Политико-правовые мысли Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное рассмотрение политической правовой мысли (учения) Древнего Китая, оценкой того или иного направления с точки зрения современных исследователей. Особое внимание следует уделить учению «Дао – Дэ – Цзин» (Даоизм), поскольку первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы. За основу, по изучению данной темы, рационально использовать книгу известного петербургского китаеведа Е.А. Торчиноваª, в которой он всесторонне рассматривает даосизм, а именно, приводит полную характеристику данного учения.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Даосизм «Дао – Дэ Цзин». 6
§ 1. Рождение Даосизма. 6
§ 2. Учение Даосизма – есть путь Дао 7
Глава 2. Конфуцианство. 11
§ 1. Конфуций. Мечтая об идеальном государстве. 11
§ 2. Универсальность для всех . 15
Глава 3. Моизм. 17
§ 1. Что есть Моизм. 17
§ 2. Уничтожая культуру. 20
Глава 4. Легизм. 25
§ 1. Легизм как оружие чиновников . 25
§ 2. Низом к верху.. 28
Заключение. 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Word.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

И тем не менее, несмотря на противоречие их учения базовым ценностным установкам китайской культуры, моисты в IV – III вв. до н.э. пользовались значительно  большей известностью и успехом, чем, например, ученики Конфуция.  

Глава 4. Легизм.

§ 1. Легизм как оружие чиновников .

 

Проработав с некоторыми материалами  по исследованию данного учения, сложилась  версия о том, что легизм – это  своеобразный круговой лабиринт, в  котором множество историков  пытаются найти «выход». Историки, привыкшие отождествлять государственную идеологию Китая с конфуцианством, часто забывают о том, что первой настоящей официальной идеологией было учение легизма (по-китайски «фа-цзя», буквально "законники"). Если Конфуций и Мо-цзы так и не нашли правителя, который взялся бы за воплощение их идей, то в лице основоположника легизма Шан Яна мы встречаем не только (и даже не столько) мыслителя, сколько государственного деятеля, реформатора, решающим образом способствовавшего установлению в дальне-западном царстве Цинь в середине IV в. до н.э. такого строя, который через сто с лишним лет позволил правителю этого царства Цинь Ши-хуану объединить страну. Еще сравнительно недавно легизм игнорировался исследователями, но работы последних десятилетий, как и переводы классиков легистской мысли, показали, что уже с IV в. до н.э. это учение стало основным конкурентом конфуцианства. Выяснилось также, что и впоследствии легистское влияние не только не уступало влиянию конфуцианства, но в значительной мере определяло особенности государственной машины императорского Китая и мышления чиновников. Совершенно справедливо пишет Л.Вандермерш, что на всем протяжении истории Китая не было ни одного сколько-нибудь значительного государственного мероприятия, которое не находилось бы в том или ином отношении к легизму.

Возможно следует обратить особое внимание на то, что в отличие от учений Конфуция и Мо-цзы у легизма по-большому счету не было признанного основателя. В первой китайской библиографии, включенной в "Историю Ранней династии Хань", говорится, что это течение создали чиновники, настаивавшие на введении определенных наград и неукоснительных наказаний. Обычно в число основателей легизма включают наряду с Шан Яном государственного деятеля и мыслителя IV в. до н.э. Шэнь Бу-хая и философа IV-III вв. до н.э. Шэнь Дао. Завершителем легистской доктрины и крупнейшим теоретиком легизма считается Хань Фэй (приблиз. 280-230 гг. до н.э.), которому приписывается обширный трактат «Хань Фэй-цзы».

Однако изучение легистских произведений приводит к заключению, что на самом деле основоположником легизма был Шан Ян, о котором уже упоминалось выше. От сочинений Шэнь Дао и Шэнь Бу-хая сохранились лишь отдельные отрывки; правда, в последние годы Х.Г.Крил доказывает, что Шэнь Бу-хай, разработавший технику контроля деятельности и проверки способностей чиновников, сыграл в развитии легизма не меньшую роль, чем Шан Ян, но этот тезис не представляется достаточно обоснованным. Что же касается Хань Фэя, то он попытался подвести под несколько смягченные положения политической философии Шан Яна даосскую теоретическую базу и дополнить их отдельными мыслями, взятыми у Шэнь Дао и Шэнь Бу-хая. Основные тезисы Хань Фэя заимствованы у Шан Яна, а некоторые главы "Шан-цзюнь-шу" даже переписаны в "Хань Фэй-цзы" с небольшими изменениями и сокращениями.

