Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 03:10, реферат
Зарождение ремесла паблик рилейшнз восходит к самим истокам человеческой цивилизации. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный минимум согласия, и это согласие, как правило, достигалось путем межличностной и групповой коммуникации. Но, как известно, достижение согласия требует не одних лишь актов обмена информацией, но и наличия такого важного фактора, как умение убеждать, влиять
разрушилось.
В Помпеях обнаружены не столь тяжеловесные вывески, исполненные красками по
стенам или на специальных досках. Наиболее распространенным видом услуг являлись
в этом городе таверны, гостиные дворы, харчевни.
Среди подобных попыток встречаются вывески, которые можно сопоставить с
современными комиксами. Они представляют собой набор изобразительных ситуаций,
объясняющих, что получит воин, если он войдет в двери, которые ему широко
распахнуты. Две картинки с одной стороны дверей, две картинки - с другой. Сначала
изображено омовение ног уставшего путника. На другой картинке показано, как его
потчуют - стол и угощения. На третьей нарисовано, как его будут провожать на отдых.
Очаровательные женщины ведут гостя; в зависимости от его желания они останутся или
покинут то место, где он может предаться отдыху, которое изображено в четвертом
эпизоде.
Помимо таких живописных вывесок в античности широко применялись предметные
и предметно-символичные варианты. В первом случае "вывеской" служил сам
предлагаемый товар, выставленный на всеобщее обозрение: наборы глиняных
сосудов около лавки гончара или пузырек с благовониями на окошке парфюмера. В
наши дни такой способ демонстрирования товара спрятался за витринные стекла и
развернулся во всей красе на внутри магазинных стеллажах. Любопытнее
вариант ПРЕДМЕТНО - СИМВОЛИЧНОГО
решения, когда прямое изображение товара заменяется функционально близким
ему другим предметом.
Около лавок булочников лежал жернов. Предмет, связанный с помолом, и от хлеба
как будто явление отдаленное. Но если привычно видеть жернов и знать, что там хлеб,
вопросов не возникает.
Примечательна роль обыкновенного воинского щита, служившего вывеской таверны,
гостиницы, постоялого двора. Щит — это символ, который выставлялся хозяевами этих
заведений, свидетельствуя о возможности отдохнуть и быть защищенным.
Еще более любопытен символ плюща как показателя виноторговли. Здесь,
вероятно, заложена ассоциация по сходству, поскольку плющ и дикий виноград —
похожи.
Приемы изобразительной символизации широко использовались для изобретения
ФИРМЕННЫХ ЗНАКОВ, которыми метили свои изделия античные ремесленники. Особенно
много подобных образцов дошло до нас на предметах гончарного производства:
амфорах, пифосах, вазах дли на их осколках. Количество известных ныне подобных
помет исчисляется тысячами.
Многие из этих эмблем сопровождались надписями. Часть их расшифрована как
имена владельцев мастерских, часть представляет собой имена городских смотрителей
— астиномов.
Местом развернутого керамического производства являлся в античности город
Херсонес на территории современного Крыма. Среди огромного количества
археологических находок обнаружены помеченные клеймами мастеров светильники,
рыболовные грузила, черепица, амфоры и другие предметы. Преимущественной формой
клейм здесь была монограмма или начальные буквы имени — изобразительное их
сопровождение относительно редко. Тем не менее исследователи пришли к уверенному
выводу о том, что изученные знаки "являлись своего рода фабричной маркой... Клейма
накладывались самими мастерами в целях ознакомления покупателей со своей
продукцией".
Как оказалось, даже древние стены Херсонеса выложены из каменных блоков,
помеченных фирменными значками каменотесов, относящихся к концу V в. до н. э.
Реклама зрелищ: афиша
АФИША — жанр рекламы, рождающийся в античности. В письменном и
смешанном вариантах объявление как бы "прорастает" в афишу.
Афиша также зафиксирована на стенах Помпеи. Это детализированное сообщение
о событии, происходящем в рамках города, как правило, зрелище или собрании. По
отношению к объявлению отличием афиши является степень письменной
детализации.
Афиши о гладиаторских боях — любимом развлечении древних, — как правило,
включали информацию об устроителе игр, времени состязаний, именах сражающихся в
каждой царе, а также свернутые сведения, позволяющие взвесить шансы
противников, из каких школ вышли гладиаторы. Цифры, следующие за именем
каждого из гладиаторов, указывали на количество поединков, в которых он принял
участие. Буквы, стоящие как заголовок над каждой парой, характеризовали
вооружение гладиатора. В некоторых случаях эти тексты подкреплялись
изображением сражающихся гладиаторов.
Эти надписи выводились красиво красной краской в таких местах, где собиралось
и проходило много народа: в дворике бань, у форума, на стенах театра, базилики, у
городских ворот и даже на могильных памятниках, расположенных по сторонам
оживленной дороги, ведшей в город. Однако известны и варианты афиш, исполненные
на папирусе, которые продавали с рук.
Элементы конфессиональной рекламы
Элементы культа не в меньшей степени, чем политические пристрастия
пронизывали всю духовную и материальную культуру античности, что соответствует
религиозному мироощущению человека греко-римской эпохи. И здесь, в контексте
формирования рекламного процесса, наиболее интересны различные варианты
торжественных процессий. Они посвящались различным богам Олимпийского пантеона и
проводились ежегодно в утвержденные традицией календарные сроки. На исходе
античности жители римской державы все дальше отступают от традиций, включая в свой
обиход поклонение новым богам.
