Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и неправильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов.
Идеальное государство у Платона – это аристократия, то есть правление лучших, благородных. Демократия же, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании. Он отличает, что всеобщее равенство превращает демократию в такое государство, где совмещаются все политические режимы, ибо каждый получает право делать, что хочет. Но свобода и приводит к гибели, так она разрушает консолидацию общества, ведет к потере его единства и распадению на множество частей. В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.
Дальнейшие развития античной политической мысли связаны с именем Аристотеля, ученика Платона. Политическая концепция Аристотеля изложена в его работах «Политика», «Этика»,»Афинская полития». Вклад Аристотеля в развитие политической мысли очень велик, поэтому его называют первым политологом.
Аристотель отмечал «что человек по природе своей есть существо политическое». А поскольку объектом науки является человек, значит, наука должна заниматься политикой. Он проследил связь политики с экономикой, этикой, моралью также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни, дал характеристики форм государственного устройства. Он отмечал, что при правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. К правильным формам относил: монархию, аристократию, политию; к неправильным – олигархию, тиранию, демократию. Самой правильной формой он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы.
Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, «что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй.
Основную причину переворотов ученый видел в нарушении принципов политической справедливости, разделяя последний на два вида: уравнивающую и распределяющую справедливость. Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Он критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением.
На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики.
Ее создателями считаются
Важной идеей этого времени было обоснование верховенства церкви над светской властью; ее смысл сводился, в частности, к выводу, что все формы правления должны уважать бога и человека.
Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности. С началом Нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла влияние в науке, а потом и в практической политике.
Теоретиков нового времени привлекли
вопросы происхождения и
Основателем этой концепции явился Никколо Макиавелли.
Во-первых, он разработал метод прагматического подхода к политике, состоящий в постижении истинных обстоятельств, политической реальности, а не в рассматривании неких воображаемых государственных и политических конструкций. С помощью этого метода Макиавелли анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. В практике «Государь» он описывает способы создания сильного государства.
Во-вторых, Макиавелли разработал доктрину моральной целесообразности, на основе которой возник термин «Макиавеллизм», или политика силы, пренебрежения нормами морали.
В-третьих, Макиавелли создал теорию политического республиканизма, которая оказала большое влияние на английскую и американскую политическую мысль XVII-XVIII вв. Лучшей формой государственности он считал республиканское правление. На основе анализа политической эволюции итальянского государства он предугадал развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.
Важный вклад в гражданскую трактовку политики внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Он считал, что источником власти монарха должен быть общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монархий власти. В «Левиафане» Гоббс основывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать все свои естественные права монарху и подчиниться ему в обмен на закон. Единственная функция монарха – охранять закон. Пока он ее выполняет, подданные ему подчиняются. Если нет – люди могут выступить против него. Таким образом, главное у Гоббса – идея общественного договора людей с государством.
Глубокими разработками пополнил гражданскую концепцию Джон Локк (1632-1704); его считают родоначальником либерализма. В своем Втором трактате о государстве он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу, собственность). Частная собственность для него – средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство. Он выступал за разделение законодательной и исполнительной власти, причем наиболее значимой считал законодательную власть, определяющую политику государства.
Таким образом, в XVI-XIX вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центре политики ставится не государство, а человек. Осуществляется наработка многих вопросов, связанных с правами и свободами человека, их защиты со стороны государства. В связи с этим складывается и новый подход к функциям государства, механизму власти.
В XVIII-XX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эволюционирует в более современную и прогрессивную социальную концепцию политики. В ней меняются акценты:
Первым, вставшим на такую позицию, оказался французский просветитель Ж. Ж. Руссо (1712-1778). Исходным моментом его анализа явилось открытие свойственного положения гражданина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом сами являются его продуктами, ибо их бытие и мораль сопредельных с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономерность господства общей воли, основанной на общности морали, а тех, кто ей сопротивляется, общество должно заставить подчиниться, то есть большинство вправе подчинить меньшинство, подавать инакомыслие, инакодействие.
Руссо также предлагал такое государство, в котором торжествовали бы равенство, в том числе в уровне жизни, и единство всех социальных групп населения.
С середины XIX века бурное развитие промышленного капитализма, нарастание в ужесточении экономической эксплуатации людей привели либералов к анализу места демократического государства в управлении экономикой. Они стали исследовать социальные проблемы, искать инструменты изменения социальных условий в рамках существующей политической системы.
Эти настроения четче других выразил Джон Милль (1806-1873), английский поборник равноправия. Он отстаивал идею «суверенитета индивидуума», но одновременно надеялся, что демократическое государство способно обеспечить его интересы и интересы меньшинства. В своей работе «Размышления о представительном правлении» Милль предложил свою систему пропорционального представительства на выборах: для повышения роли образованных людей он наделял их несколькими голосами, правом подачи своего голоса в нескольких избирательных округах. Тем самым он уравновешивал два обстоятельства: широкое политическое участие и влияние интеллектуальной элиты.
Развитие политической мысли в Новое время оказалось плодотворным. Плеяда просветителей разработала общественное устройство, соответствующее естественным правам человека, выдвинула идеи равенства всех перед законом, свободы собственности и предпринимательства, свободы слова и организации, сведения роли государства к функциям защиты правопорядка. Все это стало фундаментом либерализма, влиятельнейшего идейно-политического направления.
Другие идеи – народовластия,
республики, социальной справедливости
– легли в основу иного, также
мощного идейно-политического
Общественно-политическая мысль XIX-XX вв. породила столько политических идей, что возникли целые идейно-политические течения и направления в развитии политической мысли. Такие как либерально-демократическое, консервативное, социалистическое, национальное. В первой половине XX в. появляется фашистская идеология.
Влияние каждого из этих направлений политической мысли менялось на протяжении всего периода. Кардинальные изменения политического, экономического, идеологического характера 80-х и первой половины 90-х годов сказались и на политических идеях. На западе усилилось влияние либерально-демократических идей, провозглашающих универсальность общечеловеческих ценностей. Для этих идей характерен поиск путей совершенствования общества как универсальной, взаимосвязанной, глобальной системы. Поиск таких путей предопределил возникновение теорий информационного общества в ее современной трактовке. Появились теории, предлагающие глубокие демократические преобразования, как, например, со общественной демократии, селективной монархии и др.
Значительно снизилось влияние социалистической идеи, что связывают с крахом системы тоталитарного социализма. Однако теория и практика социал-демократов (а их идеи – это идеи социализма) в 27 странах мира, способствующие процветанию и стабильности этих государств, свидетельствуют о том, что эти идеи могут послужить обществу.
Современный период в развитии политической мысли характеризуется еще и тем, что появилась сама наука о политике. Это предопределило появление фундаментальных научных работ, посвященных исключительно политическим проблемам.
В первой половине ХХ века политическая
мысль развивалась в рамках общесоциологических
и общефилософских
С 50-х – начала 60-х годов появляется немало теоретических работ, посвященных уже исключительно политическим проблемам, таким как власть, демократия, диктатура, социальная справедливость, политический режим, политическое поведение и т. д. Из всего многообразия этих работ можно выделить Ч. Мерриам «Новые аспекты политики» (США), Р. Даль «Введение в демократическую теорию», «Плюралистическая демократия» (США), Д.Истон «Политическая система» (Канада), М. Дюверже «Янус. Два лица запада», «Идея политики. Применение власти в обществе» (Франция), Р. Дарендорф «Конфликт и свобода» (ФРГ) и другие.