Политические партии и лидеры современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данные цель, объект и предмет предполагают решения следующих задач:
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе.
Понятие власти, её функции и проблемы.
Понятие государства и гражданского общества.
Демократия как форма общественной власти.
Политические партии и общественно – политические движения.
Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 – 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. – С. 6. – 79.
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. – С. 6 – 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. – С. 6 – 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 – 16.
Политический режим: понятие и форма. – С. 16 – 21.
Политическая система современной России. – С. 21 – 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. – С. 23 – 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. – С. 23 – 26.
1.2.2. Функции политической власти. – С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. – 27 – 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. – С. 28 – 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. – С. 32 – 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. – С. 32 – 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. – С. 33 – 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 – 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. – С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. – С. 40 – 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. – С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. – С. 41 – 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. – С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 – 58.
1.5. Политические партии и общественно – политические движения. – С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. – С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 – 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. – С. 62 – 64.
1.5.4. Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 – 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. – С. 65 – 74.
1.6. Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 – 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. – С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. – С. 76 – 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. – С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. – С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. – С. 79.
Заключение – С.80 – 81.
Список использованной литературы. – С. 82 – 84.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политологии.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

     1.2.4. Проблемы осуществления политической  власти в России. 

     Проблема  разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие разделенных властей. Формально разделение властей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы государства, или вбирает в себя ряд важнейших функций других ветвей власти, или позволяет осуществлять нейтрализацию нежелательных для себя тенденций в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Крайне  важной проблемой остается и разделение власти внутри самих автономных ветвей власти. Речь идет, например, о распределении функций и компетенции внутри правительства, разделение парламентов на палаты, представляющие либо разные интересы (национальные и общенародные), а также партийные и социальные ориентации, либо разделенные по уровню компетенции, функциям, представительству и т. д. Краеугольную роль в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти внешнего контрольного органа - конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между ветвями власти.

     Это - один аспект проблемы. Другой же, может быть, еще более важный и характерный для России особенно периода нынешних преобразований, состоит в том, что разделение власти происходит не только на официальном уровне. Власть разделяется также между легальными и открытыми структурами и скрытыми, хотя и легальными. Это деление обычно происходит двояким образом: на скрытые действия легальных организаций (негласные распоряжения, приказания, решения министров, мэров и губернаторов, скрытые, но весьма конкретные акции парламентских фракций и/или групп депутатов, закулисная борьба в парламентах и т. д.); на длительно существующие официальные, но, по существу, законспирированные организации (органы безопасности, разведки, контроля и др.), подлинная роль которых в политике скрыта иногда и от ее формальных субъектов (влиятельные лица в парламентах, министерствах, так называемые "тайные правящие силы" и т. д.).

     Любая ветвь власти или ее представители фактически могут делиться влиянием, полномочиями и функциями со сферой нелегальных, теневых и даже противоправных структур. Речь идет, например, о сращивании теневой экономики, коррумпированных судей, парламентариев, министров и т. д., то есть о создании мафиозных групп. В периоды общественных и политических кризисов все формы скрытого влияния и перераспределения властных полномочий официальных государственных и нелегальных структур могут стать не только весьма распространенными, но и крайне социально опасными. Перераспределение законодательной, исполнительной и судебной власти со скрытыми структурами создает условия для криминализации политики, репрессивных акций, давления на гражданское общество, а в самых крайних проявлениях - для дестабилизации политической ситуации, верхушечных заговоров и даже переворотов.

     Коррупция в органах власти. Уровень коррупции  составляет фактически второй бюджет страны, т.е. в стране существует "второе - теневое - налоговое министерство". Бизнес живет, по сути, не по законам, а по воле чиновников. Законы, принимаемые на федеральном уровне, по большому счету не работают. Их многообразие, бессистемность, противоречивость, декларативность, нечеткость, обилие отсылочных норм не способствуют подъему экономики, развитию политического процесса.

     Криминальный  подход к определению сущности российского  государства имеет несколько разновидностей: государство коррумпированное, государство мафиозное, государство организованно-преступное. Вывод о коррумпированной сущности государства обосновывается высоким уровнем взяточничества, злоупотребления служебным положением, хищениями и т. п. Действительно, по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира, соседствуя с такими государствами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

     Действительно, влияние на властные структуры государства  основных финансовых групп очень  сильно. Оно осуществляется несколькими путями: вхождение олигархов во власть (В. Потанин, Б. Березовский и др.), делегирование на министерские посты представителей олигархии, все большая зависимость правительства от финансовых ресурсов, контролируемых олигархией, и т.п. Олигархи настояли на создании так называемого Совета экономического взаимодействия. В него должны были войти десять представителей деловых кругов и столько же представителей правительства. Совет должен был выработать рекомендации правительству по вопросам экономической политики. Смена правительства не позволила им учредить этот орган.

     Проблема  российского федерализма. Верно  утверждение, что реформы в России пойдут только тогда, когда реально  заработает полноценное местное  самоуправление.

     В России трехуровневая федерация - Центр, органы государственной власти субъектов Федерации, местное самоуправление. Местная власть законодательно задумывается двухуровневой: на первом - сельские и городские поселения, на верхнем - муниципальный район или городской округ, состоящие из нескольких поселений. Но в целом реформа местного самоуправления может быть реализована либо в интересах людей (как подлинное самоуправление - самоуправление граждан на территории проживания), либо в интересах государства (как обеспечение контроля за действиями поселений).

