Пути формирования многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятков лет до конца не понятно, существует ли реально в политической организации России многопартийная система, или она есть только на бумаге. В данной работе я рассматриваю причины возникновения многопартийности в России, оцениваю ее развитие и состояние на настоящий момент.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 603.07 Кб (Скачать файл)

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

  • силовое принуждение - потеря любых благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничение свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и т.п.;
  • закон - традиция, обычай;
  • стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое воздействие  предполагает использование методов  убеждения, то есть рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования.

Существуют и  другие классификации ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости  от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные  ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Через эти институты контролируется формирование общественного мнения. Особенно большое влияние на политическую жизнь оказывают СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и владеет ресурсами убеждения и внушения.

Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).

Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение  понятия власти, её сущности и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Большинство учёных в настоящее время считают, что  власть -  исключительно общественное явление. Другие (их меньшинство) полагают, что власть есть и у животных. Последнее вряд ли верно, поскольку, во-первых, так называемая ”власть“ у животных основывается на инстинктах и, во-вторых, она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение (о методах ниже).

Таким образом, на наш  взгляд, следует придерживаться следующей  базовой предпосылки: власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. 

Каково предназначение, необходимость власти?

Власть, прежде всего, необходима для организации  общественного производства, которое  не мыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и единства общества (эту мысль в разной форме высказывали  Аристотель, Гегель, Вл. Соловьёв).

”Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, - считал В.И. Ленин, посвятивший всю свою жизнь завоеванию политической власти, - ибо это основной вопрос, определяющий всё в развитии революции, в её внешней  и внутренней политике“.

Политика как  социальное явление характеризуется  её прямой или косвенной связью с  властью и деятельностью по осуществлению  власти. Отношения между классами могут носить идеологический, экономический, социально-политический и т.п. характер. Политика же есть такая сфера взаимоотношений между классами и другими социальными группами, которая касается главным образом проблем власти и управления. Если в центре внимания политики находится классовое понятие власти, то оно же, естественно, оказывается и в центре науки о политике (политологии).

Понятие ”власть“ в обыденной жизни и в научной  литературе употребляется в самых  разных смыслах. Философы говорят о власти над  объективными законами общества, социологии - о власти социальной, экономисты – о власти хозяйственной, юристы – о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи – о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы – о власти Бога и т.д. Есть также понятия законодательной, исполнительной и судебной властей.

Можно ли в таком  случае дать научное определение  власти? Ряд социологов и политологов  за рубежом говорят о её таинственности, о том, что в своей политической форме ”власть ставит наиболее грозную загадку“, само понятие власти смутно и неопределённо и т.п.

Польский политолог Е. Вятр насчитал в западной политической социологии 6 различных подходов к определению власти:

]бихевиористский подход - поведение одного человека определяется поведением другого человека;

]телеологический  подход - власть  ради осуществления определённых целей;

]инструменталистский подход - власть определяется как инструмент достижения целей;

]структуралистский подход – власть рассматривается как особого рода отношения между управляющим и управляемыми;

]психологический подход – власть описывается как влияние, оказываемое на других;

]конфликтный подход – власть определяется как способ разрешения конфликтных ситуаций, например, при распределении благ.

Исходя из вышеизложенного, дадим определение категории  ”власть“.

Роберт  Даль, известный американский теоретик-бихевиорист полагает, что наличие власти измеряется возможностью контролировать деятельность  других.  По его  мнению ”А  имеет  власть над Б  в той  мере,  в какой  он может   заставить   Б  сделать  то,  что  Б  в  ином  случае  не стал бы делать“.

А. Боднар,  польский политолог, даёт такое определение власти: ”Власть - это способность навязывать и приводить в исполнение решения или воздействие на людей таким образом, чтобы они поступали согласно предписываемым и ожидаемым способом“.

Однако наиболее удачным представляется следующее  определение власти, данное в Советском  энциклопедическом словаре: ”Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определённое воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств - воли, авторитета, права, насилия“. Для того чтобы более чётко выявить сущность власти, вытекающую из данного определения, отметим некоторые еёспецифические черты, отличающие власть от схожих понятий.

1) Нельзя отождествлять власть и управление. Иногда такое отождествление имеет место, но это неверно. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, но и без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти.

Управление шире, чем власть. Власть есть элемент  управления, источник силы управления. Процесс осуществления власти представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя.  Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

2) Нельзя отождествлять власть с её орудиями -  государством, в целом политической организацией общества, поскольку посредством них власть функционирует (здесь идёт речь о политической власти), а  они сами не есть власть.

3) Нет оснований отождествлять власть с её методами -  принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный. Так, например, та или иная политическая организация (партия), не входящая в коалицию правительства, может принудить последнее пойти на уступки,  но от этого  данная  организация  не становится  властвующей.

