Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение политической правовой мысли (учения) Древнего Китая, оценкой того или иного направления с точки зрения современных исследователей. Особое внимание следует уделить учению «Дао – Дэ – Цзин» (Даоизм), поскольку первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы. За основу, по изучению данной темы, рационально использовать книгу известного петербургского китаеведа Е.А. Торчиноваª, в которой он всесторонне рассматривает даосизм, а именно, приводит полную характеристику данного учения.
Введение. 2
Глава 1. Даосизм «Дао – Дэ Цзин». 6
§ 1. Рождение Даосизма. 6
§ 2. Учение Даосизма – есть путь Дао 7
Глава 2. Конфуцианство. 11
§ 1. Конфуций. Мечтая об идеальном государстве. 11
§ 2. Универсальность для всех . 15
Глава 3. Моизм. 17
§ 1. Что есть Моизм. 17
§ 2. Уничтожая культуру. 20
Глава 4. Легизм. 25
§ 1. Легизм как оружие чиновников . 25
§ 2. Низом к верху.. 28
Заключение. 30
Список литературы 32
Итак, проанализировав работу исследователей, сделав оценку их мнения, можно сделать объективный вывод о том, что конфуцианство всегда, как и в наши дни, представляло собой обширную взаимосвязанную систему философии, идеологии, ритуалов и обычаев, оказывавшую влияние на повседневную жизнь многочисленного населения Восточной Азии. Всевозможные сферы человеческой деятельности испытали на себе воздействие конфуцианства.
Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать — взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки, — везде заметно влияние конфуцианских идей. Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью. Пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах — не это считалось главным. Главное состояло в воспитании любого человека в конфуцианском духе. «Учение Конфуция, — писал академик В. М. Алексеев, — пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии Китайской культуры.
Моизм - "школа Мо" (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в V-IV вв. до н.э. и получившее широкое распространение в IV-III вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный "орден" и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн Шэном), и казнь собственного сына (Фу Дунем).
Согласно теории происхождения
древнекитайских философских
Разобрав несколько
Учение философа дошло до нас в трактате «Мо-цзы» , составленном, по всей видимости, его учениками где-то в IV в. до н.э. Цель и исходные методологические принципы трактата совпадают с «Лунь юй» Конфуция – главной задачей полагается применить мудрость древних к современной ситуации, дать древнему знанию актуальное толкование и в конечном счете использовать его для переустройства современного общества на принципах древности. Различие, соответственно, в том, каким образом понимается сама эта древность. Заглавия десяти первых глав коротко формулируют положения моизма:
1. Почитание достойных (Шан сянь)
2. Почитание единения (Шан тун).
3. Объединяющая любовь (Цзянь ай).
4. Отрицание нападений (Фэй гун).
5. Сокращение потребления (Цзе юн).
6. Сокращение погребальных [расходов]
(Цзе цзан).
7. Воля неба (Тянь чжи).
8. Духовидение (Мин гуй).
9. Отрицание музыки (Фэй юэ).
10. Отрицание предопределения (Фэй мин).
Конечной целью и критерием мудрой администрации, в согласии с Конфуцием, полагается благо народа. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, надлежит выдвигать и использовать на службе достойных, которые имели бы право не только управлять на основании общепризнанных принципов, но в случае необходимости также поучать и поправлять самого правителя.
Высшая воля Неба – гарант и осуществление этического принципа – выражает свое одобрение или неодобрение живущим, в первую очередь правителям. Выражением воли Неба служат знамения и аномальные природные явления.
Выше приведенные моменты
«Если люди будут относиться к чужому
государству как к своему, кто тогда станет
поднимать свое государство с тем, чтобы
напасть на другое? Это означало бы напасть
на самого себя. Если люди будут относиться
к чужому городу, как к своему, кто тогда
станет поднимать свой город, чтобы напасть
на другой? Это означало бы напасать на
самого себя. Если люди будут относиться
к другим семьям как к своей, кто тогда
поднимет свою семью, чтобы разрушить
чужую? Это означало бы свергнуть самого
себя».
Как и большинство архаических
утопий, проект Мо-цзы построен на ограничении
потреблении – жесткой и
Одним из кардинальных пунктов, в которых
моизм расходится с конфуцианством, является
присущее первому учение о вредности музыке
и отрицательное отношение к пышным похоронам.
Вопрос, кажущийся внешним и затрагивающий
сравнительно малозначительные стороны
социальной жизни, в конечном счете приводит
к выявлению глубинной конфронтации конфуцанства
с моизмом и высвечивает коренные особенности
моисткой доктрины.
Музыка вредна, поскольку она
отвлекает время и силы людей от
труда, отключает внимание и переключает
интересы на пустые предметы, существует
преимущественно для развлечения верхов
и, самое главное, не приносит никакой
пользы. Аналогичным образом, богатые
похороны и траур отвлекают много средств
и сил – куда лучше ограничиться простым
гробом и неглубокой могилой, обрядив
покойника в скромные погребальные одежды.
Если для Конфуция музыка ценна тем, что
дарит восторгом, переживанием, всплесками
эмоций – вырывая человека из рутины повседневного
существования, то именно этим нарушением
строгой упорядоченности, спонтанностью
она и вызывает осуждение Мо-цзы. Аналогично,
разрушая ритуал похорон и длительного
траура, Мо-цзы тем самым наносит удар
по связи поколений, по ритуальной, символически-обрядовой
передачи ценностей социальной жизни,
запечатленных в конфуцианском принципе
ли.
Основа осуждения и отвержения церемоний,
ритуалов и музыки со стороны Мо-цзы –
бесполезность, бессмысленность данных
занятий. Все, что не имеет осязаемой пользы,
должно быть отвергнуто. Каждый должен
трудиться и приносить пользу – причем
сообразуясь не с собственными представлениями,
не с тем, что достаточно для него самого,
но в полную силу, в соответствии с теми
стандартами, что задает «общее благо»:
Человеку «прежде всего… следует обеспечить
самого себя. Если у него останутся силы,
их следует употребить на благо остальных.
Если у него останутся излишки, ими следует
поделиться с другими» .
Столь глубокий конфликт с основными
ценностями китайского патриархального
общества, готовность разорвать с
традицией ради утилитарных соображений,
не позволяет Мо-цзы надеяться обрести
опору своему учению путем убеждения широких
кругов. Основная надежда в установлении
справедливого общественного строя возлагается
на государство, долженствующее внедрить
новые идеи и принципы жизни средствами
политической администрации, путем принуждения,
убеждения и наказаний.
Возлагая столь большие надежды на государство,
Мо-цзы впервые в истории политической
мысли формирует учение о возникновении
государства в результате общественного
договора. Первоначальное, догосударственное
существование общества мыслиться как
состояние хаоса, всеобщей вражды:
«В древности, когда появились люди и еще
не было ни законов, ни администрации,
у каждого был свой взгляд на должное (справедливое).
У одного человека – один, у двух – два,
у десятерых – десять; сколько людей, столько
суждений. Каждый придерживался своего
и отвергал суждения других, так что все
были против всех. Отец и сын, младший и
старший брат ненавидели друг друга. Не
имея возможности жить в согласии, семьи
распадались. В Поднебесной люди прибегали
к воде, огню и яду, чтобы навредить друг
другу. Сильные отказывались помочь другим,
имущие готовы были сгноить излишки, но
не поделиться с другими, а умные держали
свои знания при себе и отказывались поделиться
ими. В поднебесной существовал такой
же хаос, как в мире зверей и птиц».
Наиболее мудрые, осознав, что происходит такой беспорядок от отсутствия руководителя, избрали наиболее достойного и способного и поставили его сыном Неба. Так как одного сына Неба было недостаточно, чтобы держать всю Поднебесную в порядке, ему избрали в помощники (гуны) еще трех мудрых и способных. Однако и их было недостаточно, чтобы рассудит, что верное и полезно для людей, живущих в отдаленных местах. Посему Поднебесную было решено разделить на множество уделов и поставить в каждом из них правителя. Последние же, вновь осознав, что и их сил недостаточно для управления, сами избрали себе в помощь мудрых и достойных и сделали их чиновниками. После того, как все означенное было сделано, сын Неба обратился к людям Поднебесной и изложил им принципы верного правления: «Услышав о чем-либо хорошем или дурном, каждый должен сообщить об этом начальнику. Что начальник сочтет правильным, все должны признать правильным; что он сочтет неверным, все должны считать неверным. Если он ошибется, подчиненные должны поправить его; если подчиненный преуспеет, руководитель должен выдвинуть его. Солидаризироваться с высшими, а не с низшими – такое поведение одобряется низшими и вознаграждается высшими. Если же кто-нибудь, услышав о чем-либо хорошем или дурном, не сообщит об этом начальнику; если то, что начальник считает верным, не будет признано верным, а что считает неверным, не будет сочтено неверным; если подчиненные не поправят руководителя, когда он ошибется; если преуспевающие подчиненные не будут выдвигаться; если кто-либо станет солидаризироваться с низшими, а не ориентироваться на высших, – все будет наказываться вышестоящими и осуждаться народом».
Таким образом, народ в идеальном
государстве Мо-цзы лишен традиционных
семейно-общинных и культовых связей,
расчленен и должен идентифицировать
себя исключительно с начальством. Иерархия
господства и подчинения, в свою очередь
сведенная к государственно-
Социальная гармония, заявленная в качестве
конечной цели, по мере конкретизации
обращается в упорядоченность стандартизированных
элементов – идеал равенства влечет к
максимально возможному подобию всех
людей, составляющих совершенное общество,
различающихся только положением на единой
и единственной иерархии управления.
Следует, однако, отметить, что моисткая
доктрина – несмотря на все ей присущее
стремление к стандартизации и административный
пиетет – весьма далека от легизма. От
последнего ее отличает наличие внешнего
– независящего от человеческого усмотрения
– регулятивного принципа, в качестве
какового выступает Небо, культ которого
моизм наследовал от конфуцианства. Принцип
Неба при этом претерпевает существенную
трансформацию – исключительным, абсолютизируемым
моментом здесь оказывается безликая,
всеобщая справедливость, жестоко и неумолимо
карающего всякого, ее преступившего.
Итак, изучив следование автора, стало
ясно, что ученики и последователи
Мо-цзы образовали жесткого организованную
общину, призванную осуществлять принципы
моизма. Это само по себе достаточно нетипично
для китайских философских течений той
эпохи, как правило складывавшихся в достаточно
свободно организованные школы, наподобие
круга учеников Конфуция. Моистская секта
состояла преимущественно из представителей
низших слоев общества – ремесленников
и потерявших свой заработок наемных воинов
(«рыцарей» по терминологии некоторых
исследователей). Возглавлялась она «великим
учителем» – цзюй цзы – который считался
«совершенномудрым» (шэн). В древней традиции
сохранились имена четырех «великих учителей»,
наследовавших Мо-цзы.
Главной задачей учеников Мо-цзы была
проповедь, по возможности наиболее широкое
распространение учения. Этой же цели
соответствовал и дошедший до нас трактат
«Мо-цзы», по словам М. Гране, нацеленный
больше на то, чтобы убедить, чем доказать
– «есть что-то демагогическое в его способе
аргументировать» . Сам же трактат представлял
собой преимущественно сборник образцов
проповедей. Автор также обращает наше
внимание на то, что стремясь распространить
учение, сторонники Мо-цзы воздействовали
на публику и тем, что первым бросалось
в глаза – своим полным пренебрежением
к одежде. Избранный ими покровитель –
герой Юй Великий, обошедший всю Поднебесную,
когда обустраивал реки и горы – должен
был в целостном образе демонстрировать
ключевые стороны доктрины. Сам Юй «одевался
в мешковину, работал мотыгой, ради общественного
блага так изнурял себя, что у него на запястьях
не оставалось ни единого волоса, дождь
его умывал, а ветер причесывал. Тот, кто
не давал обета следовать путем (дао) Юя,
никоим образом не допускался в секту»
. В «Чжуанцзы» сохранился образ моистов:
«Моисты… одевались большей частью в
шкуры и платье из грубого сукна, носили
деревянные сандалии или плетеные из соломы,
не отдыхали ни днем, ни ночью и считали
высшим [благом] тяжелый труд. [Они] говорили:
“[Тот, кто] на это не способен, отрицает
путь Молодого Дракона [т.е. Юя – А.Т.] и
недостоин называться моистом”» (XXXIII)
.
Согласно преданию (Хань Фэй-цзы, 50) моисты
делились на три направления, что нашло
свое отражение в структуре трактат «Мо-цзы»,
где глава обычно подразделяется на три
параграфа, поясняющие (с теми или иными
оттенками) основную тему . Этот раскол
– выразившийся также и разделением секты
на три автономных организации – датируется
приблизительно концом IV в. до н.э.
Замкнутость моистской общины, а равно
внутренние конфликты, приведшие к расколу,
ослабили моизм, так и не смогший стать
существенной политической или идейной
силой Древнего Китая. Однако окончательно
точка в истории моистской общины была
поставлена внешними насильственными
действиями – сначала гонениями и казнями
в период правления династии Цинь (221 –
207 гг. до н.э.), а затем конфуцианскими запретами
при династии Хань. С этого времени моизм
существует исключительно как духовное
наследие, воспринимаемое в той или иной
степени последующими течениями китайской
общественной мысли.