     В последние годы постоянно снижается  доля регионов в консолидированном  бюджете, т. е. происходит обескровливание  бюджетов субъектов Федерации, муниципальных  образований. Высказывается мнение, что необходимо не вести речи о выравнивании условий жизни населения разных регионов посредством бюджетных вливаний и перераспределения средств через федеральный бюджет, а вырабатывать механизмы, способствующие преодолению их отсталости, повышению уровня финансовой обеспеченности, уменьшению бюджетной зависимости на базе динамичного развития экономики регионов. И это - именно одна из главных задач государства. В то же время, необходима выработка и общегосударственных минимальных социальных стандартов, финансирование которых из федерального бюджета с учетом особенностей субъектов Федерации должно составлять основу муниципальных бюджетов. Иначе постоянное и растущее "отсасывание" денег из регионов и местных органов власти может привести - да местами уже и приводит - к социальному протесту.

     Если  рассматривать организацию местного самоуправления как фактор формирования гражданского общества, то нужно, прежде всего, иметь в виду, что примерно на 70 % территории страны сегодня оно попросту отсутствует. И у властей это особых проблем, казалось бы, не вызывает. Более того, в самом реформировании-то многие из власть предержащих не ахти, как и заинтересованы. Прежнее, хотя и ущербное, самоуправление в виде Советов распалось, а нового так и не было создано за все годы преобразований. Нынешние губернаторы, в большинстве своем, естественно, против развития самоуправления мест, ибо сами уже привыкли все держать в собственных руках и ни о каком перераспределении власти не хотят и слышать. В некоторых регионах, например, областная власть вообще стремится отобрать у органов местного самоуправления реальные права распоряжаться существенной частью имущества и управление финансами.

     Правительство Российской Федерации, настроенное  решать лишь тактические задачи, также  не видит необходимости развивать  местное самоуправление, ибо становление последнего потребует каких-то шагов в поддержку, т. е. создания механизмов, в чем-то заменяющих его собственные действия. Относительно же стратегии развития страны правительство само еще никак не может определиться, а не то, чтобы растолковать это обществу.

     Проблема  политической активности населения. Общим  местом является тезис, согласно которому демократические преобразования в стране не могут быть реализованы без самой активной поддержки населения. В обществе все более растет понимание того, что выход, рывок, видимо, невозможны без значительной активизации масс, пробуждения населения от спячки, в которой оно пребывает. А ведь это означает совсем иную политику. Это означает прямое обращение власти к нации, объяснение народу, в каком положении страна, что к этому привело, предложение обсудить ситуацию, совместно найти оптимальные пути выхода. Только тогда возможно рассчитывать на активную поддержку людей. А иначе все попытки осуществления преобразования превращаются в "насильственное осчастливливание народа", что мы уже проходили.

     Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия  в России? Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации. Это и суверенитет народа, и признание человека высшей ценностью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Однако фактов этому мало. Кризисные ситуации в различных сферах (экономической, политической,    идеологической,    судебно-правовой и т. п.) тому подтверждение.

     Государственная власть принадлежит государству, его  органам. Ее реальные рычаги находятся  в руках узкой группы людей, преимущественно из окружения главы государства. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия используются произвольно. Это влечет за собой отчуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граждан правилам и предписаниям, регламентирующим их повседневную жизнь. Фактически власть не гарантирует индивидам неприкосновенность их гражданских прав.

     Мы  находимся в парадоксальной ситуации, когда, с одной стороны, существует сильное отчуждение народа от власти, а с другой - массы людей возлагают надежды не на себя, а исключительно на государство. Причем не только больные, пенсионеры, но, к примеру,  и те, кто добывают нефть, золото и алмазы.

      

     1.3. Понятие государства  и гражданского общества. 

     1.3.1. Происхождение и признаки государства.  

     Происхождение: Государство появилось на исторической сцене 5—6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно эволюционировало. Почему же раньше, причем очень долго, люди могли обходиться без раздутого госаппарата, полиции и армий? Причин тому много. Одна из них очевидна — небольшая плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались лишь тогда, когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории.

     За 10—15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, людям труднее стало жить в переполненном пространстве, и они придумали государство.

     Государство — это организация суверенной политической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный аппарат принуждения для обеспечения безопасности населения и прав граждан, для управления страной. Его признаки:

     1) отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов -  управленцев;

     2) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории;

     3) суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов;

     4) монополия на легальное применение силы или физическое принуждение, для чего у государства имеются специальные средства и органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура;

     5) право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленной рати служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

     6) обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения;

     7) представительство от имени общества в международных организациях и событиях.

           Государство выступает  субъектом международных отношений. В международном праве выделяются три минимальных признака государства:                     

     * территория;

     * объединенный правовым союзом народ (граждане, гражданство);

     * суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны.

     Государство считается существующим, если у него есть:

     * особая система органов и учреждений, выполняющих функции государственной власти;

     * право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

     * определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. 

     1.3.2. Исторические формы и функции  государства.    

     Исторические  формы государства: Существует много классификаций выделения исторических форм государства. Но самой лучшей признана типология Аристотеля. Он выделял три основные формы: монархию, аристократию, демократию и три извращённые, означающие упадок или искажение первых – тиранию (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию), олигархию (неограниченная аристократия), охлократию (неограниченная демократия, анархия).

     Демократия  обозначает такое устройство, при  котором все граждане управляют  своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.

     Демократия  основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии -  власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Информация о работе Политические партии и лидеры современной России