Описание детально передает синкретичность священного действа, сплавленностъ в нем
разнообразных знаковых систем, наработанных культурой: музыки, пения, танца, фарса,
устной поэзии, скульптуры и т. п. Здесь начало драматургических жанров, средневековых
мистерий и карнавалов. Здесь содержатся и зародыши РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ — целенаправленного
сочетания множества знаковых средств, мобилизованных ради комплексного воздействия на
потенциального потребителя: зрителя, участника, попутчика.
В общий рекламный процесс вливались призывы бродячих проповедников
экзотических восточных культов, а также многочисленных прорицателей, предлагавших за
приемлемую плату узнать будущее. Спрос на последних был чрезвычайно велик, но столь же
велико было и число законченных обманщиков в этой среде.
Мошенники рекламировали свои оракульские услуги настойчиво и изобретательно,
создавая образцы того, что в западноевропейском средневековье будет названо дутой
рекламой.
Наиболее выразительный и полноценный рекламный текст, посвященный сакральным
проблемам — постижению воли богов посредством толкования снов, дошел до нас от III
в. до н. э.
Способы регулирования рекламного процесса в античности
Интенсивность рекламных и иных массовых информационных потоков в
античном городе потребовала их регулирования. В целях пресечения чрезмерного
шумового разгула и изобилия неряшливой рекламы, попадавшейся то здесь, то там,
иногда в самых неподходящих местах, городские власти требовали:
"Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь.
Да не будет ему удачи".
Стихия граффити породила шутливую эпиграмму:
"Я удивляюсь тебе, стена,
Как могла ты не рухнуть,
А продолжаешь нести
Надписей столько дрянных"
Велось достаточно строгое наблюдение над исполнением правил благопристойной
торговли и завлечения покупателей на античных рынках. В Афинах магистрат
выделял должность АГОРАНОМА — блюстителя порядка на рыночной площади. Им
нередко помогали и общегородские блюстители норм — астиномы. Относительно
деятельности первых афинские установления гласили:
"Обязанность наблюдения за правильностью торга и за пользованием надлежащими мерами
и весами лежит на агораноме... Торговцы, которые нарушают... правила, будут подлежать
наказанию кнутом, если они рабы, и штрафу, если они люди свободные"
Как видим, забота о достоверности рекламной коммуникации идет рука об руку с
ее общим развитием. Античность передала эту заботу средневековой культуре.
Все сказанное свидетельствует о том, что уже во времена античности связь с
общественностью не только представляла собой достаточно зрелый и хорошо развитый тип
деятельности по установлению контактов между участниками социальной жизни общества,
но и отличалась многообразием форм (устная, письменная, изобразительная и т.д.),
многофункциональностью (подчинялась целям информирования, пропагандирования,
рекламирования и пр.), разветвленной системой жанров обращения (послание,
политический портрет, биография, совещательная речь и др.).
Пиар периода ср веков
Коммуникации в Средние века не отличались богатством средств. Публичное общение в то время происходило, прежде всего, в храме, где осуществлялись самые важные специальные мероприятия, собиравшие все категории общества: коронации, бракосочетания, праздники в честь святых, похороны, литургии, проповеди и службы в честь важнейших событий, и обыденные события (молитвы горожан, крестины детей, праздничные шествия, исповедование и отпущение грехов, участие в жизни общины, кормление паломников, пение в общинном хоре, вплоть до праздников урожая, которые из церкви переходили на ярмарочную площадь).
Важнейшим PR-средством становятся иконы, которые заказывают художникам крупнейшие благотворители монастырей и соборов. Чумиков А.М. исследуя развитие PR в Средние века, отмечает: "меценаты помимо демонстрации веры стремятся увековечить себя рядом со святыми или даже, не боясь святотатства, предстать в их обличье"[24]. Таким образом, перед нами открывается явление, которое сегодня PR-специалисты называют спонсорством.
В 1095 году папа Урбан II, прилагая огромные усилия для подготовки войны против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной сети - через кардиналов, архиепископов, епископов и священников. В этом послании участие в войне провозглашалось служением божьим, заслуживающим отпущения всех грехов. Папа римский предоставлял христианам того времени единственный в их жизни шанс посетить священные места. Он также обещал всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища "врагов веры" с богатого Востока. Он подчеркивал, что "живущие в горе и бедности, там будут в радости и богатстве"[10]. Использованный тут прием психологического воздействия не мог остаться незамеченным современными PR-менеджерами.
В 1215 г. архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон использовал
тактику продвижения товара для лоббирования политических интересов. Он
организовал влиятельную группу пэров на борьбу за свои права против короля Иоанна Безземельного, в результате чего король вынужден был подписать условия Magna Charta (Великая Хартия Вольностей), которая с того времени символизирует борьбу против политического насилия и произвола.
В 1351г. Джон Виклиф призвал к реформе католической церкви. Он считал особенно важным перевести Библию с латыни на английский язык, чтобы как можно больше людей могли узнать слово Божье. Виклиф проводил свою кампанию непосредственно среди народа, проповедовал на улицах и произносил речи в общественных местах; он и его последователи так же распространяли различные книги, брошюры и плакаты.
Информация о работе Предыстория политического PR в древнем мире