Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
Рассмотрим избирательную
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.
При мажоритарной системе относительного
большинства избранным
Мажоритарная система
Выделим положительные моменты мажоритарной системы:
- непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
- отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
- способствует установлению
- способствует при
Пропорциональная система
- отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями;
- зависимость депутата от
- порождает большое число
Идеальной избирательной системы не существует. В ряде стран пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют смешанную систему, сочетающую элементы пропорциональной и мажоритарной систем. Например, при выборах в Государственную Думу РФ половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий и по общефедеральному избирательному округу.
Основные понятия: избирательная система, выборы, ценз, избирательная процедура, избирательная кампания, мажоритарная система абсолютного (относительного) большинства, пропорциональная система, смешанная система, абсентеизм.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Решите задачу и примите правильное решение:
Население России 154 мл. человек, из них не имеет права голоса 39 мл. 700 тыс. Проголосовало на выборах Президента 56 мл. 150 тыс. избирателей. На выборах один из кандидатов получил 55, 4% голосов избирателей. Примите решение за Центризберком. Решением Центризберкома может быть:
1) Считать Президента России избранным.
2) Считать Президента России не избранным.
3) Другое решение (обосновать).
2. Что такое ценз?
3. Какие цензы установлены для кандидата в Президенты России?
4. В чем положительные и
5. Какие причины вызывают отказ избирателей от голосования?
6. Что такое избирательная
7. В чем сущность активного и пассивного избирательного права?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каюмов О.М. Незримая логика избирательных законов. М.: Магистр. 1997.
2. Никитин А.Ф. Правоведение. Избирательное право. Избирательный процесс. М.: Просвещение. 1996.
3. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб.: Паритет. 2000.
4. Политология: Учебник для вузов / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.
ЛЕКЦИЯ 13: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
1. Сущность политической
2. Типы политических культур.
1. Сущность политической культуры
Политическая культура выступает
структурным элементом
Политическая культура - явление неоднородное. Она функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и индивидуальном уровнях.
Политическую культуру общества следует
рассматривать как органическую
часть более широкой
Политическая культура индивида формируется как под воздействием общенациональной культуры, так и в результате приобретенного личного опыта и знаний о политическом мире, т.е. в процессе социализации. В политологии под социализацией понимается процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры, способствующих формированию у него качеств и свойств, необходимых для адаптации к данной политической системе и выполнения определенных политических функций и ролей [1, с.219].
Групповой уровень представлен разнообразными субкультурами, т.е. автономными моделями в рамках общей политической культуры. Носителями субкультур могут быть различные этнические, религиозные, демографические и региональные общности. В основе субкультур могут лежать и социально-экономические факторы. Например, в современной России можно отметить наличие нескольких региональных политических субкультур, которые проявляются в различных типах электорального поведения. Левая электоральная культура доминирует в южных и сельских регионах страны. Население северных, прежде всего нефтегазовых регионов, наоборот, чаще голосует за реформаторов, выражающих рыночные идеи. Такое политическое поведение имеет ряд причин: экономическую (северные регионы, богатые стратегическими ресурсами в большей степени выиграли от реформ, чем южные, здесь выше уровень жизни), социокультурную (доминирование на севере городского населения над сельским, проявляющим больший традиционализм и антирыночность). Наконец, иерархичность структуирования общества, различия социоэкономических статусов групп являются причиной существования различий в субкультурах элит и остального населения.
Политическая культура явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент представляют традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Любые инновации (новые идеи, ценностные ориентации) способны либо синтезироваться с традициями, либо отвергаются последними. Реформа общества - это форма инновации. Ее механизм включает в себя как разрушение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между устоявшимися системами верований, привычек, традиций и новой системой ценностей и норм. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Представляя собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность - контрреформу. Таким образом, культура является важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.
Значение политической культуры в политической системе общества определяется ее интегративной функцией. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности - осознание себя согражданами единого государства. Важнейшую роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть символические компоненты политической культуры. Политическая символ - это условный образец важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения [8, с.204]. Символическая часть политической культуры представлена государственной символикой (герб, гимн, флаг); национальными праздниками и государственными церемониями (инагурация президента, клятва на Библии, Конституции, перед флагом, церемония принятия гражданства); архитектурными комплексами (Белый дом в Вашингтоне, московский Кремль). Символами могут стать и исторические личности (В. Ленин, Дж. Вашингтон). Функцию объединения населения страны вокруг идей и ценностей, событий призваны выполнить политические мифы, которые представляют собой символическое, опирающееся на верования, выражение основных ценностей общества. Исследователи указывают на то, что ядром политической культуры США является "гражданская религия" [3]. Речь идет об особой национально-государственной мифологии, где гражданские ценности (например, свобода) несут в себе элемент религиозной интерпретации. Американским символом веры стали представления об Америке как стране, живущей под властью Бога, о воплощении здесь идеалов Свободы и Демократии, принципа равных возможностей для всех членов общества, о дарованных Богом неотчуждаемых правах - на жизнь, на свободу и на стремление к счастью.
2. Типы политических культур
Политологи выделяют несколько
базовых моделей политической культуры.
Различают фрагментарную и
Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:
- патриархальная или приходская
культура характеризуется