Понятие и содержание принципов избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованны на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Содержание работы

Значение выборов в демократическом государстве;
Понятие избирательной системы и избирательного права;
Система правовых актов о выборах и референдуме;
Принципы избирательного права (избирательной системы);
Международно-правовые стандарты
Проведение выборов (избирательный процесс);
Референдум;
Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы и проведению референдума конкретизированы в соответствующих законах.

Выдвижение и  регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списка кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения.

Решения о выдвижении кандидатов (списков  кандидатов) от избирательных объединений  принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Эти объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательные  блоки пользуются правами избирательных  объединений. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решения о выдвижении кандидатов (списков  кандидатов) от избирательных объединений  и избирательных блоков принимаются  тайным голосованием.

В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Избирательным законодательством ряда стран (Великобритания, Канада) при выдвижении кандидатов предусматривается внесение залога, который не возвращается, если кандидат не получит определённое число голосов. Такая мера преследует цель отбить охоту к выдвижению своих кандидатур у тех лиц, которые не имеют реальных шансов для избрания и только осложняют избирательную кампанию. Российское избирательное законодательство не предусматривает избирательный залог, полагаясь для исключения случайных кандидатов на установление большого числа подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидата (например, для выдвижения на пост Президента РФ требуется собрать не менее одного миллиона подписей избирателей). Однако, как показала практика, проверка подлинности этих подписей весьма затруднена и в избирательные бюллетени все же попадает много малоизвестных и бесперспективных кандидатов.

Выдвижение кандидата возможно и непосредственно избирателями. Тогда оно проводится путём сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Законы субъектов РФ не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определённым числом его участников. Участие администрации предприятий, учреждений, организаций в сборе подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускается. Запрещается сбор подписей в местах выдачи заработной платы.

Подписи могут собираться только среди  избирателей, обладающих активным избирательным  правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах  Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, избрание в которые предусмотрено Конституцией РФ, и не менее 30 дней при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления, глав муниципальных образований.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной  комиссией по письменному заявлению  кандидата о самовыдвижении, а  также по представлению избирательных  объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

В случае если в установленные сроки  в избирательном округе не будет  зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном  округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более четырёх месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия в течение суток выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может быть только невыполнение требований законодательства о выборах.

Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными  правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной  или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учёбы на время участия в выборах. В течении этого срока соответствующая избирательная комиссия за счёт средств, выделенных на организацию полготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.

Во время проведения выборов  кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены  с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия  кандидата в выборах засчитывается  в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации  не может быть привлечён без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован  или подвергнут мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Предвыборная  агитация. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.

Кандидатам и избирательным  объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться  через средства массовой информации, путём проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностные лица государственных  органов и органов местного самоуправления, зарегистрированные кандидатами, на время  их участия в выборах освобождаются  от выполнения служебных обязанностей.

Журналистам, должностным  лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний  запрещается участвовать в освещении  избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные  лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Законом специально оговариваются  условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Так, кандидат, избирательное объединение  имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Кроме того, они имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственных телерадиокомпаний определяется законами.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которые  являются государственными или муниципальными органами, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счёт средств,  выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета), обязаны обеспечить равные права возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений.

По заявке избирательных  комиссий помещения, пригодные для  проведения массовых мероприятий и  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, в собственности государственных  предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений и блоков и их доверенных лиц, инициативных групп по проведению референдума с избирателями, участниками референдума. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов собственник не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списков кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трёхдневный срок.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня  выборов. В течении 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Финансирование  выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производится за счёт средств, выделяемых из бюджета.

Кандидаты обязаны создавать  собственные избирательные фонды  для финансирования избирательной  кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также должны создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды  кандидатов могут создаваться за счёт следующих средств:

  • средств, выделенных избирательному объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией;
  • собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока;
  • средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком;
  • добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование  только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных  государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с  иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений, анонимные пожертвования. Устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Соответствующая избирательная  комиссия до дня выборов обязана  периодически опубликовать в средствах массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов обязаны предоставить в соответствующую избирательную комиссию отчёт о размерах и всех источниках создания избирательных фондов, а также обо всех произведённых затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчёт.

Все денежные средства, создающие  избирательный фонд, перечисляются  на специальный счёт в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списков кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учёта и отчётности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит  создавшим их кандидатам или избирательным объединениям и блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчётные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Информация о работе Понятие и содержание принципов избирательного права в России