Понятие и содержание принципов избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованны на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Содержание работы

Значение выборов в демократическом государстве;
Понятие избирательной системы и избирательного права;
Система правовых актов о выборах и референдуме;
Принципы избирательного права (избирательной системы);
Международно-правовые стандарты
Проведение выборов (избирательный процесс);
Референдум;
Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

Особенности избирательных систем и референдума в субъектах  Российской Федерации

Общая характеристика. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя.1

Не лишено основания  утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная  избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в  органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемых законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Активное и пассивное  избирательное право. Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому право избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.

Законодательство субъектов  Федерации закрепляет ценз оседлости  при выборах депутатов законодательных  органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет  субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга" закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течение одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде республик, например, введены знания государственного языка и республиканского гражданства, а ценз оседлости для избрания Президентом республики, Главой республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов либо проживание в республике не менее 10 лет не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление вынес Конституционный Суд РФ.

Порядок проведения выборов и подсчет  голосов. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного Собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую – палату представителей осуществляется на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присущие различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система  избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и  проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это прежде всего назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются участковые избирательные комиссии, которые  составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически  принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.

Выборы  в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов глав местной администрации образуется только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25% зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.

Референдум. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. Права граждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. Для примера можно привести соответствующий порядок, предусмотренный Уставом Амурской области. Здесь право на участие в областном референдуме и выборах, а также право подписания подписных листов в поддержку народной инициативы имеют граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и постоянно проживающие на территории области. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важнейшим вопросам государственной или общественной жизни области, входящим в компетенцию законодательной или (и) исполнительной власти области.

На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ, а также в совместном ведении, что установлено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 10 июня 1998 г. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

В то же время на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. О формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  3. Об избрани<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Понятие и содержание принципов избирательного права в России