Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни.
Политологи разных стран договорились
о международном стандарте в
понимании объекта и
а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
В отечественной научной
- политическая философия (
- теория политики. Более конкретная
отрасль, которая развивается
на базе обобщения
- история политических учений,
изучающая этапы эволюции
- политическая социология. Выявляет
связь политики и различных
сфер жизнедеятельности
- политическая психология, исследующая политическое поведение и его мотивацию (особенно в массовых формах);
- политическая антропология, которая
устанавливает связь политики
с социобиологическими
- политическая география.
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:
- теологическую интерпретацию
политики, в рамках которой политическая
власть рассматривается как
- натуралистическую, когда рассм
- биополитику, которая изучает
общие для человеческих и
- психологическую интерпретацию
политики, когда источник политических
проблем видят в психических
свойствах людей, в
- экономический детерминизм,
- институционалистская версия, в
рамках которой политика
- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
В настоящее время в политологии сложилось многообразие теоретических и эмпирических методов исследования. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующее:
- диалектику, которая предполагает
рассмотрение явлений
- формализацию (сравнительный подход),
которая дает возможность
- исторический метод,
- нормативно-ценностный метод, когда политические процессы оцениваются с точки зрения оптимального варианта, идеала. Например, для З. Бжезинского таким идеалом является американская демократия, другие системы оцениваются по тому насколько они к ней близки. Для других же политических мыслителей такой идеал неприемлем- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика и др.
Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:
- опрос, один из самых
- наблюдение. Как метод сбора первичных эмпирических данных он заключается в преднамеренном и непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
- статистические методы, с помощью
которых производится
- математические метод,
- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, т.к. она во многих своих проявлениях (традиции, церемонии, ритуалы) представляет собой именно знаковую символическую систему;
- методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.
Основные понятия: политика, политология, предмет политологии, метод политологии, теоретические методы, эмпирические методы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является предметом
2. Назовите две позиции по
отношению к политологии,
3. В чем состоит основное
4. Назовите теоретические методы, применяемые в политологии?
5. Назовите эмпирические методы, применяемые в политологии?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радугин А.А. Политология. М.: Центр, 1997.
2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист, 1998.
3. Политология.
4. Дегтярев А.А. Методы
5. Федун Л. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки, 1991, № 3.
6. Пенто Р., Гравиту М. Методы социальных наук. М., 1972.
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1. Политическая мысль античности.
2. Политическая мысль средних веков.
3. Политическая мысль эпохи
4. Политическая мысль Нового времени.
5. Политическая мысль XIX-XX вв.
История политических учений, как
составная часть культуры человечества,
воплотила в доктринальной
1. Политическая мысль античности
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существования механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества.
В античном мире возникает понимание Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего, совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.
Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.
Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:
- тимократия (власть честолюбия), когда
в обществе нарушается