Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение политической правовой мысли (учения) Древнего Китая, оценкой того или иного направления с точки зрения современных исследователей. Особое внимание следует уделить учению «Дао – Дэ – Цзин» (Даоизм), поскольку первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы. За основу, по изучению данной темы, рационально использовать книгу известного петербургского китаеведа Е.А. Торчиноваª, в которой он всесторонне рассматривает даосизм, а именно, приводит полную характеристику данного учения.
Введение. 2
Глава 1. Даосизм «Дао – Дэ Цзин». 6
§ 1. Рождение Даосизма. 6
§ 2. Учение Даосизма – есть путь Дао 7
Глава 2. Конфуцианство. 11
§ 1. Конфуций. Мечтая об идеальном государстве. 11
§ 2. Универсальность для всех . 15
Глава 3. Моизм. 17
§ 1. Что есть Моизм. 17
§ 2. Уничтожая культуру. 20
Глава 4. Легизм. 25
§ 1. Легизм как оружие чиновников . 25
§ 2. Низом к верху.. 28
Заключение. 30
Список литературы 32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Темой курсового проекта является рассмотрение политико-правовой мысли древнего Китая. Серьезность данной темы обуславливается тем, что изучение Древнего Востока сегодня, дело довольно сложное и проблематичное. Не секрет, что современные учебные и литературные источники охватывают лишь поверхностно, не погружаясь в глубь событий, ту или иную тематику.
На сегодняшний день наиболее эффективен исторический метод изучения политических и правовых учений Древнего Китая, путем реконструкций исторических контекстов. Но следует сразу обратить внимание на проблему, которую поднимает в своей работе «Древний Китай» Пондопкло Г.Кª., пишущий о ошибочной датировке событий. Суть в следующем: как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.
Особый интерес вызывает статья австрийского исследователя В. Флеммераª в своей работе «Зарождение Великого», где говорит о том, что многовековой опыт Китая следовать учениям Конфуция в конце концов привел к экономическому рассвету. Дело в том, что современный Китай сегодня является одной из самых процветающих коммунистических стран мира. Это несомненно связанно с правильным, вековым политико-правовым учением, которое правильно трактовалось на протяжении многих лет. Великий Мао считал Конфуция своим учителем, и во многом воплотил его идеи в реальность. Ведь именно его учение сыграло фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая.
В Древнем Китае сложился самый
ранний тип общества, пришедшего на
смену первобытному. Экономически он
характеризуется господством
Основную массу населения в Древнем Китае составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная власть.
Политические учения Древнего Китая не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге "Шу цзин", - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
Сама политическая мысль Китая представляет собой - совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Нельзя не отметить работу исследователя, профессора исторических наук Алкина С.В.ª, который в одной из статей пишет, что характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о «тань-мин» - праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному. Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-X в. до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, благодать, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них «дэ» не исчерпается. Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного «дэ», и учреждается новый властный цикл.
На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» - правление, основанное на силе, и «ван-дао» - правление, основанное на честности. Причем, государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения по принципу «старший-младший».
После II в. до н.э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе, как принципы легизма, так и конфуцианства. Особенность древних китайских политологических текстов состоит в том, что в этих источниках собственно политические, государственно-правовые элементы знания не всегда четко выделены.
Древний Китай - крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения - в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет. Все это нашло отражение в текстах, поражающих нас своей самобытностью, глубиной содержания, образностью, метафоричностью. Далеко не всегда понятной европейскому читателю мудрой таинственностью суждений, импровизаций, аналогий, мистичностью обращений к небу, стихиям, богам; восточной созерцательностью, терпеливостью и покорностью власти; уважительностью к старшим, почти религиозным почитанием учителя; преклонением перед природой; фантастическим упорством в труде; философским отношением к смерти. Древнекитайские документы имеют системное, мировоззренческое значение.
Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).
