Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:35, лекция
Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни. Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются: а) политическая теория (теория политики и история политических идей); б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных); в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение); г) международные отношения (международные организации и мировая политика).
1. Предмет политологии.
2. Метод политологии.
1. Предмет политологии
- подданническая культура
- активистская культура (культура
участия) отличается от всех
других типов активным
В истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.
Существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:
- дихотомичное восприятие мира,
которое проявляется в
- отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;
- отрицание компромисса и
- сакрализация (обожествление) вождей,
создание их культов. В
- доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае;
- фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.
Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.
Характерные признаки демократической политической культуры:
- толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;
- склонность к поиску
- согласие (консенсус) в отношении
базовых либеральных ценностей:
Основные понятия: политическая культура, субкультура, социализация; этатизм, патернализм, политический миф, политический символ, толерантность, фрагментарная политическая культура; патриархальная культура, подданническая культура, культура участия, культура гражданственности, тоталитарная культура.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем определяется значение
политической культуры в
2. Как политическая культура связана с культурой общества?
3. Под воздействием каких факторов формируется политическая культура общества?
4. Почему политическая культура
изменяется медленно в отличие
от других явлений
5. Какую роль в функционировании общества играют традиции?
6. Вспомните примеры из истории России, когда традиция отвергала инновацию, а реформы превращались в контрреформы?
7. Чем объясняется наличие
8. Объясните основные
9. Какие традиционные черты
10. Какие факторы оказали
11. В чем проявляется
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.
2. Зеркин Д.П. Основы
3. Легойда В.Р. Гражданская
4. Общая и прикладная
5. Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. № 2.
6. Политология: Учебник для
7. Рукавишников В.О.
8. Тавадов Г.Т. Политология:
ЛЕКЦИЯ 14: ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ
1. Понятие политического участия.
2. Политическая мысль об участии.
3. Политическое участие граждан России.
4. Демократия и участие граждан.
1. Понятие политического участия
Термин "политическое участие" активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности. По масштабу оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, конвенциональным (легальное, регулируемое законом) и неконвенциональным (незаконным), мирным и насильственным, традиционным и новаторским, законным и противоправным.
С точки зрения форм выделяется:
- участие в деятельности
- участие в восприятии и
- участие в избирательных и иных политических кампаниях;
- участие в митингах, шествиях и демонстрациях;
- участие в политических
- в освободительных войнах и революциях и т.д.
Политическое участие
- политической социализации;
- предупреждения и разрешения конфликтов;
- борьбы с бюрократизмом и устранения отчуждения граждан от политики и управления;
- согласование и реализация различных интересов, ожиданий и требований.
В любом обществе граждане далеко не одинаково вовлечены в различные сферы политического участия. Фактическое их участие значительно варьируется в зависимости от сферы общественно-государственной жизни и уровня управления. Оно, например, заметно слабее в области обороны и внешней политики, чем во внутренней политике, и в целом имеет тенденцию к обратно пропорциональной зависимости от уровня политико-государственного управления. Наиболее благоприятные условия для участия создают демократия и правовое государство. В этом случае:
- гражданское общество и
- члены представительных
- деятельность органов трех
ветвей власти максимально
- независимые средства массовой
информации предоставляют
История свидетельствует о том, все сколько-нибудь крупные социально-политические сдвиги сопровождаются и вызываются стремлением ранее приниженных групп, слоев и общностей получить доступ к политической власти, к участию в делах государства. Возникновение и упадок различных политических образований, политическая стабильность, конфликты и революции становятся понятнее при рассмотрении политического участия, как фактора, существенно влияющего на функционирование политической системы.
2. Политическая мысль об участии
Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (родовой) и военной демократии. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия стала древнегреческая цивилизация. Греческие мыслители первыми начинают использовать термин "участие". Правда в рамках древнегреческого мышления политическое участие рассматривалось не с точки зрения интересов личности, а как область вторичного, подчиненного интересам полиса. По мнению Платона, к участию в делах государства нельзя допускать чернь. Платон, Аристотель, Полибий и другие авторы предостерегали против крайней демократии на грани анархии.
Платон, с одной стороны, считает необходимым в определенной степени вовлекать всех граждан в дела государства, с другой же стороны, думает о том, как обеспечить в государстве иерархическое преобладание "философов", обладающих подлинной добродетелью и мудростью. У Аристотеля "участие" явилось одной из центральных категорий политической науки. Глубина и идейное богатство древнегреческой мысли начали актуализироваться и осознаваться лишь спустя более чем две тысячи лет, с возрождением демократии нового типа.
В эпоху Возрождения были сформулированы идеи свободы, равенства и деятельной роли всего населения в политико-государственных структурах. Мыслители периода буржуазных революций, подобно Ш. Монтескье, чаще всего признавали опасность полного отстранения народа от государственных дел, но с другой стороны, высказывали мысль, что непосредственное и широкое участие народа в правлении может привести негативным последствиям. Ж.-Ж. Руссо различал "народ в сущности", являющийся носителем политического разума и "народ в явлении", как главного хранителя политических предрассудков, как слепую толпу, которая сама не знает чего хочет. Поэтому Руссо вводит в противоречие со своей же моделью прямого народовластия фигуру "законодателя" - вождя, воспитателя и наставника народных масс.
Т. Джефферсон, развивая республикански-
3. Политическое участие граждан России
Для В. Ленина всеобщее политическое участие являлось необходимой предпосылкой и сутью социалистической демократии, неотъемлемым принципом управления, средством преодоления различных видов социального неравенства и бюрократизма, условием перехода к коммунистическому будущему. Все это должно было каким-то образом сочетаться с "диктатурой пролетариата" и руководящей ролью революционной партии. В первые годы после октябрьской революции 1917 г., действительно, подавляющее большинство населения включилось в политику (правда приблизительно 3% из них как эксплуататорские элементы согласно Конституции РСФСР 1918 г. были лишены избирательных прав, а рабочие получали преимущество перед крестьянами). Со второй половины 20-х гг. несмотря на усиливающийся поток пропагандистских деклараций о расширении демократии начинается процесс фактического отстранения граждан от выработки и реализации политических решений. Конституция СССР 1936 г. провозгласила новую избирательную систему на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании как раз в период массовых репрессий, и в период, когда граждан лишили права реального выбора - все кандидаты подбирались партийным аппаратом, а в избирательном бюллетене оставался один кандидат. В условиях сталинизма вместо реального политического было манипулируемое участие населения в символических политических действиях.