В своем издании, историк Миронов  В.Вª. пишет о том, что легизм (во всех его вариантах - от старого легизма и этатистского толкования права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического неопозитивизма) отрывает закон как явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законо-устанавливающей власти. Поэтому специфика права, неизбежно сводится при таком правопонимании к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила (сила власти) здесь рождает насильственное, приказное право.

Кредо легистского (позитивистского) подхода в Новое время также сформулировал идеолог абсолютистского государства Т. Гоббсª: "Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена". Иначе говоря, все, что приказывает власть, есть право. Такого подхода придерживаются все легисты (позитивисты) прошлого и современности. "Всякое право, - подчеркивал известный английский позитивист XIX в. Д. Остин, - есть команда, приказ... агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном".

В ожесточенной войне всех против всех почтение к традиционной культуре и уважение к моральным нормам способны были лишь ослабить позицию  борющегося. Столь же опасны для власти правителей были наследственные права и привилегии знати: ведь именно знать способствовала распаду царства Цзинь. Первейшей потребностью властителя, заинтересованного в сильной и боеспособной армии, стала централизация страны и концентрация в своих руках всех ресурсов. Это означало переориентировку всей структуры общества, начиная от экономики и кончая культурой, с тем чтобы все подчинить одной-единственной цели - достижению господства над Поднебесной.

Эту задачу и призваны были выполнить  реформы Шан Яна. Они мыслились не как временные меры, необходимые при чрезвычайных обстоятельствах, а как начало такого преобразования, в ходе которого общество должно переродиться раз и навсегда. Это с полной несомненностью следует из идей легизма, изложенных в приписываемой Шан Яну книге "Шан-цзюнь-шу" ("Книга правителя области Шан"). Кто же такой был Шан Ян и что представляет собой его "Книга"?.В "Исторических записках" Сыма Цяня помещена биография Шан Яна.

Выходец из аристократии одного из маленьких  городов-государств, он пытался сделать карьеру в царстве Вэй, но это не удалось: несмотря на то что главный министр царства, умирая, советовал правителю либо использовать Шан Яна у себя на службе, либо убить его, царь не сделал ни того ни другого. В 361 г. до н.э. Сяо-гун, правитель царства Цинь, взойдя на престол, обратился с призывом ко всем способным людям Китая идти к нему на службу, чтобы помочь царству Цинь вернуть территорию, когда-то ему принадлежавшую. Шан Ян приехал в Цинь, добился приема у царя и, увидев, что от разговоров о превосходстве древних мудрых правителей и об их нравственном совершенстве царя клонит в сон, изложил ему конкретный план действий, состоящий в том, чтобы при помощи далеко идущих реформ добиться усиления страны. На возражения одного из придворных, говорившего, что, управляя, нельзя пренебрегать традициями, обычаями и нравами народа, Шан Ян, как рассказывает Сыма Цянь, ответил: "Это взгляд человека с улицы. Обычные люди придерживаются старых привычек, а ученые заняты изучением древности. И те и другие годятся для того, чтобы быть чиновниками и выполнять уже имеющиеся законы, но не для того, чтобы обсуждать вопросы, выходящие за пределы этих законов... Умный человек создает новые законы, глупый законам подчиняется". Сяо-гун, оценивший ум, решительность и бесцеремонность Шан Яна, предоставил ему свободу действий, и вскоре в Цинь были введены новые законы. По ним население страны было поделено на группы из пяти и десяти семей, связанные круговой порукой. "Тот, кто не доносил на преступника, должен был быть разрублен надвое, доносчик же награждался так же, как тот, кто в бою обезглавил врага. Скрывавший преступника наказывался так же, как сдавшийся в плен врагам. Те, у кого в семье было больше двух мужчин и кто тем не менее не производил раздела, должны были платить двойной налог. Люди, заслужившие отличие в бою, получали чиновничье звание, те же, кто занимался частными ссорами и борьбой, наказывались в зависимости от тяжести своего преступления. Большие и малые должны были заниматься существенными занятиями - обработкой земли и ткачеством, и те, кто производил много зерна и шелка, избавлялись от повинностей". Через несколько лет первые реформы были дополнены целым рядом других. Вновь был подтвержден направленный на уничтожение большой патриархальной семьи декрет, запрещавший совместное проживание в одном доме отца и взрослых сыновей, проведена унификация административной системы, стандартизованы меры и весы.

§ 2. Низом к верху..

