Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение и применение опыта механизмов преобразования для соседних стран.
Целью дипломного исследования являются влияние социально-экономических и политических реформ на развитие КНР в 1986-2000 годах. В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 6
1.1. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма 6
1.2. Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР 9
1.3. Изменение социально-экономического и политического курса КНР 17
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ КНР 22
2.1. Реформа экономической системы 22
2.1.1. Реформа сельской экономики 26
2.1.2. Реформа городской экономики 30
2.1.3. Реформа финансовой системы КНР 40
2.2. Социальные реформы КНР 44
2.2.1. Реформа социального обеспечения 46
2.2.2. Реформа образовательной сферы 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 57
3.1. Истоки политического кризиса КНР 57
3.2. Политическая реформа в КНР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Что касается
города и промышленности, то здесь
были сильно ограничены роль государственного
плана и централизованного
Реформы
были радикальными и
В результате III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва центр тяжести работы партии был перенесен, главным образом, на экономическую область. Ставилась задача значительного развития производственных сил до уровня, соответствующего изменениям многих аспектов производственных отношений, отказа от устаревших форм управления и прежнего образа мышления. Дэн Сяопин решительно отстаивал на пленуме необходимость всесторонних реформ с тем, чтобы можно было строить социализм с действительно китайской спецификой. При этом в постановлении пленума отмечалось, что «нельзя разом отвергать все прежнее, необходимо неуклонно проводить в жизнь те установки хозяйственной политики, которые вполне оправдали себя в длительной практике». [60; 26] В то же время предлагалось с учетом новых условий осуществить ряд важных экономических мероприятий, приступить к коренной реформе системы экономического управления и методов хозяйствования. Эти установки пронизаны стремлением провести черту под прежними, командно-административными методами руководства и хозяйствования.
Как уже говорилось выше, самое общее выражение принятая на пленуме программа будущих преобразований получила в формуле «социалистическая модернизация в четырех областях». Она означала перестройку на новых основах промышленности, сельского хозяйства, армии, науки и техники. Главная цель четырех модернизаций – создать в КНР к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни – «сяокана». Это означает, что валовой национальный продукт на душу населения должен достигнуть 800-1000 американских долларов. При росте населения к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов ВНП страны приблизится к триллиону долларов. [42; 7]
III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва призвал партию сосредоточить главное внимание на обеспечении скорейшего подъема сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве вводилась система контрактов и производственной ответственности, восстанавливались свободные рынки, повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, развивалась многоотраслевая система хозяйства в сельской местности. [38; 75] Городская реформа охватывала промышленность, торговлю, науку, просвещение. [60; 26]
Важная составная часть китайской экономической реформы была связана с политикой расширения связей и сотрудничества с внешним миром, в разработке которой Дэн Сяопину принадлежит особая роль. В свое время она принесла немалые выгоды Китаю. Политика расширения связей с заграницей, по словам китайского руководства, имела три аспекта. В первую очередь происходило расширение связей с развитыми капиталистическими государствами, откуда главным образом привлекался капитал и заимствовались технические достижения. С другой стороны, укреплялись отношения с Советским Союзом и социалистическими странами Восточной Европы. Китай выступал за активизацию торговли, технического сотрудничества и даже за создание совместных предприятий, а также техническую реконструкцию предприятий, построенных с их помощью в 50-е годы. Также предусматривалась интенсификация связей с развивающимися странами. [56; 75]
Таким образом, процесс модернизации Китая, утвержденный Компартией в конце 1978 г, начавшись с преобразований в сельском хозяйстве, имеющий целью реформу промышленности и изменение внешней политики, решительно набирал обороты. Ведущая роль в этом процессе принадлежала великому политическому деятелю, «архитектору китайских реформ» Дэн Сяопину, сумевшему за фантастически короткие сроки вывести страну из социально-экономического кризиса.
Подводя итог первой главе, необходимо еще раз отметить, что к концу 1976 г. КНР оказалась в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Смена власти в ЦК КПК, приход к управлению страной маоистов-прагматиков во главе с Дэн Сяопином стали важным историческим событием КНР. На состоявшемся 18-22 декабря 1978 г. III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва Дэн Сяопином была предложена новая экономическая политика и новый политический курс. В контексте идеи «четырех модернизаций» были сформулированы четыре основных принципа экономических реформ, отражавшие, по сути, процесс реорганизации социально-экономической сферы в условиях старой политико-административной системы. Однако практика показала, что процесс экономической модернизации Китая не мог быть достаточно эффективным в отсутствие преобразований в политической сфере. В этой связи Дэн Сяопином была выдвинута идея строительства социализма «с китайской спецификой», внесены ставшие необходимыми изменения во внутреннюю и внешнюю политику КНР.
