Предмет и метод политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция

Описание работы

Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Содержание работы

1. Предмет политологии.

2. Метод политологии.

1. Предмет политологии

Файлы: 1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

 

Обозначим факторы, которые характеризуют  современный этап развития лидерства  в общемировом масштабе и применительно  к России.

 

По мнению американского политолога Р. Такера, проявляющиеся сегодня  в мире процессы демократизации политических отношений и глобализации общественных связей приводят к тому, что:

 

- происходит изживание типа  лидера-героя. На первый план  выдвигаются профессиональные качества  политика. Лидер все более начинает  восприниматься как ответственный  за судьбы людей руководитель, а не как вдохновитель;

 

- происходит сжимание границ  власти лидера. Усиление роли  внегосударственных субъектов политики, разделение властных функций  между несколькими органами препятствуют  расширению зоны его компетенции;  периодичная ротация кадров не позволяет сделать свое лидерство пожизненным и наследственным;

 

- прослеживается усиление роли  неформальных лидеров. Этому способствует  появление новых форм коммуникации, которые, не контролируются государством, воздействуют на людей, ослабляя  их зависимость от государства;

 

- прослеживается повышение ответственности  лидера за принимаемые им решения.  С одной стороны, это связанно  с усилением зависимости лидеров  от поддерживающих их масс, с  другой, - с ростом возможностей  воздействия человека (тем более наделенного властью) на среду обитания всего человечества.

 

Р. Такер считает, что переживаемый Россией этап (этап построения основ  демократизма) позволяет проецировать на нее все обозначенные тенденции. В то же время, представляется необходимым  отметить однобокость такого подхода. Помимо указанных факторов на состояние лидерства в современной России оказывают влияние стереотипы мышления, доставшиеся в наследство от старой системы, и общая нестабильная ситуация в стране. Именно обозначенные тенденции способствовали в условиях России 90-х гг.:

 

- выдвижению на первый план  лидеров, ассоциирующихся у общества  с типом сильной личности. Подобное  качество силы отличало Б. Ельцина  и отличает В. Путина от таких  политиков как Е. Гайдар, Г.  Явлинский;

 

- выдвижению на первый план лидеров-радикалов, предлагающих достаточно жесткие способы выхода страны из кризиса;

 

- выдвижению на первый план  лидеров, способных в экстремальных  ситуациях выходить за рамки  бюрократических процедур при  принятии решений; 

 

- выдвижению на первый план лидеров, обладающих искусством создавать принципиально новые модели поведения и мышления. Общество проявило значительно больше внимания к Ю. Лужкову (лидеру-прагматику, строителю), А. Лебедю (лидеру-военному, генералу), В. Жириновскому (лидеру-актеру, шоумену), Б. Ельцину (лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые снявшему галстук, не скрывавшего состояния своего здоровья, не чуравшегося национальных традиций), нежели к Г. Зюганову, В. Черномырдину, Г. Явлинскому, не имевшим своего "особого" образа. Очевидно, что свой собственный стиль имеет и В. Путин.

 

Выявленные тенденции не создают  основы для складывания нового типа лидерства в стране. Наоборот, они  консервируют всегда доминировавшую в  сознании россиян приверженность к харизматическим и авторитарным лидерам. От лидеров ожидают приказов и распоряжений, а не приглашения к сотрудничеству; быстрого решения всех беспокоящих население проблем; вокруг них создают мифы, которые составляют основу для деификации (обожествления) лидера, что проявляется в пристальном внимании к школам, вузам, где они учились, в награждении их разного рода почетными званиями, и т.д.; выдвижение каждого нового лидера неминуемо приводит к низвержению и забвению прежнего. Все перечисленное, накладываясь на расширение базы, из которой рекрутируются лидеры (лидеры из среды военных, сотрудников спецведомств, представителей научной и культурной интеллигенции), делают ситуацию с лидерством в стране не прогнозируемой.

 

Основные понятия: лидер, лидерство, стиль лидерства, культ личности, традиционное лидерство, харизматическое лидерство, рациональное лидерство, деификация.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение терминам "лидер", "лидерство".

 

2. Перечислите основные исторические  формы политического лидерства.

 

3. Сформулируйте основные подходы  к определению круга лиц, относимых  к лидерам.

 

4. Каковы функции политических  лидеров?

 

5. В чем принципиальное отличие  теории черт лидеров от теории  роли последователей и ситуативной  теории? Что сближает между собой  две последние теории, и чем они отличаются друг от друга?

 

6. Что означает термин "стиль  лидерства"?

 

7. Назовите две разновидности  инициативного стиля политического  лидерства.

 

8. Выделите основные типы лидерства  по следующим критериям. Заполните  таблицу.

 

Критерий Типы лидерства

 

Природа лидерства 1 2 3

 

Масштаб полномочий 1 2 3

 

9. Что такое культ личности? Какие  типы политических режимов подвержены  складыванию культа личности  лидера?

 

10. Перечислите базовые черты,  характеризующие лидеров современной  России.

 

11. Выделите базовые черты, характеризующие  политиков-консерваторов и политиков-инициаторов  (заполните таблицу):

 

КАЧЕСТВА КОНСЕРВАТОР ИНИЦИАТОР

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Авцинова Г.А. Политическое  лидерство // Советское государство и право.1993. № 5.

 

2. Ашин Г. Политическое лидерство:  оптимальный стиль // Общественные  науки и современность.1993. № 2.

 

3. Блондель Ж. Политическое лидерство.  М., 1992.

 

4. Джойнер Р. Лидер, менеджер  и пять принципов успеха. М., 1997.

 

5. Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность  в политике // Полис.1991. № 6.

 

6. Милованов Ю.Е. Политическое  лидерство: властный аспект. Ростов/Дон, 1992.

