Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Территориальная общность – это единство на основе географической, пространственной и исторической близости. Это прежде всего нации с их особыми внутренними связями на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д. При этом нация не равнозначна этносу. На Западе национальность отождествляется с принадлежностью к государству. Например, Великобритания включает в себя четыре этноса: англичане, шотландцы, ирландцы и уэльсы. США состоит из множества этносов, но представляет из себя единую американскую нацию. Российская федерация – это уникальное явление, и понятие этнической общности в России играет гораздо большую роль, чем где бы то ни было.
Именно интересы этнических групп, как подлинные, так зачастую и мнимые, с особой остротой осознаются человеком и являются одной из основных причин политических катаклизмов. (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня).
Корпоративные общности образуются людьми, которые занимаются одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью (профессиональные группы, профсоюзы и союзы потребителей). Их политические функции заключаются в решении задач социальной защиты, в уменьшении последствий безработицы и инфляции, в реализации программ занятости, структурных и технологических преобразований.
Для решения данных вопросов корпоративным общностям приходится включаться в политическую деятельность на всех уровнях.
2. Социальные группы и политические интересы.
Особую роль во взаимоотношениях различных субъектов политики играют политические интересы.
Социальные группы постоянно находятся под влиянием и во взаимодействии с жизненной средой. Из этого взаимодействия и рождается политический интерес. Его можно определить, как стремление субъекта сохранить и улучшить свои жизненные условия и положение с помощью политических средств. К таким средствам относятся все виды участия социальных групп в политической деятельности: массовые акции, давление на правительство, участие в выборах, поддержка партии, лидеров и т.п.
Огромное значение в осознании и четком формировании политических интересов социальных общностей имеет “идеологический посредник”. На его роль успешно претендуют все сложные субъекты политики – государство, партии, движения, группы давления, лидеры и т.д.
Процесс, в ходе которого индивиды и группы формируют свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, называются артикуляцией интересов.
Данные требования могут быть явными (четко сформированными) и латентными (скрытыми), неясными, неоформленными, а иногда и специально завуалированными. Требования могут быть общими, либо частными. Кроме того, артикуляция интересов бывает документально оформленной (в виде программы, платформы, соглашения, петиции и т.д.), но может быть и аффективной, т.е. выраженной на уровне чувств и эмоций в виде обыденного проявления удовлетворенности или неудовлетворенности той или иной политикой (например, во время митингов и демонстраций). Причем аффективная артикуляция интересов обычно действительно стихийна – как реакция на какие-то конкретные действия правительства, но может быть и средством манипулирования каких-либо оппозиционных сил.
В связи с тем, что политических интересов и требований возникает значительное количество – в политической системе происходит еще один процесс, который называется агрегацией интересов. Этот процесс, в ходе которого множество частных требований приобретают определенную согласованность и однородность. Между укрупненными требованиями устанавливается определенная иерархия отношений, т.е. соподчиненность. С помощью агрегации интересов некоторые политические требования могут усиливаться, принимать компромиссную форму, а некоторые и отвергаться как несущественные или опасные. Труднее всего проходит агрегирование неопределенных и идеологизированных интересов, выраженных в эмоционально острой форме. Такие требования трудно сопоставить и примерить, а тем более претворить в единое политическое решение. Конкретные требования, если и расходятся или даже противоречат друг другу, согласуются гораздо легче и успешнее в связи с наглядностью взаимных уступок на пути к компромиссу.
Особую роль в агрегации интересов играют политические партии. Именно они концентрируют и координируют неупорядоченные интересы различных политических групп и организаций, сводят их к единому вектору. Немаловажное значение в этом процессе имеют общественные организации, движения и социальные группы в качестве субъектов политики и выразителей интересов определенных социальных общностей. В отличии от партий они не придерживаются определенной идейно-политической ориентеции и поэтому могут объединить людей из самых различных слоев общества, независимо от их социальной, этнической, профессиональной, религиозной и иной принадлежности.
Политические движения возникают, как правило, вокруг какой-либо одной крупной проблемы и нацелены на ее решение политическими средствами. Они могут быть различного уровня и масштаба, а продолжительность их деятельности зависит от сложности поставленных целей и задач.
Особенностью политических движений является стремление воздействовать на принятие конкретных властных решений, но сами они, как правило, не добиваются прихода к власти.
