Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение и применение опыта механизмов преобразования для соседних стран.
Целью дипломного исследования являются влияние социально-экономических и политических реформ на развитие КНР в 1986-2000 годах. В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 6
1.1. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма 6
1.2. Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР 9
1.3. Изменение социально-экономического и политического курса КНР 17
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ КНР 22
2.1. Реформа экономической системы 22
2.1.1. Реформа сельской экономики 26
2.1.2. Реформа городской экономики 30
2.1.3. Реформа финансовой системы КНР 40
2.2. Социальные реформы КНР 44
2.2.1. Реформа социального обеспечения 46
2.2.2. Реформа образовательной сферы 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 57
3.1. Истоки политического кризиса КНР 57
3.2. Политическая реформа в КНР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Таким образом, вопрос о политической реформе после тяньаньмэньских событий формально не был снят, но он перестал фигурировать в качестве первоочередной, неотложной задачи. В китайской печати появились статьи, авторы которых отмечали пагубность и опасность перехода к демократическим формам правления.
Китайское руководство неоднократно заявляло, что демократия в Китае будет развиваться с учетом китайской специфики и носить социалистический характер. Цзян Цзэминь в докладе на XIV съезде КПК категорически отверг мысль о возможности введения в Китае многопартийной системы и парламентской формы власти. Демократизация в Китае, по его мнению, будет осуществляться путем совершенствования системы собраний народных представителей, усиления их роли в принятии законов и контроля их исполнения. Составной частью политической системы по-прежнему остается сотрудничество различных партий под руководством КПК, а также система политических консультаций. [31; 51-52]
Однако уже на XIV съезде Компартии Китая в 1992 г. Цзян Цзэминь пересмотрел ряд положений, высказанных им в 1989 г. В докладе на XV съезде (1997 г.) содержится безоговорочное признание необходимости глубоких и радикальных реформ. О событиях 1989 г. говорилось как о «суровом опыте международных и внутренних политических волнений». Более того, делегаты съезда призвали пересмотреть оценки событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. [39; 219]
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: истоки политического кризиса КНР коренились в основах социально-экономических и политических процессов, резко обострившихся в 1978 г. в связи с изменением социально-экономического и политического курса страны. Стремительное развитие экономической сферы КНР, обусловленное многомерными реформами, не могло не отразиться на самосознании китайского общества. Кроме того, сама экономическая реформа, динамично развиваясь, требовала от страны соответствующих преобразований во внутри- и внешнеполитической жизни.
3.2. Политическая реформа в КНР
Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.
По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.
Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего. [56; 74]
Принципиально
важно, что концепцией реформы
не предусматривается создание
какой-либо новой модели
Стержневым
элементом реформы названо
Из
реально осуществляемых
В
рамках реформы в
Происходят
изменения и в других сферах
партийной жизни, в том числе
в работе руководящих органов
КПК. Принято решение об
Важным
шагом в направлении
Вместе с тем при всей значимости перечисленных мероприятий они дали пока ограниченный эффект. [56; 75]
Важным
направлением реформы является
перестройка правительственных
органов с целью создания
Содержание
такой перестройки видится в
Китае в прекращении прямого
вмешательства органов
В
рамках этой линии упрощается
аппарат управления, ликвидируются
его промежуточные инстанции,
создаются укрупненные
Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск эффективных форм обновления и сменяемости кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных руководителей, ученых, литераторов и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль. [65; 26-27]
К
числу основных направлений
Поставлена задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп. [56; 78]
Совершенствуется
система «общественных
III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия – приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР. Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие социалистические государства. [3; 2]
Потребность
в сотрудничестве с
На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:
В
позициях китайского
Тем не менее, не смотря на упомянутые моменты, изменения в китайской политике выглядели разительными. Был взят курс на переход от конфронтации к преодолению разногласий и сотрудничеству на мировой арене.
Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии, но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.
На американском
направлении перемены выразились в
ужесточении китайских позиций
по спорным вопросам и в дистанционировании
КНР от США на международной арене.
Пекин перестал идти навстречу американским
предложениям и призывам стратегического
характера, все настойчивее фиксируя
независимость и
Параллельно
намечались сдвиги и в
Энергичные
усилия предприняло китайское
Изменяя
многие параметры своей