 

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и  разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований – низом к верху. «Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной». Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, вопросам экономического обеспечения политики.

Другую особенность легизма  составили элементы исторического  подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. «Для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало территориальному подразделению граждан в Китае.

Предлагалось также установить единые для всего государства  законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом  Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается насилу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью.

Мы выяснили, что высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм содержал наиболее полную программу  централизации государства, и его  рекомендации были использованы при  объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.

Заключение.

 

Изучив данный материал и литературу, я пришел к однозначному выводу, что каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие политико-правовых учений.

Известное китайское изречение  гласит: «Даосизм — это сердце, буддизм — кости, конфуцианство — плоть» (дао синь, фо гу, жу жоу). В этой формуле все три знаменитых китайских учения находят свое место, образуя неразрывность всей китайской традиции. И тем ни менее, свое предпочтение я отдал бы учению Даосизма. Движение к цели всегда лучше, чем сама цель. Предвкушение желаемого результата всегда радостнее, чем сам результат. Нельзя ничего делать слишком. Я считаю особо правильным некий постулат закона Дао: «Основа благополучия всего сущего - следовать тому, что дается, и не стремиться определить исход дела заранее».

В II—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное  идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом  и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Кстати, на счет Буддизма. Индийский принц Сидхартха Гаутама основал буддизм в 556 году до нашей эры и уже ко второму веку нашей эры он распространился в Китае среди императорской семьи, знати и ученых. Император Минди династии Хань, будучи страстным буддистом, послал посольство в Индию на поиски знаменитых буддистских учителей. Перед отбытием посланники встретились с двумя выдающимися индийскими буддистами–миссионерами, которые были приглашены на встречу к императору. Знакомства простых людей с буддизмом началось с перевода на китайский язык двух молитв одной сутры завезенной в Китай. С проникновения буддизма в среду простого народа и началось его распространение. Буддизм в Китае оказал влияние на конфуцианство и даосизм, но также подвергался и их влиянию, вследствие чего трансформировался в китайский буддизм.

Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг. В общем,  1910-20 годы в Китае проходят в непрестанной борьбе различных политических сил за власть, приведшей к раздробленности страны и установлению так называемых «милитаристских режимов». Если до революции в Китае еще существовала определенная стабильность, то после нее страна оказалась ввергнута в состояние политического хаоса.

  В сегодняшнем Китае все большее число людей носит политическую идентификацию как члена КПК (Коммунистическая Партия Китая) и духовную идентичность как религиозно верующей личности. Имеются сведения, что по меньшей мере треть из 60-70 миллионов принадлежит к различным религиозным организациям. В докладе дисциплинарной комиссии КПК говорится, что приблизительно 12 миллионов кадровых партийцев в городах вовлечены в различные формы религиозной активности, из них 5 миллионов на регулярной основе. В сельской местности таких кадров 8 млн, из которых 4 млн практикуют религию регулярно.

Список литературы

 

1. Алкин С.В. Две проблемы ранней  эволюции неолитических культур  Северо-Восточного Китая// Общество и государство в Китае. 30-я научная конференция. М.: Восточная литература, 2003.

2. Баженова Е. С., Островский А.  В. Население Китая. - М.: Мысль, 1991

3. Васильев Л.С. История Востока:  В 2-х тт. М., 1994

4. Галанза П. Н. История государства и права зарубежных стран - II т. "Юридическая литература" - М., 1969

5. Джан Хэ Лань. Рост численности населения - фактор социального давления в Китае// Социол. исслед. - 2000. - №1.

6. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова -М., 1991, II ч.

7. История китайской философии. Пер. с кит./ Общ. ред. и посл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989.

8. Первлолюв Л.С. Слово Конфуция. М., 1992.

9. Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

10. Проблемы народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост., ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова А. П. - М.: Прогресс, 1999.

11. Текущие проблемы во внешнеэкономической сфере КНР // БИКИ 2001 №125

12. Флеммер В. Древний Китай. Зарождение Великого: зачем и почему / В. Флеммер.- М.: Династия Чжоу, 2008г.-67с.

13. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. "Высшая школа" -М.,1986.

14. Капицын В.М., Акмалова А.А.  История политических и правовых  учений: [Электронный ресурс] / Капицын В.М., Акмалова А.А. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.iqlib.ru/book/preview/1C7B71AA08B948B0B0D32C4EECA25E5F.

Информация о работе Политико-правовые мысли Древнего Китая