Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью данной работы является подробное рассмотрение политической правовой мысли (учения) Древнего Китая, оценкой того или иного направления с точки зрения современных исследователей. Особое внимание следует уделить учению «Дао – Дэ – Цзин» (Даоизм), поскольку первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта национальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике философской школы. За основу, по изучению данной темы, рационально использовать книгу известного петербургского китаеведа Е.А. Торчиноваª, в которой он всесторонне рассматривает даосизм, а именно, приводит полную характеристику данного учения.
Введение. 2
Глава 1. Даосизм «Дао – Дэ Цзин». 6
§ 1. Рождение Даосизма. 6
§ 2. Учение Даосизма – есть путь Дао 7
Глава 2. Конфуцианство. 11
§ 1. Конфуций. Мечтая об идеальном государстве. 11
§ 2. Универсальность для всех . 15
Глава 3. Моизм. 17
§ 1. Что есть Моизм. 17
§ 2. Уничтожая культуру. 20
Глава 4. Легизм. 25
§ 1. Легизм как оружие чиновников . 25
§ 2. Низом к верху.. 28
Заключение. 30
Список литературы 32
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества, Лао-Цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».
Лао-Цзы призывал знать и правителей «селиться ближе к земле», восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудии труда и отучить народ от знании «В древности те, кто следовал Дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».
Социально-политическая концепция
даосизма представляла собой реакционную
утопию. Ее питали умонастроения тех
слоев родовитой знати и
Как-то известный каллиграф и последователь даосизма Ван Сичжи, любивший есть гусей, попросил одного из них у известного даоса, который выращивал этих птиц. Даос отказал, Ван Сичжи обращался со своей просьбой еще несколько раз, но ответ был по-прежнему отрицательным. Наконец даос смилостивился над каллиграфом и сказал, что отдаст гуся, если Ван Сичжи своей рукой перепишет «Дао дэ цзин». Тот так и сделал, и странный обмен священного текста на несвященного гуся состоялся. Обычно эту историю приводят как образец популярности даосского учения, но разумнее усмотреть в ней преданность гусю — то есть абсолютное отсутствие различия между священным и мирским.
Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.
Философские идеи же Лао-Цзы подает в виде художественно отточенной притчи. Он в подробностях воспроизводит диалектическую логическую модель даоского мышления в системе архетипа у чан/у син с проекцией на природный космос. Эта модель состоит из пятиэлементного подвижного небесного круга, пятиэлементного статичного земного квадрата и соединяющей их оси тождества противоположностей «да» и «нет». В центральной точке оси находится бесфункциональный предел – место разума (сердца) совершенно мудрого человека. Парные категории в противоположностях инь и ян курсируют по этой модели, в момент их встречи в центре оси происходит духовное просветление разума совершенно, мудрого человека, т.е. проявляется истина Дао.
В чистом виде даосизм никогда не был превалирующим учением в Китае и, в сущности, занимал достаточно скромное место. Представление, что большинство китайцев совершают именно даосские ритуалы, связано с тем, что даосизм нередко путают с местными культами, молениями духам предков, то есть со всем тем, что действительно является ядром духовной жизни как древних, так и современных китайцев. Сегодня в даосские монастыри ежедневно приходят десятки китайцев, но отнюдь не для того, чтобы «исповедовать даосскую религию», а затем, чтобы поклониться духам предков либо очиститься от вредоносных духов. Даосские, равно как и буддийские монахи, выполняя роль древних медиумов и магов, обслуживают население, совершая свадебные церемонии, обряды, связанные с отпеванием умерших или рождением детей.
Итак, мы рассмотрели основные моменты истории, учения и религиозной практики даосизма. Мы увидели, что даосизм является религией, возникшей на китайской почве и пронизанной духом китайской культуры. Или все же даосизм — это воплощенная методика общения с духами, установления самых тесных контактов с миром невидимым и одновременно создания защиты от этого неизвестного мира. Духи привносят интимизацию в общение с Небом, они — проводники и представители невидимого Дао. Конечной точкой устремлений является абсолютная пустота — «гулкая пустота пещеры», которая есть одновременно и конечное, и начальное состояние мира. И в этом смысле даосизм развоплощал культуру до ее структуры и утрачивал культуру вовсе.
Это, впрочем, отнюдь не лишает даосизм общечеловеческого и универсального значения, ведь в конечном итоге все универсальное в культуре человечества является в национальных одеждах и национальной форме и все развитие мировой культуры протекает исключительно в рамках национальных и региональных культурных традиций.
Дао – это Путь, а Путь предназначен для того, чтобы по нему куда-то шли. И это «куда-то» перспективы даосского Пути – онтологическая открытость сущего и открытость сущему, столь необходимые в наш век экологических проблем и кризисов. Дорогу осилит идущий!
«Секрет доброго правления: правитель да будет правителем,
поданный – поданным, отец – отцом, а сын – сыном».
Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное основателем Конфуцием (551 – 479г. до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений.
Это время смены чжоуской династии, разрушение патриархально-родовых норм, разрушение самого института государственности. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социальной гармонии, ссылаясь на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, уважение к которым было постоянно действующим фактором духовной и общественной жизни Китая.
В истории цивилизации Конфуций стоит в одном ряду с такими основателями религии, как Заратуштра, Иисус Христос, Будда и Мухаммед; он оказал исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и их способа мышления. Его творчество, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весь воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.
Проанализировав множество источников по исследованию и изучению данного течения, одним из которых является, как было уже упомянуто, работа профессора Карадже Т.В., наиболее приемлемо, использовать работу двух английских исследователей: Джона Эвилина Бертронгаª. В этой работе феномен конфуцианства исследуется с разных точек зрения, как образ жизни последователей учения, как живая традиция, как образовательная и государственная система. Рассказывая о философских и мировоззренческих аспектах конфуцианства, авторы дают исторический очерк его возникновения, развития и распространения в станах Востока и всего мира.
Итак. Мы знаем, что конфуцианство – одно из главных этико-религиозных учений Востока и древнейшая философская система, основными категориями которой являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба» Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на «высших» и «низших»), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Авторы указывают на то, что под человеколюбием у Конфуция понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия». Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того, чего не желаешь о себе».
Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.
Описание идеального общества Конфуций
конкретизировал в учении о правилах
ритуала, которым отводилась роль нормативной
системы государства. Конфуций был
решительным противником
На страницах книги «Лунь Юй» высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.
В ответ на психологическую и социальную ломку Конфуций опираясь на чжоуско-лускую модель культурных ценностей приоритет этической нормы, в поисках путей к стабильности, упорядоченности и гармонии, разработал основы дальнейшей перспективы успешной эволюции общества. Главным принципом он считал постоянное совершенствование человека, общества и государства. Но складываются и скептические взгляды на исследование. Действительно ли Конфуций исходил из основополагающего тезиса китайской культуры о том, что импульс в развитие общества вносит мудрец, подключая социум к космической эволюции? С другой стороны космическое предназначение человека, по китайским представлениям в идеальном варианте – вселенской личности – кроется в его потенциальном даре взаимодействовать с Небом и Землей, является вместе с ними три мировых начала.
Изучая работу авторов, мы также узнаем, что политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести, прежде всего, идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности.
Конфуций был не придуманным
людьми богом, а реальным человеком. И
если другие религии обещали верующему
блага в потусторонней жизни, то конфуцианство
обращало внимание прежде всего на устройство
жизни на этом свете. Эксплуататоры видели
в конфуцианстве залог соблюдения раз
и навсегда данных устоев, сохранения
установившихся в классовом обществе
порядков, обеспечивающих повиновение
нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение
китайских трудящихся прикрывалось конфуцианской
проповедью строжайшей морали и любви
к народу. Низы общества верили в человеколюбие,
добродетель, справедливость, проповедуемые
Конфуцием, поддерживали конфуцианский
словесный протест против жестокости,
алчности, лицемерия. Большое место в проповедях
Конфуция занимает культ китайской цивилизации,
которая считалась древнейшей и самой
совершенной, а потому служила примером
для подражания всем — и китайцам, и некитайцам.
Многие китайские историки и социологи
отмечали особую приверженность китайцев
к старине. «На протяжении тысячелетий,
— писал китайский социолог Шэнь Найчжэн
в 1924 г., — лицо Китая было обращено к прошлому.
Китайцы видели идеальный золотой век
в древнем прошлом, когда, по их предположениям,
народ был просвещеннее и устойчивее в
моральном отношении и когда политические,
экономические и социальные условия вполне
соответствовали умственному и нравственному
уровню народа. Китай настойчиво стремился
к тому, чтобы возможно ближе подойти к
этому идеализированному им положению
вещей, и к достижению этой цели он в течение
веков направлял все свои усилия».
Превратившись в идеологию класса феодалов,
конфуцианство на протяжении многих веков
служило моральным обоснованием дикой
деспотии. Маньчжуры, завоевав Китай, не
отвергли конфуцианского учения. Напротив,
они приспособили его для укрепления своего
господства. И хотя политика маньчжурских
завоевателей расходилась со многими
конфуцианскими наставлениями, это нисколько
их не смущало. Им важно было иное — в своих
корыстных целях использовать моральный
авторитет Конфуция, огромное влияние
его учения на китайский народ.