Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:33, реферат
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованны на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.
Значение выборов в демократическом государстве;
Понятие избирательной системы и избирательного права;
Система правовых актов о выборах и референдуме;
Принципы избирательного права (избирательной системы);
Международно-правовые стандарты
Проведение выборов (избирательный процесс);
Референдум;
Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации.
Порядок голосования, подсчёт голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее чем за 5 дней до голосования.
Избирателю, который в течении 4-15 дней до дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включён в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путём заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учёт голоса при установлении итогов голосования.
Голосование производится
путём нанесения избирателем
в избирательном бюллетене
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включённым в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Такое голосование осуществляется с соблюдением определённых требований. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Избирательные бюллетени
заполняются избирателем в
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчёте голосов избирателей участковая избирательная комиссия признаёт недействительными избирательные бюллетени, по которым не возможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.
В целях исключения возможности
фальсификации итогов голосования
подсчёт голосов избирателей
начинается сразу после окончания
времени голосования и
После подсчёта голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Этот протокол затем передаётся в окружную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Окружная избирательная комиссия признаёт выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Установление итогов
голосования и результатов
Вся документация избирательных
комиссий всех уровней, включая избирательные
бюллетени, подлежит хранению в течение
сроков, установленных
Итоги голосования по
каждому избирательному участку, результаты
выборов по избирательному округу должны
предоставляться для
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течении одних суток после окончания выборов. Избирательные комиссий всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные о результатах выборов и протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена не позднее со дня голосования.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Законом установлена ответственность лиц, которые путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования либо препятствующие в работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках и др.
Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства, пока небогата, хотя нарушений и немало. Об ответственности чаще напоминают федеральные органы государственной власти. Государственная Дума неоднократно рассматривала вопрос о нарушениях избирательных прав граждан при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ и выборов в органы местного самоуправления. Нарушения прежнего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" были отмечены Государственной Думой на выборах в Республике Башкортостан, Республике Северная Осетия-Алания. Дума обратилась к Президенту Российской Федерации и Генеральному прокурору с предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения нарушений избирательных прав граждан.
Референдум
Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум - это осуществляемое путём тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространённый повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Исход референдума может
иметь императивное значение, и тогда
следует утверждение законодате
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действия органа власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ни чем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добившиеся поддержки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер. В Российской Федерации референдум был впервые закреплён законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 мнл. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Всё это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране происходили глубокие реформы, и власти серьёзно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведён для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.
Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Предусматриваются три вида референдума: общероссийский, субъекта РФ и местный.
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определённые вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введённого на всей территории Российской Федерации, а также в течении трёх месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течении года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Право на участие в референдуме. При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме – не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с
подготовкой и проведением
Информация о работе Понятие и содержание принципов избирательного права в России