2.1. Реформа экономической системы
В течение значительного промежутка времени, начиная с 50-х гг., Китай осуществлял плановое ведение экономики, которое сыграло позитивную роль для концентрации финансовых и материальных ресурсов, технических средств на строительство объектов общегосударственного значения, в рациональном распределении ресурсов, изменении экономического облика регионов, создании исходной базы для их индустриализации. [54; 2] Однако по мере непрерывного увеличения объемов производства и появления полиструктурности экономики, недостатки планового хозяйства стали проявляться со все большей очевидностью. Так, например, чрезвычайно завышалось значение общественной собственности в ущерб иным формам собственности, что явно не соответствовало уровню развития производительных сил, находившихся лишь на первоначальной стадии социализма. Не было четкого разграничения функций между административным аппаратом и предприятием, что привело к произвольному вмешательству в дела предприятий, которые практически полностью утратили самостоятельность в хозяйствовании. Однобоко указывалась важность планов, и игнорировались закон стоимости и роль рыночной системы. В управлении экономикой царило голое администрирование, абсолютно не учитывающее возможности управления посредством экономических и юридических рычагов. В сфере распределения национальных благ главенствовал принцип уравниловки. Все это препятствовало развитию производительных сил общества. Вот почему возникла насущная необходимость планомерного и последовательного проведения реформы экономической системы. [54; 2-3]
Такая реформа в Китае началась в 1979 г. Ее первым шагом был переход на различные формы подрядной ответственности крестьянских хозяйств. Постепенно были прекращены централизованные закупки и плановые поставки государству продуктов сельского хозяйства и подсобных промыслов, отменено большинство ограничений цен на сельхозпродукты. Проводилось упорядочение системы сельхозпроизводства, и оно стало ориентироваться на обобществленное товарное производство и специализацию; большое внимание уделялось развитию волостно-поселковых предприятий, способных взять на себя избыток рабочей силы. [6; 87] Начиная с 1984 года, главные усилия в проведении реформы экономической системы были перенесены на города. Это означало: 1) Регулирование структуры собственности, т. е. при сохранении общественной собственности как главного сектора многоукладной экономики давалась возможность создания и развития другим формам собственности. С 1979 по 1992 год в валовой промышленной продукции доля предприятий всенародной собственности снизилась с 78,5% до 48,1%, удельный вес продукции предприятий коллективной собственности возрос с 21,5 % процента до 38 %, а доля индивидуальных кооперативных предприятий и предприятий на иностранном капитале в общей сложности – до 13, 9 %. 2) Расширение прав государственных предприятий на самохозяйствование, укрепление и оживление их экономической деятельности. Предприятия в пределах действующего законодательства наделялись значительными правами самохозяйствования. Это, в частности, права на составление собственных планов производства, закупку сырья и сбыт торговой продукции, установление цен, распоряжение оставшейся частью прибыли и имущественными ценностями, увольнение и найм рабочих и служащих, определение уровня зарплаты и премий, решение вопросов экономического сотрудничества. Параллельно государственные предприятия внедряли систему подрядной ответственности, активно устанавливали связи между собой по горизонтали, создавали концерны и в опытном порядке проводили акционирование. 3) Осуществление реформы цен и развитие рынков всех категорий. По мере продвижения реформы цен законы рынка стали играть все большую роль в процессе ценообразования. В 1992 г. Товары, цены на которые формируются рынком, составили 85 % в общей массе закупаемой продукции сельского хозяйства и подсобных промыслов. 90 % объема промышленных потребительских товаров, поступающих в розничную продажу. 70 % средств производства по фабрично-заводской цене. 4) Проведение реформы системы планирования, финансовой системы и денежного обращения, постепенное усовершенствование макроуправления экономикой. Сузились рамки непосредственного планового управления, возросла роль рыночного урегулирования. Смягчение жестких административных методов способствовало укреплению экономических и юридических норм. Реформа финансовой системы подразумевала децентрализацию финансов в пользу регионов. Каждый регион получал возможность самостоятельно реализовывать выделенное ему государственное финансовое обеспечение, в результате единый госбюджет вышел в русло двойного госбюджета. Народный банк Китая, выполняющий функции центрального банка, создал специализированные банки с правом непосредственного ведения банковских операций; был создан также ряд небанковских финансовых структур. 