Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблемы ПМ с разных точек зрения, а так же выявления самого понятия ПМ с помощью изучения разных статей и словарных данных
Задачи данной работы:
Рассмотрение данной темы с точек зрения известных авторов
Выявление классификации методов манипулятивного воздействия на человека или массы
Рассмотрение наиболее популярного в современном обществе мифа воздействующего на сознание российской общественности
Точное определение понятия ПМ
Пути преодоления и сопротивления ПМ.
Введение…………………………………………………………………………....... 3
Глава 1. Теоретико-методичечкие основы политического манипулирования…………………………………………..... 5
Понятие виды структура…………………………………..................................5
Приемы формирования политического манипулирования………………... 10
Политические мифы как предмет политического манипулирования..........17
Глава 2. Основные характеристики политического мифа и его воздействие на массы в современных условиях……....... 22
2.1. Анализ политического мифа: «Запад — лучший из миров?»…………....... 22
2.2. Оптимизация воздействия на массовое сознание политическим мифом как информационно-психологические технологии……………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………… 38
Список используемой литературы………………………………………………. 39
Российский государственный социальный университет
Факультет философии, политологии и теологии
Кафедра политологии и социальной политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Теория политики"
студента 3 курса очного отделения
Сипетова Владимира Игоревича
" Политический миф как инструмент политического манипулирования"
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Нестерчук О.А.
Допустить к защите
зав. кафедрой
___________________Г.И. Авцинова
Москва 2008г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методичечкие основы политического
манипулирования………………………………………
Глава 2. Основные характеристики политического
мифа и его воздействие на массы в современных
условиях………………………………………………....
2.1. Анализ политического мифа: «Запад — лучший из миров?»…………....... 22
2.2. Оптимизация воздействия на массовое сознание политическим мифом как информационно-психологические технологии………………………………….. 28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………. 39
Введение
Проблема политического манипулирования на данный момент стоит очень остро во всем мире. Актуальность этой проблемы заключается в актуальности управления правительством более развитых стран правительствами менее развитых. А именно воздействие определенных органов правления одного государство на правительство другого с целью получить от этого воздействия как можно больше пользы для своего государства.
На данный момент более актуальна тема защиты от политических манипуляций. Ведь ни одному человеку не будет приятно впоследствии не которых действий осознавать, что он находился под влиянием другого и все что он совершил, не принесло ему и его стране ни какой выгоды, а наоборот.
Если сегодня включить телевизор и начать просмотр новостей вы сможете увидеть яркие примеры манипулирования сознанием людей, определенных слоев общества, субкультур и даже стран. А если открыть учебник по истории и внимательно вчитаться в некоторые данные, то за прошедшие 4 века можно найти свыше 1000 политических, и не только, манипуляции. Одним из наиболее ярких примеров на сегодняшний день является поведение и последствия этого поведения двух современных стран, Грузия и Украина.
Поведение Украины по отношению к нашей стране на протяжении последних 3-5 лет совершенно не объяснимо. Не понятная чехарда с газом, запрещение обучения на русском языке, а впоследствии и его изучения, поставка оружия в те страны, в которые поставка запрещена ООН ввиду их нестабильности, а также негативное отношение к Российской Федерации и отторжение от, и это самые безвредные действия Правительства Украины.
Желание этих двух стран как можно скорее стать членами НАТО привело их к тому, что им были поставлены условия о смене курса с пророссиского на противороссийский. И как все здравомыслящее российское общество понимает, что одним из организаторов этих действий («третья сторона») является США.
В данной ситуации США является манипулятором, источником идей, якобы стороной желающей только благо «развивающимся странам». Но на самом, же деле их целью является не «благо» Украины и Грузии, а подрыв авторитета Российской Федерации на мировой политической арене.
Степень разработанности данной темы оставляет желать лучшего. Научный материал на данную тему найти очень тяжело. Несмотря на громкие имена авторов озвучивающих тему политического манипулирования или упоминание в их трудах близких тем к данной или реплик связанных с этой темой, информации научного характера очень мало. Об этой теме рассуждали: Кара-Мурза С.Г. в своем политическом бестселлер «Манипуляция сознанием» (не является научной литературой), Цуладзе А. «Большая манипулятивная игра», Доценко Е.Л. «Психология манипуляции», Пономарев Н.Ф. «Политические коммуникации и манипуляции», Счастливцев Р. «Манипулирование сознанием» (по своей сути является не более чем пособием по манипулированию людьми на бытовом уровне). Упоминали в своих статьях и книгах: Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета, Анна Качкаева «Фабрика образов: телевидение основной инструмент создание политических мифов», а также много неизвестных авторов (авторов, не оставивших своих имен (в основном статьи в интернете)).
Но в свете событий случившихся недавно, многих полит технологов, наконец-то обратили свое внимание на данную тему. Также мне стало известно, что в январе – феврале 2009 должны выйти в свет несколько книг отечественных авторов на данную тему или близкую по содержанию.
Объектом политических манипуляций являются любой индивид (или массы) на которого направлены манипулятивные действия, а объектом данной работы являются Политическое манипулирование в современной России.
Предметом политических манипуляций являются любые манипулятивные действия направленные на людей, а предметом данной работы является особенности функционирования политического мифа в современных условиях.
Целью данной работы является выявление проблемы ПМ с разных точек зрения, а так же выявления самого понятия ПМ с помощью изучения разных статей и словарных данных
Задачи данной работы:
Глава 1. Теоретико-методичечкие основы политического манипулирования
« Манипулирование политическое » (фр. manipulation - махинация) - система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование в политике имеет глубокие гносеологические корни, поскольку политика есть область сложная, часто скрытая от глаза простых людей, чрезвычайно противоречивая, и может быть лживой, аморальной, нечестной и т.п. Поэтому понять простому человеку политические события, их объяснить, оценить - довольно сложно. Не случайно многие люди, являясь объектом манипуляций, не стремятся выйти из этого плана, довольствуются одним суждением о политике одним словом «нравится» или «не нравится».
Органы политической власти недемократических режимов всегда стремятся держать народ, социальные общности людей в «ежовых рукавицах», используя средства массовой информации для насаждения выгодных властям стереотипов, установок, целей, идеалов и т. п. Политика при этом понимается как воля власти, завуалированная под власть народа. Постулат народовластия в иллюзорной упаковке пропагандируется всеми средствами массовой информации, полностью подконтрольными государственно-партийному аппарату. Политического плюрализма нет, гласности, объективности политических процессов, альтернативности политических действий, избирательных кампаний тоже нет. Консервируется рабское сознание, «полностью одобряемый» народом политический курс властей. Тaкое состояние сознания народа удобно и для народа и для властей. Но оно не может быть вечным. Люди начинают просыпаться от политической спячки и переходить от состояния объекта к состоянию субъекта. Манипулировать людьми становится сложнее, и политика постепенно приобретет качество демократичности.
Наибольшую
опасность для граждан и
Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
В настоящее время принято выделять две главные модели политического манипулирования - "психологическую" и "рациональную". Суть психологического варианта манипулирования заключается в использовании автоматической реакции индивида на определенные психологические действия. В качестве форм рационального манипулирования используются сокращение количества доступной информации, преднамеренное утаивание информации, предоставление тенденциозной информации, информационная перегрузка.
Цель политического манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу1. Таким образом, в узком понимании ПМ — это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание ПМ выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Согласно В. Амелину, ПМ предполагает следующие операции:
Отметим, что первый пункт относится к задачам, второй — к методам, третий — к целям ПМ. Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими технологиями2. Средства ПМ можно классифицировать по различным критериям. Пo совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д.
Все средства ПМ основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т.е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. «…если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сoмнения, исповедует некий сорт «магии социальной»3. Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э. Фромм доказывал, что ПМ лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов. По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, — это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру»4.
Стоит отметить, что ПМ служит не только для получения общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом. Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого механизма в большинстве стран мира, разночтения в законодательной сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании. Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).
Но следует сузить рамки исследования, и перечислить регламентированные российским законодательством формы ПМ, а также определить границы каждой из них. Предвыборная агитация. Согласно Федеральному закону Российской федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборная агитация — это «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них»5. Предвыборная агитация может проводиться через СМИ, путём проведения массовых мероприятий, путём выпуска различных (печатных, аудиовизуальных и др.) агитационных материалов и «в иных не запрещённых законом формах».
Информация о работе Политический миф как инструмент политического манипулирования