Политический миф как инструмент политического манипулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблемы ПМ с разных точек зрения, а так же выявления самого понятия ПМ с помощью изучения разных статей и словарных данных
Задачи данной работы:
Рассмотрение данной темы с точек зрения известных авторов
Выявление классификации методов манипулятивного воздействия на человека или массы
Рассмотрение наиболее популярного в современном обществе мифа воздействующего на сознание российской общественности
Точное определение понятия ПМ
Пути преодоления и сопротивления ПМ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....... 3
Глава 1. Теоретико-методичечкие основы политического манипулирования…………………………………………..... 5
Понятие виды структура…………………………………..................................5
Приемы формирования политического манипулирования………………... 10
Политические мифы как предмет политического манипулирования..........17
Глава 2. Основные характеристики политического мифа и его воздействие на массы в современных условиях……....... 22
2.1. Анализ политического мифа: «Запад — лучший из миров?»…………....... 22
2.2. Оптимизация воздействия на массовое сознание политическим мифом как информационно-психологические технологии……………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………… 38
Список используемой литературы………………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

Политический миф как инструмент политического манипулирования.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)
    1. Приемы формирования политического манипулирования

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов и приемов. Немало эгоистичных деятелей не пренебрегают откровенным обманом, используют так называемую «большую ложь», которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются «частичная ложь», скрывающая то, что более всего возмущает, «правдоподобная ложь», когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и «приукрашенная ложь» — провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также «частичная правда», приходится обнародовать и «полную правду», так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воздействующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют «без вины виноватым» или «жертвой обстоятельств» он может покаяться и его простят; он может прослыть жаждущим правды (“лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).

Кроме того в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению. Это:

  • регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагматические”, или “гуманистические” идеалы;
  • идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию;
  • абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются как вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.

Манипулирование не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни. Используется и ценностное камуфлирование (проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борьбе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социалистическому). Важными являются и ценностное ограничение, и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.6

Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия, и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.

Огромную роль в манипулировании играют средства массовой информации.

Но существуют пределы манипулирования. Препятствиями  здесь являются опыт людей, неподконтрольные власти напрямую системы коммуникации, такие, как семья, друзья, знакомые, группы, значимые для человека. Однако защитные механизмы против манипулирования ослабевают, когда речь идет о новой проблематике, о которой нет устоявшегося мнения.

Определенным  препятствием, сдерживающим манипулирование, являются разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой при наличии контроля со стороны парламента, правительства или общественных советов.

Обычно систему мероприятий, проводимых предвыборными штабами кандидатов в период избирательной кампании, называют предвыборной стратегией. Более уместным назвать эту систему тактикой; ведь стратегические цели у всех кандидатов схожи — получить и сохранить власть. Тактические же решения, проводимые в плоскости «кандидат — электорат», могут различаться очень сильно. В значительной мере это определяется и различием тактических задач, стоящих перед кандидатом и его имиджмейкерами (нужно ли кандидату получить или только сохранить власть, какие у него козыри, чем «подмочена» его репутация и т. п.).

«Успешная стратегия  предполагает видение различных  аспектов взаимоотношений с избирателями, — считает Л. Богомолова. — Выбор  средств ведения агитации в данном случае должен определятся, с одной  стороны, максимально точными социологическими данными о состоянии внешней среды во время выборов, а с другой — трезвой оценкой характеристик продвигаемого кандидата. Если эти характеристики входят в противоречие со стилем жизни и устремлениями избирателей, то никакие технологии не убедят их проголосовать»7.

Так как в предвыборный период психо-эмоцианальное состояние общества очень динамично, избирательную кампанию разделяют на несколько этапов. Первый этап характеризуется растущим в обществе напряжением ( на этом этапе кандидату важно вовремя заявить о себе). «Чем дольше вы будете держать паузу, тем меньше грязи выльется на вашу голову»8, — говорят специалисты. Следующий этап — формирование электоральных групп предпочтений, а также образование так называемого «болота» — части населения, не участвующей в выборах. При искусном ведении избирательной кампании можно почерпнуть немало голосов и из «болота». На данном этапе формируются, перераспределяются и закрепляются избирательские предпочтения.

На заключительном этапе нередко наблюдается снижение социальной активности, подавленное состояние людей, уставших от массированного «промывания мозгов».

Кандидатам в начале кампании надо изучать актуализации в сознании избирателей и методы агитации, наиболее пригодные для  рекламной коммуникации. Для этого пригодны качественные методы — фокус - группы и др. В процессе предвыборной кампании нужно постоянно следить и за конкурентами, анализировать их поведение, тактику, слова, даже жесты.

Главные задачи кандидата в предвыборной кампании — построение своего имиджа, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Центральное место здесь занимает создание собственного имиджа, который мог бы быть благосклонно принят населением. Политический консультант должен чётко знать вопросы, стоящие перед ним: что побуждает людей принимать участие в политической жизни страны? Какие психологические факторы и механизмы влияют на формирование у масс образа политического лидера? Какова структура этого образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании имиджа политика? «Имидж — стереоскопический шарик, и в нём существует много-много-много разных фрагментов, — считает член совета директоров центра политического консалтинга «Никколо М» Е. Егорова. — Доля этих фрагментов в имидже каждого конкретного политика разная в общественном сознании»9. В числе таких фрагментов — политическая идеология, исповедываемая политиком, его личные качества, обаяние, образование, опыт работы, сексуальная привлекательность и многие другие аспекты. Интересно, что идеологически голосует довольно малая часть общества. Большинство видит в политике не идеологию, а личность (Жак Сегела говорил: «Избиратель голосует в первую очередь за личность, а отнюдь не за программу»). Проанализировав общественные предпочтения, необходимо установить, какой тип личности наиболее востребован на данном этапе развития данного общества, и создавать этот тип.