Целью данной работы является подробное рассмотрение политической правовой мысли (учения) Древнего Китая, оценкой того или иного направления с точки зрения современных исследователей. Особое внимание следует уделить учению «Дао – Дэ – Цзин» (Даоизм), поскольку первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы. За основу, по изучению данной темы, рационально использовать книгу известного петербургского китаеведа Е.А. Торчиноваª, в которой он всесторонне рассматривает даосизм, а именно, приводит полную характеристику данного учения.
Таким образом, данный курсовой проект состоит из четырех глав, каждая из которых подробно рассматривает то или иное учение. Также приведены мнения и исследования, историков, изучавших данные течения. Так история и исследование конфуцианства, наиболее интересно и более охватывающее приведено в работе профессора кафедры социологии и политологии Московского государственного университета Т.В. Караджеª. Курсовой проект представляет собой работу, состоящую из введения, четырех основных глав и заключения. Каждая из глав посвящена отдельному течению и рассматривает как историю, так суть самого толкования. Данное построение позволит более или менее максимально изучить тему.
Путь, что может быть пройден,
не есть постоянный Путь-Дао.
Имя, что может быть поименовано,
не есть постоянное имя…ª
В середине второго тысячелетия до нашей эры Китай вступил в кровавую и мрачную эпоху свой истории, о характере которой красноречиво говорит уже само ее название – эпоха борющихся Царств (Чжань-го). Сохранявшееся до середины V в. До н. э. относительное равновесие разнородных политических сил и интересов удельных правителей царства Чжоу рухнуло после того, как мощное княжество Цзинь распалось на три владения – княжества Чжао, Вэй и Хань. Это крушение княжества Цзинь подвело черту под прославленной Конфуцием эпохой «Весен и Осеней» и положило начало новому периоду воин и сражений, переворотов и клятвопреступлений, злодейств и жестокостей.
Но, как известно, сова Минервы, богини мудрости, летает только в сумерках. И вот в сумерках кровавой эпохи Чжань-го расцвела классическая китайская философия. Распустилось множество цветов и разгорелась борьба «ста школ». Первым оформилось конфуцианство, младенческие дни которого прошли еще до начала периода Борющихся Царств. Потом появились моисты, учившие о всеобщей любви и мире, легисты, ратующие за всевластие государя, опирающееся на незыблемость драконовских законов, натурфилософы, проповедующие доктрину положительных и отрицательных сил и пяти первоэлементов, и другие щколы.
Следует отметить, что даосская философия возникла позднее, чем это обычно считается: «Дао-Дэ цзин», важнейший из раннедаосских текстов, был написан не во временна Конфуция, а гораздо позднее, в IV или. Скорее всего, в начале III до н. э. следовательно, даосизм – дитя именно эпохи Чжань-го, а не предшествовавшего периода «Весен и Осеней».
Несколько слов о самом слове «даосизм». Оно соответствует китайскому «дао цзяо», что означает «Учение Пути». В IV-V вв. общепринятым и основным обозначением становится – «дао цзяо». Интересно, однако, что русское название этой религии даосизм, а не даоизм. Академик В.М. Алексеев считал, что русское «даосизм» происходит от китайского «Дао ши» («Муж Дао», то есть даоский священнослужитель) в южном произношении этого слова.
Смысл закона: если ты на пути к какой-либо цели затратил недостаточно усилий, то ты не достиг этой цели, но находишься на пути к ней, и это предпочтительный вариант развития событий. Если же ты на пути к той же цели затратил больше усилий, чем требуется для достижения этой цели, то ты достигнешь прямо противоположного результата (ты «проскочишь» цель и уйдешь к неведомым берегам). Закон Дао отображен в пословицах: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет», «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок», «Поспешишь -- людей насмешишь».
Само возникновение даосизма традиция, как это принято, связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-Цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление каноничного тракта «Дао Дэ Цзин» («Книга о Дао и Дэ»).
Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладельческой знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
В основе учения лежит понятие «Дао» (буквально —путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе — сыне неба», дарующих законы Дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-Цзы — это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с Дао к развитию его способностей и знаниям.
В социально-этическом плане
Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-Цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну Дао» и повести за собой народ. «Если знать и государи могут его (Дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится».