Пути формирования многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятков лет до конца не понятно, существует ли реально в политической организации России многопартийная система, или она есть только на бумаге. В данной работе я рассматриваю причины возникновения многопартийности в России, оцениваю ее развитие и состояние на настоящий момент.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 603.07 Кб (Скачать файл)

Практическое состояние  дел свидетельствует о том, что  демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Так будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет гражданское общество, являющееся гарантом демократии.

Это означает, что  Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Какое именно – сказать трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. Это противоречие воспроизводит социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние нелегитимности, теневых отношений и иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.

В современной России переход к демократическому политическому  режиму происходит в сложных условиях, которые создают основу для усиления тенденций к формированию авторитарной модели построения политической системы. Этому способствует кризис в экономике, радикализация оппозиции, которая дестабилизирует политическую обстановку. Проблема демократизации в нашем обществе затруднена в связи с многонациональным характером государства, движениями за установление суверенных национальных единиц. Значительная опасность для демократии в России представлена людьми, находящимися в оппозиции к прошлому тоталитарному режиму, но не являющимися сторонниками демократии. Идеалом этих людей является авторитаризм. Поэтому, анализируя современную обстановку в России, отечественные политологи отмечают, что в России возможен переход к иной, чем на Западе, форме демократии – нелиберальной.

Функционирующая в  России общественно-политическая система  во многом не отвечает общепринятым критериям  демократии. Аналитики характеризуют  эту систему терминами «авторитарная  демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства  и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. 
Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию  в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются интересы не партий, а социально-экономических  групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти.

Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно выделить следующие  особенности:

гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения  полномочий других институтов, которая  приводит к тому, что президент  зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия;

номинальность разделения властей – законодательной и  исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние  на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

неэффективность государства  как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

сочетание форм авторитарно-олигархического  правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов;

фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;

множественность режимов (частичное соблюдение демократических  процедур на федеральном уровне и  авторитаризм в ряде регионов);

концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

малочисленность и  организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию –  посредника между властью и обществом;

широкие масштабы лоббистской  деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

отсутствие в  обществе единых идейно-ценностной и  нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный  результат для большинства людей.

Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму  и олигархизации власти действует и противоположная тенденция – укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого – от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

Ввиду неэффективности  российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового  среднего класса, влиятельных самостоятельных  партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов: от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «гражданское общество».

Следует также отметить, что государственный консерватизм и гражданский консенсус –  это те условия, которые необходимы современной России для демократизации ее политического режима.

Вектором развития политической власти в современной  России в последние годы стала  политика центризма. Она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал  всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Выборы депутатов  

Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет[2]. Впервые в качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. На данных выборах был побит антирекорд по количеству партий-участников. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер, однако в результате изменений в законодательство партии, набравшие от 5 до 6 %, имели возможность получить по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до 7 % — два мандата. Но ни одна из партий не воспользовалась данным нововведением (лучший результат ниже 7 % — 3,43 %). По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

Официальные результаты голосования  вызвали различные оценки со стороны  российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Часть из них сходятся во мнении, что в день голосования имели  место значительные фальсификации — подвоз избирателей, вброс бюллетеней и т. д. При этом отмечалось и то, каким образом проходила регистрация партий в предшествующие 4 года.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Участники
    • 1.1 Изменения по сравнению с предыдущими выборами
    • 1.2 Не принимавшие участие в выборах
    • 1.3 Сведения о доходах и имуществе кандидатов
  • 2 Хроника
    • 2.1 Подготовка
    • 2.2 Начало кампании
    • 2.3 Активная фаза кампании
    • 2.4 Ход голосования
    • 2.5 Подсчет голосов
  • 3 Основные даты (согласно календарному плану)
  • 4 Новшества
  • 5 Опросы общественного мнения
    • 5.1 Прогнозы результатов выборов
    • 5.2 Опросы, проведенные социологическими организациями
    • 5.3 Опросы на сайтах СМИ и в социальных сетях
    • 5.4 Опросы на выходе из избирательных участков (exit polls)
  • 6 Результаты
  • 7 Выборы в цифрах
  • 8 Результаты по регионам
  • 9 Распределение мест по регионам
  • 10 Альтернативный подсчёт голосов
  • 11 Критика
    • 11.1 Отмена результатов выборов
    • 11.2 Нарушения избирательного законодательства
    • 11.3 Акции протеста
  • 12 Мнения
    • 12.1 Международные наблюдатели
    • 12.2 Российские власти
    • 12.3 Власти США
    • 12.4 Европейский парламент
    • 12.5 Системная оппозиция
    • 12.6 Внесистемная оппозиция
    • 12.7 Критика со стороны интернет-пользователей
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки

    [править]Участники


    Все семь существующих на сентябрь 2011 года политических партий Российской Федерации изъявили желание участвовать в выборах, подали заявки на участие и были зарегистрированы Центризбиркомом в качестве участников.

    Партия

    Номер 
    в бюллетене[3]

    Первая десятка

    Дата съезда[4]

    Статус списка

     

    «Справедливая Россия»

    1

    Миронов • Левичев • Дмитриева • Ломакин-Румянцев • Туманов •Левин • Грачёв • Драпеко

    24 сентября 2011

    зарегистрирован[5]

     

    ЛДПР

    2

    Жириновский • Островский • Лебедев • Нилов • Диденко •Калашников • Слуцкий • Селезнёв • Свищев • Напсо

    13 сентября 2011

    зарегистрирован[6]

     

    «Патриоты России»

    3

    Семигин • Маховиков • Корнеева • Куринной • Глотов • Шитуев •Шевченко • Хидиров • Айдинова • Савинов

    10 сентября 2011

    зарегистрирован[7]

     

    КПРФ

    4

    Зюганов • Комоедов • Афонин • Алфёров • Савицкая • Мельников •Кашин • Черкесов • Новиков • Тайсаев

    24 сентября 2011

    зарегистрирован[8]

     

    «Яблоко»

    5

    Явлинский • Митрохин • Яблоков • Колоколова • Кузнецова •Лейрих • Мисник • Николаев • Рябов • Шишлов

    10-11 сентября 2011

    зарегистрирован[9]

     

    «Единая Россия»

    6

    Медведев

    23-24 сентября 2011

    зарегистрирован[10]

     

    «Правое дело»

    7

    Дунаев • Богданов • Чакветадзе • Смирнов • Иноземцев •Федотов • Лункин • Брод • Томчин • Маратканов

    20 сентября 2011

    зарегистрирован[11]


     

    [править]Изменения по сравнению с предыдущими выборами

    • «Гражданская сила», менее оппозиционно настроенная часть Союза правых сил (другая часть создала ОДД «Солидарность», вошедшее в Партию народной свободы «За Россию без произвола и коррупции»), и Демократическая партия России объединились в партию «Правое дело»;
    • Аграрная партия России присоединилась к «Единой России»;
    • Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зелёные» (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) присоединились к «Справедливой России»;
    • Партия мира и единства (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) и Партия возрождения России (в предыдущих выборах не участвовала) присоединились к «Патриотам России»;
    • «Народный союз» (не был зарегистрирован на предыдущих выборах) преобразован в общественное объединение.

    Информация о работе Пути формирования многопартийности