Во время выстраивания имиджа политического лидера выделяют следующие этапы: узнавание кандидата населением, устранение препятствий между ним и воспринимающим сознанием, склонность «объекта» воздействия поддержать данного кандидата. Эти простые логические фазы нельзя пропускать — ведь прямая агитация, т. е. переход от первого этапа сразу к третьему, не может быть настолько эффективной, насколько это было бы возможно при последовательном выстраивании имиджа. Изначально образ кандидата должен обозначиться, после — выделиться, отстраниться от конкурентов, освободиться от всего негативного и только, потом открыто призвать население к поддержке.

 

Посмотреть  по Казахстану

 

Допустимые виды предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Р.Ф.». Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещённые законом формы» (например, известные «летучие пикеты» — мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади)10.

Далее в законе указывается, кто имеет право проводить предвыборную агитацию, каким образом она оплачивается, регламентируются сроки её проведения и т. д. Но формы политической манипуляции — всего лишь инструмент, которым можно оперировать неумело или виртуозно. Поэтому на первый план выходит умение манипуляторов пользоваться этим инструментом (речь идет только о «белых» технологиях).

Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные  издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями.

Стремление политика завоевать поддержку как можно  большего количества общественных кругов приводит к тому, что подчас невозможно различить «программы» заведомых противников. Иначе говоря, для тех, кто не принадлежит к конкретной политической ориентации, ситуация меняется в лучшую сторону и кандидат предстает в новом свете.

Один из важнейших  принципов PR — комплексный подход. Он подразумевает использование различных СМИ и регулярность информационного воздействия. Необходимо руководствоваться несколькими формами поддержания связей с общественностью — опытный политтехнолог владеет всем арсеналом средств. Основную роль в борьбе за голоса избирателей играют СМИ — их способность в формировании нужного образа поистине удивительна, причём главные манипулятивные шаги, по мнению некоторых политологов, делаются не в период предвыборной кампании, а раньше — незаметно, ненавязчиво, в формально информационных передачах или публикациях.

Тем не менее, полагаться на одни лишь СМИ нельзя — бывают ситуации, когда они в глазах населения дискредитировали себя. Существует множество альтернативных форм агитации. Например, широко известны «адресные поздравления» избирателей от кандидата («direct mail»). О «белых технологиях» трудно говорить — для достижения эффективности почти в каждой единице агитации присутствует тот или иной подводный камень. Каждая «белая» несет в себе что-то от «чёрной» технологии. Чистые избирательные технологии относятся к области утопий — манипуляция без скрытых элементов воздействия невозможна. Одним из самых ярких примеров является период президентских выборов 2000 года избирательный штаб В. Путина, возглавляемый Г. Павловским, подготовил интервью с представителями сексуальных меньшинств г. Москвы, в котором речь шла о Г. Явлинском. В свою очередь избирательный штаб Г. Явлинского ответил сюжетом, в котором имя В. Путина связывалось с фашистами.11 И с какой позиции рассматривать данную ситуацию? Так как грань между «белым» и «чёрным» PR-ом очень часто бывает зыбкой, то необходимо посвятить отдельный раздел — «Внеправовое политическое манипулирование». Речь пойдет о тех формах ПМ, которые не входят в противоречие с действующим законодательством и тем не менее считаться «чистыми» не могут — хотя бы с этической точки зрения.

 

Внеправовое политическое манипулирование.

 

Российская  демократия отважно идет на штурм

 абсолютного  рекорда политического цинизма.

(С. Иванов)

Между неправовым (противозаконным) и внеправовым ПМ существует принципиальное различие. Неправовое действие вступает в противоречие с действующим законодательством, внеправовое же формально закон не нарушает. Но, если юридически некоторые формы внеправового ПМ и допустимы, то с этической точки зрения назвать их безупречными никак нельзя. Поэтому в этом коротком разделе речь пойдёт о более или менее «чистых», законом никак не регламентируемых, «пограничных». М. Литвинович, сотрудница Фонда эффективной политики, называет такие технологии «не «грязными», а тонкими», «интеллектуальным творением», которое «от непонимания называют «чёрным PR-ом»12.

По мнению С. Фаера, любой приём эффективного PR-а использует один или несколько  из следующих механизмов:

  • конструирует или разрешает противоречие;
  • маскирует совершаемые действия — противник, не сопротивляясь, идёт в худшую ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;
  • реализует план, в котором от конкурента ничего не зависит,
  • происходит его «выключение» из управления событиями;
  • создаёт ситуацию, при которой конкурент, выбирающий более предпочтительный путь, попадает в ловушку;
  • позволяет использовать чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) ресурсы (времени, имиджа, денег, власти, информации);
  • выявляет скрытые, незамеченные ресурсы или «оживляет» потерянные.13

Идеальное решение задачи (т. е. достигающее поставленной цели без потерь, усложнения системы и возникновения новых нежелательных эффектов) во многом зависит от верной разработки приёмов.

    1. Политические мифы как предмет политического манипулирования

Одним из самых  главных аспектов политического манипулирования является политический миф. «Мифы политические» (от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - политическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политическую систему. Политическая мифология не может иметь четких границ, поскольку она выходит за границы научно осмысленных политических процессов и не может быть зафиксирована в своей непосредственности. Кроме того, мифы в политике переплетены с адекватным сознанием. Их, зачастую, невозможно разделить. В то же время любая идеология содержит момент мифа (К. Мангейм). Так, соответствие идеологии политической реальности и роль представителей политической элиты в действительной политической жизни общества, как правило, мифологизированы.

Информация о работе Политический миф как инструмент политического манипулирования