Политические партии и лидеры современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данные цель, объект и предмет предполагают решения следующих задач:
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе.
Понятие власти, её функции и проблемы.
Понятие государства и гражданского общества.
Демократия как форма общественной власти.
Политические партии и общественно – политические движения.
Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 – 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. – С. 6. – 79.
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. – С. 6 – 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. – С. 6 – 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 – 16.
Политический режим: понятие и форма. – С. 16 – 21.
Политическая система современной России. – С. 21 – 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. – С. 23 – 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. – С. 23 – 26.
1.2.2. Функции политической власти. – С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. – 27 – 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. – С. 28 – 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. – С. 32 – 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. – С. 32 – 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. – С. 33 – 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 – 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. – С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. – С. 40 – 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. – С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. – С. 41 – 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. – С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 – 58.
1.5. Политические партии и общественно – политические движения. – С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. – С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 – 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. – С. 62 – 64.
1.5.4. Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 – 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. – С. 65 – 74.
1.6. Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 – 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. – С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. – С. 76 – 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. – С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. – С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. – С. 79.
Заключение – С.80 – 81.
Список использованной литературы. – С. 82 – 84.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политологии.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

     Функция социализации направлена на обеспечение принятия базовых принципов политического образа жизни каждым новым поколением. Неактивность или же эффективность функционирования в этом направлении означают слабую функциональность поддержания модели.

     Рекрутирование сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающей систему, задействованную в процессе функционирования. Наличие в стране требуемого количества бюрократов, полицейских, политиков, деятельность партий, активность избирателей на выборах – результат практики рекрутирования.

     Регулирование обеспечивает контроль за теми или иными процессами воздействия на них. Политика огосударствления, система налогообложения, регулирование цен, контроль за нравственными здоровьем, управление большими конфликтами – таковы наиболее распространённые формы проявления регулирующей способности.

     Мобилизационная (экстраакционная) функция – это собирание финансовых, материальных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики, организация отношений между структурами, людьми.

     Распределительная (дистрибутивная) функция  – это авторитарное распределение ресурсов на основе стратегических или тактических соображений.

     Функция реагирования проявляется в умении отвечать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия, но вводить их развитие и разрешение в институциональные рамки.

     В обществах тоталитарных режимов  развиты по преимуществу экстраакционная  (мобилизационная), регулирующая  и дистрибутивная (распределительная) функции. Причём регулирование подчинено дистрибутивной и экстраакционной функциям. Функция реагирования наименее развита. В этом одна из причин того, что политическая система тоталитарного режима с трудом поддаётся изменениям, реформирование встречает упорное сопротивление внутри самой системы.

     В обществе, построенном на принципе конституционализма, наиболее развита  реагирующая способность. На её основе развиваются регулирующая, экстраакционная  и дистрибутивная политика. Это значит, что соотношение названных направлений политики зависит от состояния общества в целом, политического сообщества в особенности. Всё дело в том, какие импульсы преобладают на входе. Наблюдаются периодические колебания в усилении и ослаблении некоторых функций.

     Все функции взаимосвязаны и как  бы дополняют друг друга. Так, функция  поддержания модели, как и другие функции, относительно самостоятельна. То есть жизнеспособной политической системой воспроизводятся специальные  акции по упрочнению системы и предотвращению процессов разрушения. Одновременно действенность данной функции зависит от режимов других функций,  ослабление продуктивности любой макрофункции означает сужение функции поддержания. В свою очередь функции адаптации и интеграции нуждаются в оптимальном определении целей. Но было бы упрощением видеть в функциях своеобразную «дружную семейку», где каждому отводится своё место.

     В каждой функции есть свой потенциал  агрессивности. При слабости других функций агрессивность одной  - двух из них может разрастаться, вести к деформациям и даже деградации других функций и системы в целом. Так, функция реагирования может разрастаться до ввода в систему всех требований, идущих от внутренней и внешней среды, что приводит к перегрузке системы. Путь ограничения реагирования может состоять в одних случаях в адаптировании системы, таких её изменениях, после которых многие конфликты по определению становятся частными, гражданскими, к которым власть нейтральна. Если новый тип адаптирования  сопровождается обновлением рекрутирования и политической социализации, перегрузки постепенно снимаются и политическая система начинает функционировать в новом режиме. Также каждая функция может быть ограничена другими. Это происходит тогда, когда в требовании адаптации и определения целей актуализируется необходимость реагирования и динамизма, а поддержание модели сводится к незыблемости устоявшегося. В таком случае инновации в зависимости от энергии адаптации самосохранения, в конечном счете, или сходят на нет, или разрушают систему, становятся преддверием становления новой системы. Идеалом можно считать нечто среднее, поэтапную эволюцию, постепенное изменение функций интеграции и поддержания модели под давлением требований реагирования, адаптации, эволюции целей, мобилизации. 

     1.1.2. Типология политических систем. 

     Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления.  Если политическая власть разделена  и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

     Аристотель  в своей «Политике» предложил  три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил «нормальную» и «коррумпированную» системы – монархию, аристократию и демократию в условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

     Алмонд  и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трём группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это примитивные, традиционные и современные системы. Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остаётся без внимания; преобладает «приходская культура». Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом; они ждут от неё услуг, не мысля себе, что могут принять участие в её акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англии при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

     Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в  культурном плане. Они обладают и  политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Они уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, и тем самым способны направлять и поправлять её действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города – государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные  системы (высокая степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

  1. демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);
  2. авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения -  участия » (радикально – тоталитарная система, консервативно – тоталитарная система, консервативно – авторитарная, авторитарно – модернизующая система).

     Большинство западных политологов выделяют следующие  три типа политических систем: 1) Политические системы англоамериканского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчёт, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и чётко определены их функции. 2) Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный характер и принудительный характер. 3) Континентально – европейские системы. Это политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточный характер между европейско-континентальной и англоамериканской системами. Для них характерно взаимодействие элементов старых и новых  культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно – политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определённых законом регламентов и процедур.

     Классификация политических систем необходима, т. к. политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. 

     1.1.3. Политический режим: понятие и  форма.

      

     Понятие политического режима: В государственно-правовой науке политический режим определяется как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. В научной литературе распространённым является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе – это конституционно – правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы.  Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

     Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

     Формы политического режима: Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к тотальному, всеохватывающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризма» был введен в политический лексикон в 1925 году лидером итальянских фашистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием  «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

           Основные  признаки тоталитарного  режима сформулировали в 1956 г. американские политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский:

  1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. – подчинены идеологии.
  2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.
  3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом.
  4. Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой информации.
  5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.
  6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

     Авторитарный  политический режим. Термин «авторитаризм» (с лат. - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

     Основные  отличия авторитарных режимов от тоталитарных:

     1. Авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова).

  1. Неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность.
  2. При тоталитаризме центром власти является одна партия, при авторитаризме - государственные органы как средоточие властных функций.
  3. Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, «превращает классы в массы»).
  4. При тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.

Информация о работе Политические партии и лидеры современной России