Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями в общественной жизни, помогая реализовать одни тенденции и блокируя другие.
Влияние – это использование власти для направления деятельности других субъектов.
Есть две формы влияния:
1.Принуждение – когда власть осуществляется вопреки воле управляемых.
2. Убеждение – если цель, задача властвования принимается, разделяется подвластными.
Власть, которой люди подчиняются добровольно, именуется авторитетной.
По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть:
Харизма – результат сложного переплетения рациональных иррациональных моментов в механизме власти. Она складывается и из личного обаяния носителя власти, и из его исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории.
Специфическим типом власти служит власть политическая, т.е. такая, которая:
Во-первых, связана с использованием государственного аппарата для реализации целей властвующего;
Во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества;
В-третьих, характеризуется наличием делегирования (передачи) властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат;
В-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм – правил поведения.
Причем важнейшими для политической власти нормами служат именно законы, правила поведения, устанавливаемые государством и по сравнению с другими типами норм обладающие следующими специфическими характеристиками:
Политическая власть служит механизмом
осуществления таких
Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключаются в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние.
От сочетания этих аспектов существования политической власти зависит ее легитимность (признание ее законности, приемлемости населением), которая складывается из трех важнейших компонентов:
1) способности властных структур реально упорядочить общественные отношения, внести в них стабильность, обеспечить безопасность граждан государства;
2) неукоснительного соблюдения
властными структурами законов,
3) авторитета – добровольного
подчинения граждан
Люди добровольно подчиняются такой власти, которая не блокирует реализацию их потребностей.
Тема 5. Человек и власть.
1. Политические отношения.
Основные характеристики
Политика может быть определена как объективно обусловленное и целенаправленное участие людей, отдельных личностей и организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.
Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.
Их корни находятся в
Смысл политических отношений как
раз и заключается в
Деятельный характер политических
отношений позволяет людям
При этом главным, специфическим для политики инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служит власть (принуждение, авторитетное влияние), использующая силу организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей вокруг определенных принципов. Вне сферы политических отношений люди живут и думают по-разному, но для решения общих для себя проблем (а такими являются, прежде всего, проблемы управления, согласования интересов) действуют совместно. В качестве же посредника и регулятора взаимодействия различных социальных групп и институтов здесь выступает государство. По мнению Р. Далла «… политическая жизнь начинается, когда люди видят в государстве фактор удовлетворения или неудовлетворения своих жизненных потребностей.
2. Политическая социализация.
Результативное вхождение
Во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образам поведения и принятым реакциям в рамках общей социализации личности;
Во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, «усреднить» различия индивидуального восприятия;
В-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других – в разрез с ними.
Факторами политической социализации служат семья. Школа, СМИ, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации значительно воздействуют региональные и исторические особенности той страны, где она осуществляется; в то же время необходимо иметь в виду, что доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, а оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способ установления отношений с политической властью.
Социализация – процесс
Сфера осуществления политической социализации – исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта служат традиции – устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент постоянства, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются отношения с властью больших масс людей. Действие традиции выражается в устойчивых поведенческих склонностях, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, при котором через традиции, разнообразные компоненты исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
3. Типы отношения человека к власти.
Власть является звеном в сложнейшей цепи социальных взаимосвязей, часто выходящих за рамки собственно политической сферы. Ее важнейшим компонентом, источником является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии.
Выделяем три основных типа отношений:
1.Состояние приобщенности человека к политике, выражающиеся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного. Так и субъективного ряда:
во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека;
во-вторых, необходимо понимание и желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы
2. Отчуждение или аномия, характеризующееся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют здесь свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В анемии, необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и не согласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием. Отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, а способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.
3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат: