в IX,
Х разделах "Высокая палата правосудия"
и "Об уголовной ответственности
членов Правительства". В разделе
XI Конституции регулируется деятельность
Экономического и социального совета,
который по запросу Правительства
дает свое заключение по проектам законов,
ордонансов и декретов, а также
по законодательным предложениям, которые
представляются ему на рассмотрение.
Правительство может
Раздел XII Конституции "О
территориальных коллективах" регулирует
взаимодействие территориальных коллективов:
коммун, департаментов, заморских территорий.
Так представители
Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.
В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.
Раздел XIII "О сообществе"
утверждает, что все государства
Сообщества пользуются автономией, самоуправлением,
демократически и свободно распоряжаются
своими собственными делами. Все граждане
Сообщества, (а по Конституции существует
только одно гражданство Сообщества),
независимо от своего происхождения, расы
или вероисповедания, равноправны.
Они имеют одинаковые обязанности.
Далее в разделе, в статье 78 изложена
компетенция Сообщества, а в статьях
80-85 указаны органы власти и управления
Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются
вопросы изменения статуса
Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом, Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского, демократического и социального государства с республиканской формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.
Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда.
2.4. Избирательное право
и избирательная система
Конституция и законодательство Французской Республики достаточно подробно регламентирует процесс формирования выборных органов.
Как и в каждом государстве
имеется активное избирательное
право и пассивное
Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение этой обязанности не предусмотрено. Избирательный список является постоянным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах. На других выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в своих коммунах (коммуны по месту рождения, последнего места жительства), либо в другой коммуне с населением более 30 тыс. жителей при условии, что число таких избирателей не превышает 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в этой коммуне. В этих условиях голосование осуществляется по доверенности (избиратель может дать доверенность любому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени).
Пассивное избирательное
право предоставляется для
На всех выборах существует избирательный залог. При выборах Президента сумма залога равна 10 тыс. франков, при избрании депутатов Национального собрания - 1 тыс.франков с кандидата, а с сенаторов - 200 франков. Внесение залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избирательную кампанию и в некоторой степени воспрепятствовать выдвижению кандидатов, выдвинувших свои кандидатуры не с целью избрания, а с другими целями.
Кандидаты же на пост Президента
страны должны представить в Конституционный
совет декларацию о своем имущественном
положении, а в случае избрания -
обязательство, что это лицо обязуется
представить новую декларацию перед
истечением своего мандата. Декларация
публикуется в официальном
Однако, фактически кандидатов в депутаты выдвигают политические партии и организации, поскольку, лишь опираясь на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. Ни Конституция Франции, ни законодательство о выборах, не устанавливают минимального возраста для кандидатов на пост Президента. От Четвертой Республики был сохранен 7-летний срок полномочий с той, однако, разницей, что в новой Конституции ничего не говорилось о невозможности переизбрания. Таким образом, презюмируется возможность занимать пост президента неограниченное число раз.
Для предоставления кандидатуры
на пост президента Республики необходимо
собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих
определенные выборные должности (членов
Парламента, генеральных Советов, совета
Парижа, территориальных ассамблей
и мэров), которые должны быть представлены
в Конституционный совет. Все
подписавшиеся под заявлением о
выдвижении кандидата в президенты
страны должны представлять не менее 30
департаментов и заморских
Парламент представляет собой также выборный орган.
Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Это означает, что в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил большинства, то через неделю проводится второй тур. Для участия в нем допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.
Сенат формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года. что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не позволяет ему резко менять политический курс. Избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. региональных и генеральных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние фактически и избирают Сенат Франции.
Выборы сенаторов проходят
в главном городе департамента и
проводятся по двум системам. Пропорциональная
система применяется в
Муниципальные советы избираются
по разным системам в зависимости
от численности населения коммуны.
Обжалование результатов
2.5. Референдум
Референдум - возможность, предоставленная
избирателям принять участие
в решении важнейших
На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.
Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.
Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства или по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.