Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция

Описание работы

Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Политология - 1.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

 

     Тема 6. Государство как носитель политической власти.

1. Основные концепции  возникновения государства.

Государство – политическая структура  особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Этнографическая и историческая науки  выдвигают различные теории о  происхождении государства:

  1. теологическая (божественная сила);
  2. договорная (сила разума, сознания);
  3. органическая (биологические факторы);
  4. материалистическая (социально-экономические факторы);
  5. теория насилия (военно-политические факторы).

Формирование государства –  длительный процесс, который у различных  народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение  получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.д.). Здесь устойчивыми  оказались социально-экономические  структуры родового строя – земельная  община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных территорий, для господства, над  которыми родовая организация приспособлена, не была.

По мнению ряда ученых, Германия, Россия и некоторые другие государства  возникли не как феодальные (с классическими  признаками подобной государственности  – закреплением крестьянства и крупной  частной собственности на землю), а как прафеодальные  (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).

2. Теологическая теория  происхождения государства

Теологическая теория получила распространение  в Средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная  власть вечна и незыблема, зависима, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям  божественных велений) ореал святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется “посредникам” между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем, данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. Теологическая теория недоказуема, ибо в основном построена на вере.

 

3. Патриархальная теория  происхождения государства.

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести  Аристотеля, Филмера, Михайловского. Они  обосновывали свою теорию тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся  к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда власть государя – продолжение  власти отца (патриарха) в семье, которая  выступает как неограниченная. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти “патриарха”, подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.д.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Вместе с тем, представители  данной доктрины упрощают процесс происхождения  государства, по сути дела экстраполируют понятие “семья” на понятие “государства”, а такие категории, как “отец”, “члены семьи”, необоснованно отождествляются с категориями “государь”, “подданные”. К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

 

4. Договорная теория происхождения государства.

Договорная теория происхождения  государства возникла в XVII – XVIII в.в.; в логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Грация, Руссо, Радищева и др. По данной доктрине государство возникает как продукт длительного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы (своей власти) государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, и поэтому имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления властью вправе расторгнуть договор.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении  государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе его развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение субъективных.

 

5. Теория насилия по  вопросу о происхождении государства.

Теория насилия в наиболее логически  завершенном виде возникла в  XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Припловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном проведении и общественном договоре, а в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство – “естественно” (т.е. путем насилия) возникшая организация  властвования одного племени над  другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы.

Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности  полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. (например, древнегерманского, древнквенгерского). С другой стороны, степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие рассматривается в качестве одной из причин возникновения государства. Военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.

 

6. Органическая теория  происхождения государства.

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. И изложена в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство – продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидность эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических  организмов в результате естественного  отбора, выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и воин складываются конкретные государства, формируются  правительства, совершенствуется структура управления.

Отрицать влияние биологических  факторов на процесс происхождения  государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические существа. Вместе с тем, нельзя полностью сводить  проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

 

7. Материалистическая  теория происхождения государства.

К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для  появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим следствием появления частной  собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях  гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем, в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. 

Тема 7. Формы государства.

1. Понятие и элементы  формы государства.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям внутренней организации, что выражается в понятии “форма государства”.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория “сущность государства” определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит саса политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государства – это его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства:

- форма правления  (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

- форма государственного  устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

- политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический режимы).

 

2. Форма государственного  правления.  

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Верховной государственной властью  являются глава государства (монарх или президент), законодательный  орган – правительство.

В зависимости от положения главы  государства различают монархии и республики.

Информация о работе Политология как наука