Реформы 70-90 годов 20 века в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение и применение опыта механизмов преобразования для соседних стран.
Целью дипломного исследования являются влияние социально-экономических и политических реформ на развитие КНР в 1986-2000 годах. В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 6
1.1. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма 6
1.2. Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР 9
1.3. Изменение социально-экономического и политического курса КНР 17
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ КНР 22
2.1. Реформа экономической системы 22
2.1.1. Реформа сельской экономики 26
2.1.2. Реформа городской экономики 30
2.1.3. Реформа финансовой системы КНР 40
2.2. Социальные реформы КНР 44
2.2.1. Реформа социального обеспечения 46
2.2.2. Реформа образовательной сферы 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 57
3.1. Истоки политического кризиса КНР 57
3.2. Политическая реформа в КНР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 160.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вопрос о политической реформе после  тяньаньмэньских событий формально не был снят, но он перестал фигурировать в качестве первоочередной, неотложной задачи. В китайской печати появились статьи, авторы которых отмечали пагубность и опасность перехода к демократическим формам правления.

 Китайское руководство неоднократно заявляло, что демократия в Китае будет развиваться с учетом китайской специфики и носить социалистический характер. Цзян Цзэминь в докладе на XIV съезде КПК категорически отверг мысль о возможности введения в Китае многопартийной системы и парламентской формы власти. Демократизация в Китае, по его мнению, будет осуществляться путем совершенствования системы собраний народных представителей, усиления их роли в принятии законов и контроля их исполнения. Составной частью политической системы по-прежнему остается сотрудничество различных партий под руководством КПК, а также система политических консультаций. [31; 51-52]

  Однако уже на XIV съезде Компартии Китая в 1992 г. Цзян Цзэминь пересмотрел ряд положений, высказанных им в 1989 г. В докладе на XV съезде (1997 г.) содержится безоговорочное признание необходимости глубоких и радикальных реформ. О событиях 1989 г. говорилось как о «суровом опыте международных и внутренних политических волнений». Более того, делегаты съезда призвали пересмотреть оценки событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. [39; 219]

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: истоки политического кризиса КНР коренились в основах социально-экономических и политических процессов, резко обострившихся в 1978 г. в связи с изменением социально-экономического и политического курса страны. Стремительное развитие экономической сферы КНР, обусловленное многомерными реформами, не могло не отразиться на самосознании китайского общества. Кроме того, сама экономическая реформа, динамично развиваясь, требовала от страны соответствующих преобразований во внутри- и внешнеполитической жизни.       

 

3.2. Политическая реформа в КНР

Задача  совершенствования партийного и  государственного руководства Китая  была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.

 По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.

 Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего. [56; 74]

 Принципиально  важно, что концепцией реформы  не предусматривается создание  какой-либо новой модели политической  системы. Речь идет именно о  «самосовершенствовании и саморазвитии»  социализма с сохранением сильной  роли партии, государства, повышением  эффективности их деятельности.  [56; 74]

Стержневым  элементом реформы названо разделение функций партийных и государственных  органов. Надлежит уточнить место и  роль  компартии в общественной структуре и политическом механизме, формы и методы ее руководства, а  также нормы внутрипартийной  жизни. В документах XIII съезда указывается, что Компартия Китая «является руководящим ядром дела социализма». Резко отвергается как неприемлемая для Китая многопартийная система поочередного правления. Подчеркивается, что она может привести лишь к социальным волнениям и «создать помехи на пути политической демократизации». [56; 74]

 Из  реально осуществляемых мероприятий  на этом направлении можно  отметить процесс ликвидации  отделов партийных комитетов,  дублирующих работу органов государственного  управления (в аппарате ЦК КПК  отраслевых отделов нет). Упраздняются  и должности секретарей-парткомов,  ранее курировавших деятельность  государственных учреждений. Аналогичным  образом ликвидируются отделы  территориальных партийных комитетов,  курировавшие деятельность функциональных  подразделений местных органов  государственного управления.

 В  рамках реформы в министерствах  и ведомствах упразднены так  называемые группы руководства,  которые раньше назначались вышестоящими  партийными органами и, по существу, руководили всей повседневной  работой. Вводится единоначалие  руководителей учреждений при  повышении роли их парткомов  как проводников политики партии.

 Происходят  изменения и в других сферах  партийной жизни, в том числе  в работе руководящих органов  КПК. Принято решение об увеличении  числа ежегодно созываемых пленумов  ЦК, заслушивании  на них отчетов  Политбюро. Новым моментом является  публикация в китайской печати  сообщений о заседаниях Политбюро  ЦК КПК и принимаемых на них решениях. [56; 75]

Важным  шагом в направлении демократизации внутрипартийной жизни явилось  введение многомандатной системы выборов  секретарей и членов бюро (комитетов) всех парторганизаций снизу доверху, вплоть до ЦК КПК.

Вместе  с тем при всей значимости перечисленных  мероприятий они дали пока ограниченный эффект.  [56; 75]

 Важным  направлением реформы является  перестройка правительственных  органов с целью создания гибкой  и высокоэффективной управленческой  системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития  социалистической товарной экономики. 

