Политические партии и лидеры современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данные цель, объект и предмет предполагают решения следующих задач:
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе.
Понятие власти, её функции и проблемы.
Понятие государства и гражданского общества.
Демократия как форма общественной власти.
Политические партии и общественно – политические движения.
Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 – 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. – С. 6. – 79.
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. – С. 6 – 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. – С. 6 – 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 – 16.
Политический режим: понятие и форма. – С. 16 – 21.
Политическая система современной России. – С. 21 – 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. – С. 23 – 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. – С. 23 – 26.
1.2.2. Функции политической власти. – С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. – 27 – 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. – С. 28 – 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. – С. 32 – 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. – С. 32 – 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. – С. 33 – 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 – 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. – С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. – С. 40 – 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. – С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. – С. 41 – 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. – С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 – 58.
1.5. Политические партии и общественно – политические движения. – С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. – С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 – 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. – С. 62 – 64.
1.5.4. Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 – 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. – С. 65 – 74.
1.6. Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 – 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. – С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. – С. 76 – 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. – С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. – С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. – С. 79.
Заключение – С.80 – 81.
Список использованной литературы. – С. 82 – 84.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политологии.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

     При демократии правительство – это  совокупность выбранных народом  высших руководителей, которые для  лучшего отправления государственных  дел нанимают штат чиновников. Таким  образом, народ не только выбирает, но и оплачивает руководство. Стало  быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берётся с граждан.  Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет.

     Три правильные (основные) формы правления  – монархию, аристократию, демократию – можно объединить в одну и  назвать её республикой.

     Под республикой понимается форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает всё или большинство народа  (демократия). В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе.

     Коротко охарактеризуем извращенные формы правления. Автократия – форма государственного устройства, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, то есть полновластием. Олигархия – режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.). Охлократия – в древнегреческих учениях о государстве – господство «толпы». Это вид демократии, при которой государственное управление основано не на законах, а исключительно на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влиянием демагогов.

     Функции государства: Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние.

       К внутренним функциям относятся: 

     А) защита сущёствующего способа производства, экономической и социальной систем;

     Б) подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами);

     В) управление экономикой (в странах  социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах);

     Г) охрана общественного порядка и поддержание дисциплины;

     Д) регулирование социальных отношений;

     Е) культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

     Внешние функции составляют:

     - защита интересов данного государства  в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене;

     - обеспечение обороны страны либо  военной и политической экспансии в отношении других государств;

     - развитие нормальных отношений с другими государствами;

     - развитие взаимовыгодного сотрудничества  на основе принципов мирного  сосуществования. 

       1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.  

     Понятие: Гражданское общество – это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.        

     В теоретических исследованиях гражданского общества его сущность интерпретируется по – разному. Одни авторы используют понятие «гражданское общество» в качестве характеристики определённого состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нём как об определённой сфере социума – сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создаёт те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на её жизнь.

     История развития: Термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима. Однако самого этого явления в античном мире не было, и быть не могло – «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т. д. Первые гильдии появляются в Европе  около 1100 г. Основными принципами, их скреплявшими, были солидарность, взаимопомощь, чувство профессиональной и групповой чести, общее понимание справедливости.

     В рамках западного ареала происходило  уникальное взаимодействие, взаимоналожение  нескольких  исторических тенденций  и культурных традиций античности и  христианства (55, 52). В результате гражданское  общество на Западе сложилось как «система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей».

     При применении понятия гражданского общества к неевропейским социумам распространены два подхода. В соответствии с первым процесс формирования гражданского общества в незападных  странах целиком приписывается западному влиянию, рассматривается как часть процесса вестернизации. Согласно второму подходу, вообще не имеет смысла говорить о гражданском обществе вне западного мира, поскольку оно является уникальным продуктом западной цивилизации.  Хотя на Западе и Востоке происходили  сходные процессы, только имели они разную степень интенсивности и различающиеся формы. Семья, община, конфессиональные объединения, профессиональные группы, неформальные коллективы и т. п. существовали в традиционных обществах Востока точно так же, как в средневековой Европе. Они стремились защищать свои групповые или корпоративные интересы в принципе теми же способами, что и европейские города, гильдии или коммуны.

