Политический миф как инструмент политического манипулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблемы ПМ с разных точек зрения, а так же выявления самого понятия ПМ с помощью изучения разных статей и словарных данных
Задачи данной работы:
Рассмотрение данной темы с точек зрения известных авторов
Выявление классификации методов манипулятивного воздействия на человека или массы
Рассмотрение наиболее популярного в современном обществе мифа воздействующего на сознание российской общественности
Точное определение понятия ПМ
Пути преодоления и сопротивления ПМ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....... 3
Глава 1. Теоретико-методичечкие основы политического манипулирования…………………………………………..... 5
Понятие виды структура…………………………………..................................5
Приемы формирования политического манипулирования………………... 10
Политические мифы как предмет политического манипулирования..........17
Глава 2. Основные характеристики политического мифа и его воздействие на массы в современных условиях……....... 22
2.1. Анализ политического мифа: «Запад — лучший из миров?»…………....... 22
2.2. Оптимизация воздействия на массовое сознание политическим мифом как информационно-психологические технологии……………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………… 38
Список используемой литературы………………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

Политический миф как инструмент политического манипулирования.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

     Социологи  утверждают: жизненный цикл популярности  такого политического персонажа  в     России - примерно год.  И это при условии, что не произойдет никаких серьезных     катаклизмов в экономике и политике. Отношение населения ко всем остальным политические   персонажем будет не улучшаться, а ухудшаться. Этому процессу можно помогать,     планомерно дискредитируя политических противников нового «героя». Для выполнения этой   задачи необходимейший инструмент - телевидение.      «Новые имена», ограниченное время и проигравшие противники -факторы, которые    учитываются и планируются. Но только их недостаточно. Желательно, чтобы весь  спектакль по раскрутке «новых персонажей» разворачивался на неординарном, стремительно меняющемся, даже кризисном социально-политическом фоне, где герои или герой могли бы проявить свою эффективность и действенность. Взрывы домов, начало  чеченской операции кардинально изменили общественные настроения, произошла милитаризация массового сознания. Осенью 1999 года грянули коррупционные скандалы с отмыванием денег, в которых замешены многие персонажи политической верхушки. Удивительное совпадение, попадание этих событий в необходимый драматургический  контекст, сделало появление «героя» необратимым.

Кампания в  СМИ

Любая кампания в СМИ развивается по законам  драматического зрелища. В нем есть главный герой (протагонист) и злодей (антагонист), есть критические обстоятельства и осложнения, которые герой постоянно преодолевает. Так действие развивается. Наконец, есть финал, который пока неизвестен публике. Завершившаяся предвыборная кампания – не что иное, как зрелище, спектакль. Посмотрим, как это спектакль ставили на телевидении.

 

«Герой»

     Для начала, публика должна понять, кто главный герой. Для этого  он всегда на экране. По   разным поводам. Для действующего премьера, придумать повод - не проблема. А частота    появления на экране премьера или министра в России - максимально возможная. Не только     потому, что председатель правительства - «ньюсмейкер» по определению, но и в силу     политизированности информационного поля. Основу содержания всех новостей у нас    составляет не экономика, не бизнес, не проблемы общества и соблюдение прав человека, не  наука и не культура, а власть. Российских журналистов мало интересуют принципиальные  зарубежные события, например, создание азиатского общего рынка по типу ЕЭС, которое произошло без участия России. За последние два месяца перед выборами из всех политических программ    окончательно исчезла и жизнь страны. Не было нормальных репортажей, если не считать репортажей из Чечни - да и то, как правило, с одной стороны. Из якобы аналитических  программ исчезли даже эксперты. Шеремет, Невзоров, Доренко, Хинштейн, Леонтьев, Сванидзе - были сами себе аналитиками, экспертами, социологами, политологами.

     Практически  все информационные выпуски этих  двух месяцев начинались с того, что «герой» заявил, где и с кем встретился, куда отправился, как прокомментировал чье-то     заявление, кого осудил, поздравил, поддержал. То же самое - и про «трех медведей»,     которые ездили, встречались, боролись, осуждали, поддерживали. 3-4 сюжета ежедневно, в    каждом выпуске новостей первого и второго телеканалов так или иначе касались Путина и «Единства». Неважно, что беженцами всю жизнь занималась специальная миграционная     служба, а не МЧС. Неважно, что министру Шойгу никто не давал полномочия на     переговоры с президентом Масхадовым. Это все мелочи, на которые зритель не обращает    внимания. Главное, чтобы герой был органично вписан в ситуацию и чтобы «костюмчик   сидел». Зритель навсегда запоминает крупные планы, которые телевидение будет    тиражировать два месяца подряд: премьер в шлеме летчика, пилотирующего истребитель,   премьер в пилотке морского офицера, министр, окруженный стариками, женщинами, детьми.   «Образ» застревает в сознании лучше, чем слова. Философ Мераб Мамардашвили заметил :  «Когда мы убираем картинки ...из нашего сознания, мы начинаем мыслить».