Содержание  такой перестройки видится в  Китае в прекращении прямого  вмешательства органов государственного управления в оперативную деятельность хозяйственных организаций, более  четком определении их функций и  полномочий с упором на контрольно-ревизионную  и координационно-информационную деятельность, а также расширении прав местных органов власти. [56; 76]

 В  рамках этой линии упрощается  аппарат управления, ликвидируются  его промежуточные инстанции,  создаются укрупненные отраслевые  хозяйственные органы, использующие  преимущественно косвенные экономические  (налоги, кредит, нормативы и т.д.) и правовые рычаги. Часть функций,  ранее выполнявшихся государственными  органами, передается отраслевым корпорациям или ассоциациям. [58; 76]

Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск  эффективных форм обновления и сменяемости  кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение  ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных  руководителей, ученых, литераторов  и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение  партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль. [65; 26-27]     

 К  числу основных направлений реформы  относится повышение роли собраний  народных представителей как  главного политического института страны. [56; 77]

Поставлена  задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп. [56; 78]

 Совершенствуется  система «общественных консультаций  и диалога» как механизм неформальной  связи между руководителями и  руководимыми, коммунистами и беспартийными,  центральными и местными органам,  как канал своевременного доведения  социально значимой информации  снизу вверх и сверху вниз.  Придается значение также повышению  авторитета и усилению контрольных  функций профсоюзов, комсомола, федерации  женщин, других массовых общественных  организаций. Возникают и новые  формы общественного контроля, например, общественные комитеты по контролю за неоправданным и произвольным повышением розничных цен. [56; 78-79]

 III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия – приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР.  Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие  социалистические государства. [3; 2]

 Потребность   в сотрудничестве с социалистическим  миром усиливалась по мере  того, как накапливались негативные  экономические и идеологические  последствия контактов с Западом.  Появилась необходимость пересмотра  и регулирования внешнеполитического  курса страны.

      На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:

  1. Был снят тезис о том, что Советский Союз является «главным источником опасности новой мировой войны и угрожает всем странам, в том числе США».
  2. Исключено положение о необходимости создания единого фронта во всемирных масштабах (включая Соединенные Штаты) для противодействия «советскому гегемонизму». Вместо этого было провозглашено, что КНР проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, не примыкает ни к какой крупной державе или группе государств, не вступает с ними в союз, не склоняется перед нажимом никакой крупной державы.
  3. Заявлено, что Китай будет стремиться к нормальным отношениям со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования, в том числе и с обеими «сверхдержавами» (СССР и США).
  4. Сделан упор на важность развивающихся стран в китайской внешней политике.
  5. Впервые за многие годы выражена готовность налаживать отношения с зарубежными компартиями. В качестве базы взаимоотношений положены четыре принципа: независимость и самостоятельность, полное равноправие, взаимное уважение, невмешательство во внутренние дела друг друга.
  6. Поставлена задача направить внешнюю политику страны на «создание международного окружения», способствующего установлению прочного мира во всем мире, в условиях которого Китай мог посвятить всю свою энергию социалистическому строительству». Подчеркнуто, что КНР объективно заинтересована в разоружении и разрядке напряженности и считает возможным сохранение мира, предотвращение всеобщего конфликта. [3; 1]

 В  позициях китайского руководства  сохранялись и некоторые прежние  моменты. Так, борьба за мир  неразрывно увязывалась с противодействием  «гегемонизму двух сверхдержав». Оставалось различие в подходе Китая к СССР и США. Москва обвинялась в создании «серьезной угрозы» безопасности КНР, без устранения чего нормализация советско-китайских отношений не представлялась возможной. Речь шла о так называемых «трех препятствиях». [3; 2]

Тем не менее, не смотря на упомянутые моменты, изменения  в китайской политике выглядели  разительными. Был взят курс на переход  от конфронтации к преодолению разногласий и сотрудничеству на мировой арене.

Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии,  но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.

На американском направлении перемены выразились в  ужесточении китайских позиций  по спорным вопросам и в дистанционировании КНР от США на международной арене. Пекин перестал идти навстречу американским предложениям и призывам стратегического  характера, все настойчивее фиксируя независимость и самостоятельность  собственного внешнеполитического курса. [3; 2]

 Параллельно  намечались сдвиги и в советско-китайских  отношениях. Осенью 1982 г. была достигнута договоренность о проведении политических консультаций между КНР и СССР. Объем двустороннего товарооборота вырос в том же году на 50 %, состоялись первые после длительного перерыва взаимные визиты делегаций. Пекин взял курс на расширение связей со всеми странами социалистического содружества (исключая Вьетнам), на восстановление связей с большинством коммунистических и рабочих партий. Было заявлено, что КПК строит свои взаимоотношения с зарубежными коммунистами независимо от их близости к КПСС. Компартия Китая признала,   что в прошлом допускала в отношении других партий ошибки и промахи, которые повлекли за собой отрицательные последствия. [3; 2-3]

Энергичные  усилия предприняло китайское руководство  по укреплению позиций КНР в развивающемся  мире. Китай все активнее взаимодействовал с движением неприсоединения, «группой 77», организовывал мероприятия по налаживанию сотрудничества «Юг -- Юг». Углублялись связи со странами АСЕАН, были внесены коррективы в подход к Индии. Улучшились отношения с рядом левых правительств и движений (Анголой, Эфиопией, Никарагуа, Африканским национальным конгрессом и другими).

 Изменяя  многие параметры своей политики, Китай не хотел, однако, портить  связи с Западом. В 1983-1984 гг. КНР удалось добиться от США  и их союзников важных уступок  в политических и экономических  вопросах. Отношения между сторонами  стабилизировались и продолжали  наполняться материальным содержанием.  Контакты развивались в различных  областях, в том числе и военной.

Информация о работе Реформы 70-90 годов 20 века в Китае