4) Специфическим  признаком власти как общественного  явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияния.

5) Власть всегда  стремится найти баланс между двумя взаимоисключающими тенденциями:  дестабилизацией(старого  общественного  строя) и  стабилизацией (нового, нарождающегося),  хотя это и не всегда осознаётся субъектами власти.

6) Нельзя ставить  знак равенства между властью и авторитетом, который имеет с ней много общего, но отличается от власти принципиально. Если авторитет -  это добровольное подчинение, основанное на признании действительных или мнимых заслуг кого-либо, то для власти  авторитарность - её атрибут, означающий подчинённость воли объекта власти воле её субъекта (независимо от конкретных форм и способов обеспечения этой подчинённости).

Рассмотрев, в общем, понятие ”власть“, перейдём к рассмотрению понятия ”политическая власть“, как одного из важнейших проявлений власти в целом. Следует иметь  в виду, что всё вышесказанное  относится и к политической власти. Что же мы понимаем под политической властью?

К. Маркс и Ф. Энгельс в ”Манифесте Коммунистической партии“ писали, что ”политическая власть  ... это организованное насилие одного класса для подавления другого“.  Уже  цитировавшийся   Е. Вятр предлагает такое определение:  ”Политическая  власть - всякая основанная   на  принуждении  власть одной  группы  людей  в отношении  другой  группы или других групп людей, чаще всего – в отношении определённого общественного класса“.

Основными признаками политической власти являются:

Ё наличие субъекта и объекта властных отношений.  Надо иметь в виду, что социальной основой власти является исторически определённая форма собственности, поэтому в классовом обществе объективно совпадают субъект собственности исубъект политической власти; 

Ёприказ осуществляющего власть,сопровождаемый реальной угрозой применения санкций;

Ёналичие механизма,  реализующего подчинение;

Ёобщественные нормы, закрепляющие полномочия субъекта власти.

Представляется  неплохим следующее определение: ”Политическая власть - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике, с помощью различного рода средств: права, авторитета, принуждения“. Понятие политической власти шире понятия власти государственной, причём последняя является формой первой. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в иных  составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Государственная власть, в отличие от других разновидностей  политической власти, не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы, например,  идеологические, экономические и другие методы воздействия. В то же время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений.

Государственная власть, как уже отмечалось, это форма  политической власти, располагающая  монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный  аппарат принуждения, как одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определённую организацию, так и практическую  деятельность   по  осуществлению  целей  и  задач  этой  организации. 

Главная задача государственной  власти состоит в том, чтобы методами управления и руководства:

· удержать стабильность;

· обеспечить бескризисное развитие общества;

· не допустить конфликтов в нём.

Таким образом, если говорить о структуре политической власти в институциональном плане, то она может быть представлена так:

а) государственная власть,

б) собственно политическая власть (которая рассматривается как часть власти партий и иных общественно-политических организаций).

Элементами сущностной характеристики политической власти являются:

1) источник власти (чаще всего - собственность);

2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные  организации  и  учреждения   посредством   права,   идеологии);

3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);

4) объекты власти  (классы, социальные слои, индивиды), то есть  управляемые;

5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).

Кстати говоря, необходимо различение субъекта и носителя власти. Осуществление власти различного рода организациями заслоняет сам факт принадлежности власти классу собственников, так как власть в классовом обществе осуществляет не класс в целом, а специальные учреждения - носители власти, наделённые классом, т.е. субъектом власти, властными полномочиями. Субъект осуществляет свою власть посредством носителей власти независимо от того, кому они служат. Осуществление политической власти класса посредством её носителей создаёт иллюзию, что собственная власть носителей независима в целом от власти доминирующего класса.

В зависимости от того, как политическая власть структурирована (или распределена), так она и используется имеющими на это право классами, партиями, индивидами и т.д. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что властью, способностью к действию обладают и те, кто  якобы безвластен.   Право же её  свободного использования сконцентрировано на высших уровнях общества. Например, царь России обладал неограниченной властью, а рабочие и крестьяне, большевики не имели её вообще. Шах Ирана до 1979 г. имел огромные властные полномочия, а священнослужители - почти никаких. Но как в первом, так и во втором случае после свержения монархов революция передала право свободы действий в другие руки. Из этого можно сделать вывод о том, что власть лежит вне  и  за  пределами обладателя власти.

Как считает английский политолог Берри Барнс, власть индивида зависит от способности к действию других. Этот индивид подобен водителю автомобиля, власть которого заключена в самом автомобиле и зависит от мощности двигателя и типа автомобиля.

Информация о работе Пути формирования многопартийности