5) Осуществление реформы внешней торговли исходя из реальной обстановки Китая и в соответствии с международными традициями. Один за другим были аннулированы дотации на экспорт и регулирующий налог на импорт, значительно сокращен перечень лицензионных товаров и товаров с квотой, аннулировано директивное планирование экспорта и импорта. Снижение таможенных тарифов открыло доступ иностранным товарам на китайский рынок. 6) Преобразование системы распределения общественных материальных благ, придание ей многообразия, но за основу этой системы принимается принцип оплаты по труду. На государственных предприятиях и в непроизводственных организациях устанавливается система структурной заработной платы на основе служебной ставки. Объем заработной платы любого предприятия должен увязываться с его экономической эффективностью, а размер зарплаты отдельного рабочего и служащего – с его личным трудовым вкладом. Помимо основного заработка, законными признаются и побочные доходы. Должны поощряться те люди, которые своим честным трудом или законной экономической деятельностью добились богатства. В реформе системы социального обеспечения главное внимание сосредоточивается на страховании по ожиданию трудоустройства и по старости. [48; 8-9]
XIV Всекитайский съезд КПК, исходя из проделанной работы по реформе экономической системы, установил основную цель реформ – создание системы социалистической рыночной экономики. [38; 243] В марте 1993 г. на первой сессии ВСНП восьмого созыва была принята поправка к Конституции, закрепляющая положение о том, что «Государство осуществляет социалистическую рыночную экономику». [38; 244] Система социалистической рыночной экономики увязана с социалистическим строем. В этих условиях при наличии общественной формы собственности, которая занимает доминирующее положение в народном хозяйстве, функционируют индивидуальный, частный сектора экономики и сектор с использованием иностранного капитала, которые рассматриваются как дополнение к общественной собственности. Все эти сектора экономики в течение длительного времени будут сосуществовать и совместно развиваться. В сфере распределения материальных благ превалирует принцип «каждому – по труду», который, естественно, дополняется и другими формами распределения; учитывается и справедливость, и эффективность работы. В области макрорегулирования и макроконтроля перспективные интересы населения должны увязываться с сегодняшними, частные – с общими, что поможет проявить преимущества как плановой экономики, так и рыночной. [59; 4]
Таким образом, реформа, начавшаяся в 1979 г. с сельского хозяйства, благотворно сказавшись на уровне жизни сельского населения, явилась частью социальных преобразований, повлекла за собой ряд преобразований в промышленной, торговой, политической сферах.
2.1.1. Реформа сельской экономики
Первый этап аграрной реформы открыли решения III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшегося в декабре 1978 г. В принятом на пленуме «Постановлении (проекте) относительно некоторых вопросов ускорения темпов развития сельского хозяйства» были выбраны следующие основные установки: уважать права собственности и право на хозяйственную самостоятельность производственных бригад; на основе общественной собственности на основные средства производства (землю) широко внедрять систему подрядной ответственности, при которой оплата труда производится по его конечному результату; восстанавливать и защищать приусадебные участки, подсобное домашнее хозяйство крестьян и открывать рыночную торговлю; осуществлять социалистический принцип распределения «каждому по труду»; покончить с уравниловкой; повысить закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов и т. д. [41; 5]
При
системе семейного подряда
Наряду с этим с 1979 г. началась реформа системы народных коммун, которые служили как низовыми хозяйственными единицами, так и низовыми органами власти в деревне, которым подчинялись производственные бригады. Началось и к концу 1984 г. в основном закончилось разделение властных и хозяйственных функций. Функцию государственной власти на местах теперь выполняли новые волостные правительственные органы, а народные коммуны преобразованы в разнообразные кооперативно-хозяйственные единицы на уровне волости. [44; 12]
Семейный
подряд дал мощный стимул
В 1988 г. ЦК КПК И Госсовет разработали «10 положений относительно дальнейшего оживления сельской экономики» претворение их в жизнь открыло второй этап аграрной реформы в Китае. Главный смысл новых преобразований заложен в отмене системы централизованных заготовок сельхозпродукции и введении закупок по договорам контракции, урегулировании отраслевой структуры в деревне, в развитии волостных и поселковых предприятий, различных подсобных промыслов и т. д. [60; 274]
Отмена
госзаказов, введение системы контракции
закупок и свободных цен на
мясо, молоко, яйца, овощи и т. д.,
свободной торговли, альтернативной
государственной, дали мощный
толчок переводу аграрного