Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:32, шпаргалка
Пути возникновения государства и права
Вопрос о причинах
происхождения государства, формах
и стадиях этого процесса является
сложным и недостаточно изученным.
Существует множество теорий происхождения
государства, однако в советское
время научной признавалась лишь
марксистско-ленинская теория. Сегодня
ситуация коренным образом изменилась:
в условиях идеологического плюрализма
"право на существование" имеет
любая теория, а степень ее научности
должна определяться посредством критики.Из
теорий происхождения государства можно
выделить: теологическую; теорию насилия;
патриархальную; теорию общественного
договора; классовую, или марксистско-ленинскую,
и т.д. Теологическая
теория
была продуктом эпохи, через которую прошли
все народы, когда мир воспринимался лишь
сквозь призму религии. Отсюда и государство
рассматривается как продукт божественной
воли. Обычно в качестве представителей
этой теории в учебниках приводят средневекового
монаха Фому Аквинского и современного
клерикального мыслителя Ж. Маритэна.
Сюда же, к примеру, следует отнести многочисленных
представителей исламской теологии. Марксистская
критика данной теории, основанная на
отождествлении религии с опиумом для
народа, является явно односторонней и
опровергается многими фактами истории,
в том числе и новейшей.Теория
насилия
(Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) исходит
из того, что государство является продуктом
завоевания одного народа другим либо
подчинения одной частью общества другой.
В подтверждение ее достоверности обычно
ссылаются на многочисленные факты истории:
завоевание Рима германцами, становление
империи Чингисхана и т.д. При кажущейся
логичности такого подхода упускается
из виду, что само завоевание приобретает
смысл лишь на той ступени истории, когда
человек стал создавать в процессе труда
прибавочный продукт. Поэтому в основе
данной теории лежат все-таки экономические
факторы, а не сам по себе факт завоевания. Патриархальная
теория, согласно Филмеру и Михайловскому,
исходит из того, что власть монарха вырастает
из власти главы большой патриархальной
семьи и в силу этого должна строиться
по модели семьи. Теория явно не в ладах
с логикой и историческими фактами. Если
бы государство вырастало из семьи, то
в мире должно было бы быть столько же
государств, сколько семей составляло
их основу. Кроме того, история свидетельствует,
что процесс разложения родового строя
шел не от семьи к государству, а от родовой
общности к моногамной семье. Марксистская,
или классовая, теория
государства
исходит из того, что государство возникает
на развалинах родового строя в результате
появления частной собственности и раскола
общества на классы с непримиримыми интересами.
С помощью государства экономически господствующий
класс становится и политически господствующим.
Эта теория оказала большое влияние на
развитие науки о государстве и праве.
Однако научные данные, накопленные за
более чем столетний период с момента
выхода классической работы Ф. Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности
и государства", внесли в нее существенные
коррективы. Так, они не подтверждают последовательность
процесса общественного разделения труда,
описанного Ф. Энгельсом. Государство в
любом случае возникает в процессе общественного
разделения труда. Появление на известной
стадии истории людей, профессионально
занимающихся управлением, т.е. осуществлением
властных функций, было столь же естественным,
как появление ремесленников, торговцев,
земледельцев и т.д.Возникновение
права было вызвано необходимостью
социального регулирования отношений
между членами общества.Относительно
времени и порядка возникновения права
существуют различные
точки зрения:1) возникновение права
произошло по каким—либо одинаковым причинам
и одновременно с возникновением государства;2) право
и государство – это различные явления
общественной жизни, поэтому причины их
возникновения не могут быть одинаковыми,
и право в виде норм поведения возникает
ранее, чем государство.Возникновение
права, как и возникновение государства,
происходило в процессе длительного развития
общества.Основная
норма поведения в период
первобытно—общинного
строя – обычай, который закреплял передаваемые
из поколения в поколения варианты поведения
в определенных ситуациях и отражал интересы
всех членов общества в равной степени.Признаки
обычаев:1) создание их обществом;2) выражение
в них воли и интересов общества, а не отдельных
лиц, личные интересы которых не принимались
во внимание;3) передача их из поколения
в поколение с закреплением в сознании
людей;4) закрепление в их наиболее рациональных
вариантов поведения;5) добровольное исполнение
их в силу привычки, так как обычаи поддерживались
не только мнением членов общества, авторитетом
вождя и старейшин, но и угрозой наказания
свыше;6) обычай – форма выражения моральных,
религиозных и иных требований;7) отсутствие
специального органа, охраняющего исполнение
обычаев, так как они охранялись всем обществом
и соблюдались добровольно;8) отсутствие
различия между правами и обязанностями.Обычаями
регламентировались все сферы деятельности
в первобытном обществе, но со временем
совместно с ними стали действовать и
нормы общественной
морали, религиозные
догмы, которые были тесно связаны с
обычаями и отражали представления о справедливости,
добре и зле, честном и бесчестном. В процессе
применения общинными и родовыми судами
обычаев на практике появились прецедент
и юридический договор.В условиях
расслоения общества и появления частной
собственности перед обществом стал вопрос
о необходимости нового социального регулятора
общественных отношений, который мог бы
обеспечить порядок в обществе. Для решения
этого вопроса были созданы правовые
обычаи (право), которые обеспечивались
государством.8
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВАТеории
происхождения государства:1) теологическая
теория – теория Божественного происхождения
государства, согласно которой государство
было создано и существует по воле Бога,
а право – это Божественная воля. Согласно
этой теории церковная власть имела преимущественное
положение над светской властью, а монарх
при вступлении на престол освящался церковью
и считался представителем Бога на земле.
Представители – Ф.
Аквинский, Ф. Лебюфф,
Д. Эйве;2) патриархальная
теория – теория происхождения государства
в результате исторического развития
семьи, когда разросшаяся семья становится
государством. Согласно данной теории
монарх – отец (патриарх) своих подданных,
которые должны слушать его неукоснительно
и относиться к нему с почтением. В ответ
монарх должен был заботиться о своих
подданных и управлять ими. Представители
– Аристотель, Конфуций,
Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;3) договорная
теория, согласно которой государство
– продукт человеческого разума, а не
проявление Божественной воли. Представители
этой теории считали, что государство
возникло в результате заключения между
людьми общественного договора с целью
обеспечения их общей пользы и интересов.
В случае нарушения или невыполнения условий
общественного договора люди были вправе
расторгнуть его, причем даже с помощью
революции. Представители – Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Дж.
Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н.
Радищев;4) психологическая
теория, сторонники которой связывают
возникновение государства с особыми
свойствами человеческой психики: потребность
во власти одних над другими и стремление
одних подчиняться другим. Представители
– Л. И. Петражицкий,
Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.
М. Коркунов;5) теория
насилия, согласно которой государство
возникло как результат насилия, путем
завоевания слабых и беззащитных племен
более сильными, выносливыми и организованными
племенами. Представители – Е.
Дюринг, Л. Гумплович,
К. Каутский;6) материалистическая
теория, согласно которой образование
государства является результатом изменения
общества вследствие социально—экономических
причин. Представители – К.
Маркс, Ф. Энгельс, В.
И. Ленин, Г. В. Плеханов;7) патримониальная.
Государство произошло от права собственности
на землю и связанного с ним права владения
теми лицами, кто на этой земле проживает.
Представитель – А.
Галлер;8) органическая.
Государство возникло и развивалось как
биологический организм. Представители
– Г. Спенсер, А. Э.
Вормс, П. И. Прейс;9) ирригационная.
Государство возникло в связи с широкомасштабной
организацией строительства ирригационных
сооружений. Представитель – К.
А. Виттфогель.