Понятие и содержание принципов избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованны на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Содержание работы

Значение выборов в демократическом государстве;
Понятие избирательной системы и избирательного права;
Система правовых актов о выборах и референдуме;
Принципы избирательного права (избирательной системы);
Международно-правовые стандарты
Проведение выборов (избирательный процесс);
Референдум;
Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Избирательные округа образуются при соблюдении определённых требований. Так, должно быть обеспечено примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдалённых местностях – не более 15%. Однако для коренных малочисленных народов имеется специальная гарантия при образовании избирательных округов на территориях их компактного проживания, где отклонение от средней нормы представительства в соответствие с законами субъектов РФ может превышать указанные пределы, но не более 30%. Конституционный Суд РФ (10 июня 1998 г.) признал эти положения соответствующими Конституции РФ.

Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательно округа на территории каждого субъекта РФ. Применение этого правила приводит к большому разрыву норм представительства. Например, Эвенкийский избирательный округ по выборам депутата Государственной Думы охватывает 12 368 избирателей, Корякский – 20 276 (и ряд других), в то время как Тверской – свыше 617 тыс., а Томский – свыше 700 тыс. избирателей. Однако по-другому нельзя обеспечить представительство избирателей каждого субъекта Федерации в законодательном органе.

Избирательный округ  составляет единую территорию: не допускается  создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных законодательством. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования  и подсчёта голосов избирателей  избирательный округ разбивается  на избирательные участки. Эти участки образуются главой муниципального образования по согласию с соответствующими избирательными комиссиями с учётом местных и иных условий, избирателей из расчёта не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до референдума и за 30 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных  и отдалённых районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образоваться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за 5 дней до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные  участки могут образовываться только в случаях, установленных законами.

Списки избирательных  участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до референдума и за 25 дней  до выборов.

Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • Окружные избирательные комиссии;
  • Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаётся несколько территориальных избирательных комиссий;
  • Участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют  на правовой основе. Так, полномочия и  порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам  в органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и в выборные органы местного самоуправления, то они устанавливаются федеральным законом и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов.

Акты избирательных  комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, кандидатов, избирательных  блоков, предприятий учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать на обращения избирательных комиссий, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий.

Формирование избирательных  комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе. Так, порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Формирование избирательных  комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов РФ.

Формирование избирательных  комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и уставами (положениями) о муниципальных образованиях.

В состав избирательных  комиссий всех уровней не могут входить  депутаты, судьи, кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Состав избирательной комиссии расширяется после регистрации кандидата. На этой стадии избирательное объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену, но только с правом совещательного голоса. Эти члены избирательной комиссии имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на её заседаниях.

Полномочия членов избирательной  комиссии с совещательным голосом  в случаях, если кандидаты или  избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган и на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательной комиссии публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими законами. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания её членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.

Деятельность избирательных  комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков  кандидатов), об отмене регистрации  кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большим большинством голосов от числа избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Члены избирательной  комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трёхдневный срок.

Закон устанавливает  порядок обжалования нарушений  избирательных прав граждан. В соответствии с Конституцией РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или  бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются  не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принимать самостоятельное решение по существу жалобы.

Центральная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти (Президента Российской федерации, депутатов Государственной Думы), а также по проведению референдума Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации четыре года.

Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации состоит  из 15 членов. Пять членов Центральной  избирательной комиссии РФ назначаются  государственной думой из числа  кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов Центральной избирательной комиссии РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо учёную степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Полномочия Центральной  избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия совместно с  избирательными комиссиями субъектов  РФ:

  • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • организует общегосударственную систему регистрации (учёта) избирателей;
  • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
  • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;
  • распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;
  • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.

Центральная избирательная  комиссия РФ вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Она также принимает иные правовые акты. разъяснения о порядке проведения выборов в органы государственной власти.

Информация о работе Понятие и содержание принципов избирательного права в России