В западной политической жизни широчайшее распространение получили такие субъекты политики, как группы интересов.
Назначение групп интересов заключается прежде всего в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли воздействовать на политическое волеизъявление.
Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:
2) обобщение и формирование
основных интересов – суммирова
3) выбор интересов – селекция интересов, т.е. их фильтрация по степени важности и первоочередности.
Таким образом, группы интересов являются важнейшими субъектами политики, позволяют гражданам конкретизировать свое постоянное воздействие на политику в соответствии со своими личными интересами и делают общегосударственную политику прагматичной и рациональной.
Тема 12. Политические партии и партийные системы.
Впервые понятие “партия” стало использоваться еще в Древней Греции и Риме: “партия гор”, “партия равнин” – и означало территориально-географическую принадлежность.
Произошло оно от латинского слова pars – часть, группа. Кроме того, это слово стало использоваться для обозначения различных социальных групп, соперничающих друг с другом по какому-либо вопросу. В Древнем Риме термином “партия” обозначали политиков, группирующихся вокруг отдельных лидеров (“партия Цезаря”, “партия Суллы” и т.д.). В Средние века партией называли сторонников какой-либо династической группы (например, война между “партиями” Алой и Белой Розы ).
Как политический феномен, партии стали формироваться в период перехода от феодального общества к буржуазному, т.е. с конца XVII – начала XVIII веков. Усиление борьбы с абсолютизмом привело к формированию объединений принципиально нового типа 0 на основе некой идеологической доктрины и развитой организационной структуры. В Англии первыми партиями стали тори и виги – прообразы будущих консерваторов и лейбористов. В ходе Великой Французской революции возникли Якобинский клуб и Клуб кордельеров. В США в период борьбы за независимость сформировались партии федералистов и республиканцев. Важнейшими предпосылками формирования политических партий стали те тенденции общественного развития, которые особенно отчетливо проявились в XIX веке.
Важнейшими предпосылками
Таким образом, усложнение социально-политической структуры, признание законности существования различных социальных интересов, достижение определенного уровня развития культуры общества, объективные потребности демократизации политических систем привели к тому, что появились новые механизмы взаимодействия между властью и обществом. Партии, ориентирующиеся на интересы различных групп избирателей, стали основными инструментами политической борьбы за власть.
Первые партии были своеобразными клубами, которые объединялись вокруг парламентских фракций, какого-либо печатного органа или известной личности. Настоящего членства партии не существовало. Формирование политических партий в современном их виде произошло лишь в середине XIX века и было связано с постепенным введением всеобщего избирательного права и приобщением к активному участию в политике широких масс. Значительно изменились организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности.
Способы образования партий различны. Они могут формироваться сверху на базе разных парламентских фракций, группой элиты, отдельными политическими лидерами и снизу – на основе широких общественных движений и организаций.
2. Сущность партий и ее функции.
Партия – это общественная, упорядоченная организация, имеющая свою идеологию, программу действий и устав и призванная бороться за получение и использование политической власти.
Партия является важнейшим социально-
От других общественных объединений, действующих на политической арене (профсоюзы, группы интересов, группы давления и др.), партии отличаются не только постоянной нацеленностью на участие во власти, но и тем, что их цели и программы носят более комплексный и всеобъемлющий характер.
Американский исследователь
1) всякая партия, прежде всего,
носитель идеологии или, по
крайней мере выражает
2) пария – это организация,
структурированное объединение
людей, относительно
3) цель партии –
завоевание и осуществление
4) каждая партия стремиться обеспечить себе поддержку на выборах в различных формах: от членства в партии и работы в активистах и до голосования на выборах.
Функции политических партий:
1) функция агрегирования
2) функция осуществления
3) функция интеграции общества. Партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития несут потенциальную возможность дестабилизации и дезинтеграции политической системы;
4) функция приобретения и
5) функция легитимности власти.
Являясь важнейшим участником
избирательных компаний и
6) функция контроля. Являясь постоянными участниками политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнением государственных программ, за деятельностью государственных органов и их отдельных представителей, за их моральным обликом, за распределением и расходованием средств. Кроме того, на основе постоянного зондирования общественного мнения партии осуществляют функцию обратной связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не только деятельность самих партий, но и политический курс общества в целом;