Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция

Описание работы

Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Политология - 1.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями в общественной жизни, помогая реализовать одни тенденции и блокируя другие.

Методы и типы власти

Влияние – это использование власти для направления деятельности других субъектов.

Есть две формы влияния:

1.Принуждение – когда власть осуществляется вопреки воле управляемых.

2. Убеждение – если цель, задача властвования принимается, разделяется подвластными.

Власть, которой люди подчиняются  добровольно, именуется авторитетной.

По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть:

    • Традиционной, использующей механизмы традиции и ритуалы,  которые очень медленно изменяются с течением времени или вообще остаются неизменными;
    • Легальной, опирающейся на законы, правила, нормы; управление в таком случае обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активное использование для достижения поставленных целей;
    • Харизматической, реализующейся за счет особой связи между руководителем и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых, исключительных качеств (способности преодолеть любые трудности, предвидеть намного лет вперед).

Харизма – результат сложного переплетения рациональных иррациональных моментов в механизме власти. Она складывается и из личного обаяния носителя власти, и из его исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории.

Политическая власть

Специфическим типом власти служит власть политическая, т.е. такая, которая:

Во-первых, связана с использованием государственного аппарата для реализации целей властвующего;

Во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества;

В-третьих, характеризуется наличием делегирования (передачи) властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат;

В-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм – правил поведения.

Причем важнейшими для политической власти нормами служат именно законы, правила поведения, устанавливаемые  государством и по сравнению с другими типами норм обладающие следующими специфическими характеристиками:

    • законы в той или иной форме налагают на человека и государство взаимные обязательства, т.е. в той или иной степени ограничивают произвол как одного, так и другого;
    • носят открытый, гласный характер, обращены к каждому члену общества;
    • относительно стабильны, мало зависят от произвола и личных особенностей носителя власти;
    • характеризуются достаточно жесткой фиксацией прав и обязанностей их исполнителей, вносящей в их деятельность столь необходимые в управлении большими сообществами людей качества четкости и определенности;
    • за их соблюдением следит специальный аппарат людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами.

Политическая власть служит механизмом осуществления таких специальных  функций, как:

    • сохранение целостности социального организма, представительство и защита интересов всех членов общества;
    • проведение и защита интересов правящих социальных групп, подчинение им деятельности других социальных групп;
    • регулирование социальных отношений для обеспечения нормального, упорядоченного функционирования всего социального организма;
    • поддержание пропорций между производством и потреблением в обществе.

Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключаются в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние.

От сочетания этих аспектов существования  политической власти зависит ее легитимность (признание ее законности, приемлемости населением), которая складывается из трех важнейших компонентов:

1) способности властных структур реально упорядочить общественные отношения, внести в них стабильность, обеспечить безопасность граждан государства;

2) неукоснительного соблюдения  властными структурами законов,  норм, которые они сами устанавливают  (развал любой власти начинается с ее неспособности следовать собственным установлениям и принципам);

3) авторитета – добровольного  подчинения граждан действующей  в обществе политической власти, принятия ее ими.

Люди добровольно подчиняются  такой власти, которая не блокирует  реализацию их потребностей.

 

Тема 5. Человек и власть.

1.  Политические отношения.  Основные характеристики политических  отношений.

Политика может быть определена как объективно обусловленное и  целенаправленное участие людей, отдельных  личностей и организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом  называют политическими отношениями.

Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

Их корни находятся в экономике  общества, в тех отношениях, которые  возникают в ходе удовлетворения первичных наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит факторы, которые способствуют как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и средств существования и т.д.).

Смысл политических отношений как  раз и заключается в установлении связей бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство как социальный институт выступает инструментом поддержки и регуляции этой связи.

Деятельный характер политических отношений позволяет людям влиять на многие внешние и внутренние параметры  своего существования. Такое воздействие  можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддерживать развитие культуры, науки, религии, поощрять одни нравы и подавлять другие.

При этом главным, специфическим для политики инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служит власть (принуждение, авторитетное влияние), использующая силу организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, возникающие на основе объединения  воли и действия многих людей вокруг определенных принципов. Вне сферы политических отношений люди живут и думают по-разному, но для решения общих для себя проблем (а такими являются, прежде всего, проблемы управления, согласования интересов) действуют совместно. В качестве же посредника и регулятора взаимодействия различных социальных  групп и институтов здесь выступает государство. По мнению Р. Далла «… политическая жизнь начинается, когда люди видят в государстве фактор удовлетворения или неудовлетворения своих жизненных потребностей.

 

2. Политическая социализация.

Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, а требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями:

Во-первых,  непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образам поведения и принятым реакциям в рамках общей социализации личности;

Во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, «усреднить» различия индивидуального восприятия;

В-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других – в разрез с ними.

Факторами политической социализации служат семья. Школа, СМИ, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации значительно воздействуют региональные и исторические особенности той страны, где она осуществляется; в то же время необходимо иметь в виду, что доминирование в народе  или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, а оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способ установления отношений с политической властью.

Социализация – процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении  власти, которые в наибольшей степени  соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.

Сфера осуществления политической социализации – исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных  элементов. Средством же передачи исторического  опыта служат традиции – устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику  значительный элемент постоянства, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются отношения с властью больших масс людей. Действие традиции выражается в устойчивых поведенческих склонностях, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, при котором через традиции, разнообразные компоненты исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

 

3.  Типы отношения  человека к власти.

Власть является звеном в сложнейшей цепи социальных взаимосвязей, часто  выходящих за рамки собственно политической сферы. Ее важнейшим компонентом, источником является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих  решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии.

Выделяем три основных типа отношений:

1.Состояние приобщенности человека к политике, выражающиеся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного. Так и субъективного ряда:

во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека;

во-вторых, необходимо понимание и желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы

2. Отчуждение или аномия, характеризующееся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют здесь свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В анемии, необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и не согласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием. Отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, а способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат:

    • конвенционализм – отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
    • несбалансированное уважение к авторитету;
    • перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;
    • стремление мыслить упрощенными категориями;
    • желание власти и боязнь ее носителей;
    • оправдание своего поведения поведением других;
    • вера в наличие и вмешательство в политику «дьявольских сил» (заговоров, конспирации и т.д.)

Информация о работе Политология как наука