Образ государственника - современного, серьезного, мужественного, в меру жесткого     патриота - интенсивно лепили всю осень, вплоть до начала ноября. Помимо появления в информационных выпусках Путин с завидным постоянством разъяснял суть государственной политики в эфире политических воскресных программ ОРТ и РТР. Двадцатиминутные интервью Путин давал попеременно то Доренко, то Сванидзе: 5    сентября - Доренко, 19 сентября - Сванидзе, 10 и 17 октября - Сванидзе, 31 октября -  Доренко.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из рассмотренных  нами статей и книг можно сделать  вывод, что у политического манипулирования  большое будущее. В свете секретности  тактики и некоторых нюансов  избирательных компаний политических лидеров, многие из людей не придают особого внимания манипуляциям, проводимым умелым технологом. И данная тема только начинает в серьез разрабатываться как основа PR - технологий из-за ошибок допущенных электоратом в прошлом.

На данном этапе  развития PR – технологий, в обществе особо остро стоит вопрос о предотвращение «грязных» технологий манипуляций, а так же о методах преодоления манипуляций с целью выявления правды.

Одним из самых главных  аспектов ПМ является политический миф, ведь с помощью распространенного  мифа можно заставить избирателей отступить от своих предыдущих политических взглядов в пользу манипулятора. Проблема введения «не качественных» мифов разрушающих сознание простого обывателя, необходимо решать как можно быстрее, иначе в скором будущем наша страна (как одно из «полей битв» ведущих полит технологов Запада) получит в свое распоряжение, некого рода «зомби» которые будут разрушать авторитет нынешнего правительства России в сознании обычного гражданина страны, но нельзя не отметить что в данном направлении идут работы в ускоренном темпе.

Также нельзя обойти стороной тему лидерства  в PR – технологиях. Имеется в виду харизматичность лидера и его умение манипулировать сознанием людей. Ведь без определённых качеств лидера манипуляции невозможны. Политический лидер должен располагать к себе массы должен обладать определенным уровнем привлекательности и многими другими внешними качествами.

В политической истории  можно привести множество примеров ПМ, на мой взгляд, за будущее десятилетие  список этих примеров возрастет в  несколько раз.

Список используемой литературы

  1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М. 2001.
  2. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
  3. Э. КАССИРЕР. «Техника современных политических мифов». М.: 1990
  4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.
  5. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2003. №3. С. 66-102.
  6. Соловьев А.И. «Политическая теория. Политические технологии». «Аспект-пресс». М.: 2001  
  7. Пономарев Н.Ф. «Политические коммуникации и манипуляции». «Аспект Пресс». М.: 2007
  8. А.В. Лукашев, А.В. Пониделко. «Анатомия демократии или черный PR как институт гражданского общества». "Издательский Дом «Бизнес -Пресса", СПб.- 2001
  9. Счастливцев Р. «Манипулирование сознанием». АСТ. М.:2007
  10. Анна Качкаева «Фабрика образов: телевидение основной инструмент создание политических мифов» http://internews.ras.ru/article/imagefab.html
  11. Усева С.А. «Современный политический миф: игра по законам архаики» http://www.peterlink.ru/~charlie/psycho/read1.cgi?4.4
  12. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (От 19.09.1997 года; № 124-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.03.99 № 55-ФЗ)
  13. Василий Авченко «Политическое манипулирование: понятии содержание история» http://psyfactor.org/polman1.htm
  14. Автор неизвестен «Сущность политического манипулирования» http://revolution.allbest.ru/political/00023330.html.

А также использовались интернет ресурсы:

1. http://www.bankreferatov.ru/

2. http://www.bestreferat.ru/

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://www.lindex.lenin.ru/Lindex3/Text/deconstr/politics/43/_default.htm

5. http://www.5ballov.ru/

1 вариант — убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная

2 их ядро — избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний

3 Э. КАССИРЕР. «Техника современных политических мифов». М.: 1990, с. 61

4 М. Лернер. Развитие цивилизации в Америке. -М., 1992. С. 255. См.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.

5 Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (От 19.09.1997 года; № 124-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.03.99 № 55-ФЗ).: Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе: агитация предвыборная (предвыборная агитация).

6 Политология: Учеб. пособие для тех. ун-тов/Под ред. М.А. Василика. 2-е изд. – СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса". 1999.

7 Василий Авченко «Политическое манипулирование: понятии, содержание, история»

8 В. Лукашев, А.В. Пониделко. «Анатомия демократии или черный PR как институт гражданского общества».

9 Екатерина Егорова: статья: «Компромат – ничто, Имидж – Все»

10 Закон РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”: Статья 55. Предвыборная агитация

11 Василий Авченко «Политическое манипулирование: понятии, содержание, история»

12 Василий Авченко «Политическое манипулирование: понятии, содержание, история»

13 Фаер С.А.Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений.

"Ловушки" в конкурентной  борьбе. Механизмы политической  карьеры.: Издательство "Стольный  град": СПб.: 1998.

14 Словарь для составления текстов в избирательной кампании. Статья: «Мифы политические»

15 Г. Шиллер. «Манипуляторы сознанием».: М.: 1980

16 А. И. Соловьев «Политическая теория. Политические технологии».»Аспект пресс». М.: 2001

17 потребность в «сильной руке», олицетворяющей могущество

18 Юнг К.Г. Психологические типы.: М.:1995г.




Информация о работе Политический миф как инструмент политического манипулирования