     Для периода европейского средневековья  было характерно сравнительно «мягкое» государство, что объяснялось кризисом римской имперской традиции и римского универсалистского наследия. Попытки создать «второй Рим» (Карл Великий, Гогенцоллерны) не увенчались успехом. Отсюда  - специфика европейского феодализма, определённая фрагментарность европейских обществ, борьба пап с императорами, возможность автономии городов и т. п. Неевропейские общества не отличались столь широким плюрализмом. Государство играло в них гораздо более значительную роль, стесняя самодеятельность общества. Империи на Востоке в позднем средневековье и новом времени существовали не только в «идее», но и в реальности.  Тем не менее, процессы, параллельные вызреванию гражданского общества в Европе, в незападных регионах всё же происходили – Япония, Китай, Индия (55, 56). По характеру доминирующей роли государства Россия  ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена ещё рельефнее, чем в других странах (55, 57 -59). 

     1.3.4. Взаимодействие государства и  гражданского общества. 

     Существуют две основные дистинкции о взаимодействии государства и гражданского общества.

  • Гражданское общество как сфера, отличная от государства. Это разграничение сопровождается различными оценками. Скажем, у Гегеля гражданское общество находится где – то «посередине между семьёй и государством». Государство представляет собой более высокую ступень, нежели институты гражданского общества. Примерно такой же подход у И. Бентама, Ж. Сисмонди, Л. фон Штейна.
  • Но существует и другая тенденция – возвышение гражданского общества над государством (Т. Спенс, Т. Ходжскин, Т. Пейн). Она особенно ярко выражена у Томаса Пейна, для которого государство есть просто необходимое зло, и чем меньше будет сфера его воздействия, тем лучше. В умеренной форме эта позиция характерна также для А. Токвиля и Дж. С. Милля.

     Но  в реальной жизни государство  и гражданское общество как были, так и остаются достаточно тесно  связанными.  Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Также гражданское общество осуществляет действенный контроль над государством, но и государство умеряет частные или корпоративные интересы гражданского общества.  Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.  

     1.3.5. Государство и гражданское общество  в России.

     Россия  – демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Ценностный смысл  идеи правового государства состоит  в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности  его свободы, подчинении государства обществу. Как раз эти положения и закреплены в конституции Российской Федерации во второй и третьей статьях.

     Основополагающими принципами правового  государства являются:

  • верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменён, отменён или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закреплёнными конституцией правового государства.
  • Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причём предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.
  • Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её осуществления. Государство путём издания законов берёт на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международном сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством.
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.
  • Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

     Важно подчеркнуть, что правовое государство  не только провозглашает права и  свободы, но и создаёт разветвлённый  механизм социально – правовой защищённости человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека – это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определённых прав и соответствующих обязанностей. Сущность правового государства заключается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека. Это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства: открытость государственной власти, её демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.

     Для создания крепкого правового государства  Россия должна преодолеть тяжелое наследие тоталитарной системы. В России гражданское общество лишь начинает формироваться, моральная деградация людей, неизбежная в посттоталитарном обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным и не способствует решению острых социальных проблем. Разрушение тоталитарного общества и переход к рыночным отношениям привели не только к развалу старых экономических структур, но и потере привычных духовных ориентиров – справедливости, равенства, нравственности. Всё это привело к тому, что в настоящее время у нас отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. Серьёзные ошибки, допущенные в процессе реформирования российского общества, привели к снижению экономического потенциала страны, к крайней поляризации общества, ухудшению жизненных условий большинства населения. И хотя по конституции Россия является правовым государством – это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная и напряжённая работа.

     Гражданское общество ещё до конца не сформировалось в России. Многие его элементы предстоит  создавать во многом заново. Можно  выделить наиболее принципиальные направления  становления гражданского общества в современной России:  

  • Формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
  • Появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
  • Возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно – политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
  • Обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.);
  • Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
  • Формирование и развёртывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

Информация о работе Политические партии и лидеры современной России