 

7. Пригожин А.И. Патологии политического  лидерства в России // Общественные  науки и современность. 1996. № 1.

 

8. Пугачев В. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.

 

9. Такер Р. Политическая культура  и лидерство в Советской России: от Ленина до Горбачева // США:  экономика, политика, идеология. 1989. № 1.

 

10. Шмачкова Р.Т. Типы лидерства в социологии М. Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 11: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

 

1. Понятие, функции, теории лидерства.

 

2. Стили и типы лидерства.

 

3. Современные тенденции развития  лидерства. Лидерство в России.

 

1. Лидерство: понятие, функции,  теории

 

 

Одной из основных функций политической элиты является выдвижение ею из своей  среды политических лидеров (от анг. leader - ведущий, управляющий). К таковым  принято относить индивидов, признающихся обществом в качестве руководителей и получающих в силу этого право на принятие политических решений. В роли лидеров могут выступать не только отдельные личности, но и целые организации: партии (КПСС в Советском Союзе), государства (США в современном мире).

 

Политическое лидерство как способ организации и реализации власти посредством предоставления исключительных полномочий отдельным субъектам политики проистекает из самой природы человека. Эволюционируя параллельно с эволюцией самого общества, лидерство на каждом историческом этапе приобретает свои специфические формы. Так, на ранних стадиях развития цивилизации оно проявлялось в виде силового доминирования отдельных индивидов. В период античности авторитет лидера опирался на его знания и опыт, а само лидерство существовало в виде наставничества. Феодальная эпоха породила тип лидерства, в основу которого был положен принцип принадлежности к семье или клану. Лидерство понималось как богоизбранность. Наконец, в новейшее время (ХХ век) сформировались две противоположные формы лидерства: одной из них (характерна для тоталитарных и авторитарных режимов) является вождизм, другая же (характерна для демократических государств) - легальное лидерство, основанное либо на назначении, либо на выборе руководителя населением.

 

Несмотря на различия в проявлениях, лидерство предстает явлением универсальным. Универсальность проявляется в  единстве функций, которые во все  исторические эпохи возлагались  обществом на лидеров. К таковым  относятся:

 

- диагностическая - люди ждут  от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;

 

- стратегическая - люди ждут от  лидеров выработки курса, соответствующего  сложившейся в обществе ситуации;

 

- мобилизующая - люди ждут от  лидеров постоянного обоснования  верности данной ими оценки политической ситуации и предложенного плана действий;

 

- интегративная - люди ждут от  лидеров создания атмосферы, в  которой разнородные общественные  группы могли бы ощущать себя  единым организмом.

 

Как значимый элемент политической системы лидерство вызывает постоянный и неослабевающий интерес у ученых, высказывающих самые различные взгляды на узловые его аспекты. Имеются различные точки зрения относительно природы лидерства. Одни авторы полагают, что причины следует искать в неординарных личных качествах отдельных индивидов (теория черт лидеров). Речь может идти о:

 

- врожденных качествах. Выделяется  от нескольких (энергия, ум, характер) до 200 черт, способствующих выдвижению  индивида в лидеры;

 

- психологических качествах. Ч.  Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю; З. Фрейд и А. Адлер - как невроз. В качестве примера указывается на наличие психических отклонений у Робеспьера, Линкольна Гитлера, Сталина. Как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки трактует лидерство Г. Лассуэлл. Лидерство рассматривается как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт); стремление преодолеть личную обиду: смерть брата (В. Ленин);

 

- каких-то иных качествах. Л.  Гумелев, к примеру, рассматривает стремление к лидерству как избыток биохимической энергии, что является следствием пассионарного взрыва.

 

Другие настаивают на том, что лидеров "делают" окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер  трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей.

 

Третьи считают, что лидеров  формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на передний план тех людей, которые способны ее разрешить.

 

Наконец еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой, лидерство есть результат совокупного воздействия целого ряда факторов - в том числе и всех выше отмеченных (синтетическая теория).

 

Не меньше разногласий вызывает и вопрос о том, кого следует относить к лидерам. По мнению одних, лидерами являются все крупные политические деятели, выполняющие управленческие функции: государственные чиновники высшего уровня, назначенные на свои должности (например, министры) или выбранные на них (губернаторы, парламентарии, президент). Другие авторы, в противоположность высказанной позиции заявляют, что лидерство - это форма признания авторитета не всех руководителей, а лишь наиболее выдающихся. С этой целью они делят всех политических деятелей на великих и обычных, либо вообще не признают последних таковыми. Другим вариантом является деление политиков на зависящих от власти (номенклатурщики), зависящих от масс (вожаки) и независимых. Именно последние и трактуются как лидеры. Число реальных лидеров, таким образом, становится значительно меньшим. Оно становится еще меньшим, если подходить к вопросу о сущности лидерства с позиций третьей группы ученых, которые считают, что лидерство есть неформальный (основанный сугубо на авторитете) аспект управления и как таковой противостоит формальному руководству (управлению посредством отправления официальных должностей). Согласно данной точке зрения, реально лидерами признаются лишь крупные общественные, не связанные с государственным аппаратом деятели (А. Сахаров, М. Ганди).

 

Неопределенность в понимании феномена лидерства заставляет ученых обращать особое внимание на выявление неких универсальных качеств, которые бы способствовали облегчению задачи отнесения к данной группе того или иного конкретного человека. В частности, к качествам, необходимым для лидера, принято относить следующие способности:

 

1) аккумулировать и адекватно  отражать в своей деятельности  интересы широких масс (например, Ленин сумел в 1917 г. уловить  и выразить чаянья низших слоев  населения России);

Информация о работе Предмет и метод политологии